Психосоматическое направление
На выделение в качестве четвертого, самостоятельного раздела клинической психологии претендует комплекс проблем, относящихся к исследованию природы, методов лечения и предупреждения так называемых психоматических заболеваний (В. В. Николаева, Е. Т. Соколова, А. Ш. Тхостов), значимость которых в структуре заболеваемости населения постоянно возрастает.
Психосоматические заболевания не являются однородной группой. Основная группа психогенных заболеваний — неврозы — являются главным образом реакцией личности на субъективно трудную для нее ситуацию, поэтому для понимания их природы, а следовательно, и организации системы лечения и профилактики необходимо в большей мере учитывать условия внутрисемейного воспитания и формирования личности.
В возникновении психосоматических заболеваний, например ишемической болезни сердца, соотношение биологических и психологических механизмов куда более сложно. Нарушение системы отношений личности выступает здесь скорее в качестве промежуточного звена, опосредующего для больного субъективное восприятие, как правило, объективно трудной стрессовой ситуации. К психосоматическим заболеваниям относятся такие распространенные назологии, как бронхиальная астма, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, язвенная болезнь и др.
Практика соматической медицины выдвигает перед психологией большой круг исследований, прежде всего касающихся психологии личности. Знание личностных особенностей заболевшего человека необходимо клиницисту для определения прогноза заболевания, для выработки правильной тактики терапевтических воздействий.
Для этого необходимо решение целого ряда психологических проблем: изменение ведущей деятельности; формирование новой ведущей деятельности, замещающей прежнюю, измененную или распавшуюся в процессе заболевания, осознание своей болезни. Всякое тяжелое (особенно хроническое) заболевание ставит препятствия на пути реализации мотивов деятельности. При этом для судьбы человека и для его заболевания небезразлично, какая деятельность ограничивается — ведущая или подчиненная. Именно в момент тяжелого заболевания и выявляется в полной мере, какая по содержанию деятельность была ведущей для человека.
Фундаментальной для данной области исследований остается психосоматическая проблема, которая разрабатывается прежде всего в русле психоаналитически ориентированных исследований.
Попытка построения объяснительной модели влияния психических факторов на развитие и течение соматических клинических синдромов в нашей стране была предпринята Ф. Б. Бассиным. Он считал, что происхождение и течение болезни зависят от активности отношения человека к окружающему его миру, к себе, к жизни в целом.
Центральным направлением таких исследований является поиск особого психического качества, являющегося фактором, предрасполагающим к возникновению психосоматической патологии, влияющим на течение и лечение заболеваний. Последней во времени попыткой подобного рода является выделение и описание феномена алекситимии (В. В. Николаева, 1997).
Согласно имеющимся в литературе описаниям, для лиц с алекситимией характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений. Эмоциональная сфера этих пациентов отличается слабой дифференцированностью. Они обнаруживают неспособность к распознаванию и точному описанию как собственного эмоционального состояния, так и других людей. Когнитивная сфера лиц с алекситимией отличается недостаточностью воображения, преобладанием наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим, слабой функцией символизации и категоризации в мышлении. Личностный профиль этих пациентов характеризуется некоторой примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии, т. е. возможности делать объектом анализа самого себя. Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях. Последнее усугубляется еще и тем, что на фоне низкой эмоциональной дифференцированности у них в ряде ситуаций с легкостью возникают кратковременные, но чрезвычайно резко выраженные в поведении аффективные срывы, причины которых они сами плохо осознают. Ограниченные возможности понимания себя становятся значительным препятствием в психотерапевтической работе с этими больными. Проблема саморегуляции здесь тесно связана еще с одной актуальной для медицинской психологии клинической ситуацией — проблемой суицидального поведения.