Требования к уровню освоения дисциплины
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра общих математических и естественнонаучных дисциплин
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
"КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"
Для специальностей
080504 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
080507 МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
030301 ПСИХОЛОГИЯ
АСОУ
2010
УДК 371
Автор-составитель: Рыбаков Владимир Петрович, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Концепции современного естествознания" / Авт.-сост. В.П. Рыбаков. – АСОУ, 2010. – 60 с.
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080504 "Государственное и муниципальное управление", 080507 "Менеджмент организации" и 030301 "Психология".
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.
Одобрено методическим советом Протокол № 9 21 декабря 2009 г. | Рекомендовано кафедрой Протокол № 1 31 августа 2009 г. |
Ó Рыбаков В.П., авт.-сост., 2010
Ó АСОУ, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины .......................................................................... 4
2. Требования к уровню освоения дисциплины ......................................... 4
3. Объём изучаемой дисциплины ................................................................... 5
3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы ................................. 6
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ......... 6
4. Содержание дисциплины и методические рекомендации по ее изучению 7
5. Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним 21
6. Технологическая карта самостоятельной работ студентов и методические рекомендации по ее организации ............................................................................................................................... 24
7. Тематика контрольных работ, рефератов, эссе, методические рекомендации по их выполнению и правила оформления ............................................................................................................................... 29
8. Вопросы к зачету и методические рекомендации по подготовке к нему 33
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины .................................. 35
9.1. Литература ............................................................................................. 35
9.2. Методическое и информационное обеспечение .......................... 36
Приложения:
1. Задания для самостоятельной работы (специальности ГМУ и МО) 37
2. Задания для самостоятельной работы (специальность "Психология") 41
3. Терминологический словарь ................................................................. 43
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – познакомить студентов с историей естественных наук, сменой научных картин мира, раскрыть сущность основополагающих концепций современного естествознания, сформировать целостное материалистическое мировоззрение и естественнонаучный способ мышления.
В ходе освоения программы дисциплины предлагается решение следующих задач:
понимание науки как формы освоения действительности;
выяснение специфики гуманитарного и естественнонаучного типов познавательной деятельности, необходимости их интеграции на основе целостного взгляда на окружающий мир;
осознание исторического характера научного познания, исторической необходимости в периодической смене научных картин мира (парадигм), научных революций;
формирование представления о содержании современной научной картины мира как о системе фундаментальных знаний о целостности и многообразии природы;
осознание содержания современных глобальных экологических проблем в их связи с основными законами естествознания и роли каждого человека в их решении;
формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики;
ознакомление с методологией естественнонаучного познания, принципами теоретического моделирования;
формирование представлений о радикальном качественном отличии науки от разного рода псевдонаучного творчества, о соотношении науки и религии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины специалист должен:
иметь представление:
о структурных уровнях организации материи;
о фундаментальных взаимодействиях;
о пространственно-временном континууме;
о принципах относительности, симметрии, законах сохранения;
о динамических и статистических закономерностях в природе;
о происхождении и эволюции Вселенной, солнечной системы;
об основных теориях происхождения жизни на Земле, этапах ее эволюции, происхождении человека и стадиях его эволюционных преобразований;
об основных положениях генетики, в том числе генетики человека;
об основных физиологических процессах организма человека, его физическом и психологическом здоровье и работоспособности;
знать:
основные этапы развития естествознания;
историю становления, содержания и логики основных концепций современного естествознания;
интегративные связи между основными разделами естествознания;
отличия и единство гуманитарной и естественнонаучной культур;
фундаментальные закономерности, находящиеся в основе окружающего мира и характеризующие его как единое целое;
закономерности развития науки;
закономерности смены научных картин мира;
понятийный аппарат естествознания;
методологические и методические основы естественнонаучного познания;
механизмы обеспечения порядка и беспорядка в пространстве и времени;
принцип возрастания энтропии в замкнутых системах и механизмы негэнтропийного баланса живых систем;
принципы самоорганизации в живой и неживой природе;
понятие о хаосе как о механизме возникновения качественно новых систем;
основные принципы универсального эволюционизма;
основные свойства живых организмов, закономерности их онтогенеза и эволюции;
основные положения теории циклов;
основные элементы системного подхода в естествознании;
этические проблемы современного естествознания;
основные закономерности экологии;
уметь:
анализировать взаимосвязь и детерминированность периодических процессов в системах различного уровня;
рассматривать процессы и явления с точки зрения системного подхода;
обосновывать свою мировоззренческую позицию;
приобрести навыки:
самостоятельной работы с учебным материалом, написанием творческих работ (рефератов, эссе) с анализом прочитанных источников;
анализаполучаемого фактического естественнонаучного материала;
пополнения и реализации полученных знаний как в бытовой сфере, так и в научных дискуссиях;
подготовки доклада по естественнонаучной тематике и его представления;
владеть категориальным естественнонаучным аппаратом;
иметь опыт восприятия мнения человека с иными взглядами на окружающий мир (в том числе с псевдонаучными) и, опираясь на естественнонаучную базу, отстаивать и доказывать естественнонаучную мировоззренческую позицию.
3. ОБЪЁМ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина "Концепции современного естествознания" общим объёмом 148 ч для специальностей 080504 (Менеджмент организации) и 080507 (Государственное и муниципальное управление) и 60 ч для специальности 030301 (Психология) изучается во 2-м семестре.
Программой дисциплины предусмотрены лекции, семинарские занятия, выполнение самостоятельной работы.
При проведении аудиторных занятий используются следующие методы обучения: опросы, дискуссии, доклады.
В процессе самостоятельной работы студенты выполняют контрольные работы, пишут рефераты, эссе, доклады.
Изучение дисциплины завершается зачётом во 2-м семестре.
3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы