Культурный детерминизм

Убежденность в том, что схемы поведения определяются скорее культурными, чем биологическими или психологическими факто-

к

рами. Культурный детерминизм подчеркивает прсемственность схем поведения в течение продолжительного времени. когда усво-енное поведение передается от одного поколения к следующему.

Культурный релятивизм

Согласно этому мнению, схсмы поведения, обнаруживаемые в различных культурах, имеют одинаковую ценность, и одна куль-тура ничем не лучше другой. Одной из импликаций этого мнения является невозможность судить о превосходстве отделыюго набо-ра ценностей вне специфического культурного контекста, где они были сформированы. Точно так же, суждения о нормальном и не-нормальном в значительной степени зависят от культурного опы-та и предубеждений человека.

КУР

См. Коэффициеит умствеипого развития.

л

Лаборатория

Термин обычно обозначает помещение, где психолог может на-блюдать за поведением участников, поддерживая определенную степень контроля над физической средой во время эксперимента.

Лабораторный эксперимент

См. Эксперішеит.

Ламаркизм

Ныне устаревшая и отвергнутая система взглядов на наслед-ственлостъ и приобретенные характеристики. Ламарк полагал, что если среда обитания животного существенно меняется, то оно приобретает новые привычки или физические характеристи-ки, соответствующие изменившимся требованиям. При этом про-исходят изменения в нервной системе животного, которые затем передаются следующему поколению. В качестве примера обычно приводят жирафа, чья шея удлинялась по мере того, как ему при-ходилось тянуться за верхними листьями в кронах деревьев.

Латентное научение

Если во время эксперимента животному позволяют, например, бродить по лабиринту без какого-либо подкретеиия, то позднее, оказавшись в лабиринте, оно выучит его быстрее, чем другие жи-вотные, не обладающие предварительным опытом. Это кажется очевидным, но ранее считалось, что такие животные, как крысы, могут научиться проходить лабиринт лишь с помощью подкрепле-ния. «Латентное научение» означает, что животное формирует мысленную схему лабиринта без подкрепления и дополнительных стимулов.

Латентность

Термин обозначает период, когда организм неактивен или ка-жется неактивным. Это бездействие обычно бывает вызвано осо-

л

бым атшулом и заканчивается, когда организм вырабатывает реакцию на этот стимул.

Латентный эффект

Термин описывает тот факт. что многие методы убеждения или пропагаиды не дают моментального результата, но любые измене-ния в поведении человека, подвергнутого ииформащюиному воздей-ствию, могут проявиться через некоторое время. В более широком контексте термин обозначает любой отсроченный эффект, возни-кающий в результате определенного вмешательства. К примеру, некоторые дети, занимавшиеся по программе «Быстрый старт» в США в 1960-е годы, сначала имели мало преимуществ перед свои-ми сверстниками, но впоследствии учились значительно лучше по сравнению с контрольной группой детей, не проходивших эту про-грамму.

Латеральное мышление

Подход к решению проблем, при котором человек смотрит на проблему под разными углами, пытаясь найти наилучшее реше-ние. Этот подход считается альтернативой неуклонному продви-жению к цели и чаще позволяет найти разные способы решения одной и той же проблемы.

Левинсон, Д.

Американский психолог, широко известный благодаря своей книге «Времена года в жизни человека». Согласно Левинсону, жизненный цикл человека состоит из четырех главных эпох. Каж-дая эпоха (например, юность или зрелость) характеризуется раз-личными задачами развития, которые следует выполнить за дан-ный срок. Эпохи связаны переходными периодами, в течение кото-рых человек оставляет выполненные задачи позади и принимается за решение следующих.

Лепетание

Вид младенческой звуковой коммуникации: такие морфемы, как «дадада» или «мамама», не имеющие определенного смысла (это повторение созвучий), но наделяемые смыслом людьми из ближайшего окружения ребенка. Так, если младенец лепечет «па-папа», вызывая позитивную реакцию отца, формируется полоэіси-телъиый стимул, что делает повторение этих звуков более вероят-

л

ным. Глухие дети тоже лепечут, но в отсутствие обратной связи вскоре прекращают это делать.

Лечение медицинскими препаратами

Подход к лечению психических расстройств, основанный на биологических объяснениях причин аиормалыюго поведеиия. Лече-ние медицинскими препаратами включает чстыре основные кате-гории:

• Препараты для лечения тревоэісиых расстройств оказывают благотворное воздействие, но их чрезмернос употребление в течение продолжительного времени может привести к воз-никновению зависимости.

• Антипсихотические препараты применяются для ослабле-ния симптомов психоза и широко используются при лече-нии шизофрении. Их применение в терапии этого рас-стройства более эффективно, чем любой другой метод. однако лишь сочетание с психотерапией может дать опти-мальные результаты. Кроме того, антипсихотические пре-параты могут привести к нежелательным побочным эф-фектам, не всегда обратимым по окончании курса лече-ния. Антипсихотические препараты популярны по той простой причине, что они дают надежду на улучшение для пациентов, которые в ином случае влачили бы безнадеж-ное существование.

• Антидепрессаиты облегчают симптомы депрессии. К ним от-носятся МАО-ингибиторы, трициклические препараты и второе поколение антидепрессантов (такие средства, как «прозак»). Последние два вида препаратов прописываются чаще, чем МАО-ингибиторы, вызывающие ряд потенциаль-но опасных побочных эффектов. Хотя антидепрессанты лишь немногим более эффективны, чем когнитивная тера-пия, при совместном применении эффективность обеих мсто-дик возрастает.

• Антибиполярные препараты, такие как литий (в форме кар-боната лития) используются при лечении людей, страдаю-щих биполярными расстройствсши. Эти препараты стабили-зируют резкие перепады настроения, изменяющегося в ши-роких пределах, от маниы до депрессии.

л

Либидо

В теории психоаиаіыза этот термин обозначает специфическую психическую энергию, лежащую в основе всех сексуальных проявле-ний. Первоначально Фрейд считал, что эта энергия имеет исключи-тельно сексуальную природу. но в более поздних трудах он использо-вал понятие либидо как синоним жизненной энергии. побуждающей человека к самосохранению и воспроизводству себе подобных.

Лидерство

Согласно общепринятому определению, лидерство является про-цессом, при котором один член группы (лидер) организует и на-правляет других к достижению конкретной общей цели. В ранних теориях лидерства — например, в теорші о влияиии выдающейся лич-иости иа ход истории — считалось, что лидеры обладают особыми качествами, отличающими их от других людей. Однако изучение биографий многих лидеров в человеческой истории не подкрепляет это предположение. Современные исследования показали, что по крайней мере в бизнесе, эффективные лидеры действительно отли-чаются от других людей по нескольким характеристикам, включая:

• Мотивацию к лидерству: лидер хочет вести людей за собой и влиять на окружающих.

• Когнитивные способности: лидеры могут обрабатывать и интерпретировать большой объем информации.

• Приспособляемость: лидеры могут адаптироваться к по-требностям своих последователей и к изменяющимся требо-ваниям ситуации.

Однако не все лидеры способны к эффективному руководству. Существует ряд факторов, определяющих эффективность того или иного лидера. Вероятиостиая теория лидерства гласит, что ус-пешное лидерство обусловлено как характеристиками самого ли-дера, так и характеристиками ситуации. Харизматические лидеры, такие как Мартин Лютер Кинг или Уинстон Черчилль, могли вли-ять на людей из-за «особых» отношений между ними и их последо-вателями. Это особое отношение вызывает у последователей спе-цифические реакции, включая:

• Более настойчивые усилия и лучшую работоспособность, чем можно ожидать в обычных условиях.

л

• Высокий уровень преданности своему лидеру.

• Энтузиазм по отношению к идеям лидера.

• Готовность жертвовать собственными интересами ради об-щего блага.

Литий

Химический элемент, встречающийся в природе. В форме кар-боната лития широко применяется при лечении биполярных рас-стройств, особенно маниакально-депрессивного психоза. Хотя точный биохимический механизм воздействия лития до сих пор неизвестен, считается, что он оказывает общее влияние на клеточ-ную мембрану, особенно на процессы нейронной трансмиссии.

Наши рекомендации