Требования к уровню освоения дисциплины

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра общих математических и естественнонаучных дисциплин

Учебно-методический комплекс
по дисциплине

"КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"

Для специальностей

080504 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

080507 МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

030301 ПСИХОЛОГИЯ

АСОУ
2010

УДК 371

Автор-составитель: Рыбаков Владимир Петрович, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Концепции современного естествознания" / Авт.-сост. В.П. Рыбаков. – АСОУ, 2010. – 60 с.

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080504 "Государственное и муниципальное управление", 080507 "Менеджмент организации" и 030301 "Психология".

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.

Одобрено методическим советом Протокол № 9 21 декабря 2009 г. Рекомендовано кафедрой Протокол № 1 31 августа 2009 г.

Ó Рыбаков В.П., авт.-сост., 2010

Ó АСОУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины .......................................................................... 4

2. Требования к уровню освоения дисциплины ......................................... 4

3. Объём изучаемой дисциплины ................................................................... 5

3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы ................................. 6

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ......... 6

4. Содержание дисциплины и методические рекомендации по ее изучению 7

5. Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним 21

6. Технологическая карта самостоятельной работ студентов и методические рекомендации по ее организации ............................................................................................................................... 24

7. Тематика контрольных работ, рефератов, эссе, методические рекомендации по их выполнению и правила оформления ............................................................................................................................... 29

8. Вопросы к зачету и методические рекомендации по подготовке к нему 33

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины .................................. 35

9.1. Литература ............................................................................................. 35

9.2. Методическое и информационное обеспечение .......................... 36

Приложения:

1. Задания для самостоятельной работы (специальности ГМУ и МО) 37

2. Задания для самостоятельной работы (специальность "Психология") 41

3. Терминологический словарь ................................................................. 43

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – познакомить студентов с историей естественных наук, сменой научных картин мира, раскрыть сущность основополагающих концепций современного естествознания, сформировать целостное материалистическое мировоззрение и естественнонаучный способ мышления.

В ходе освоения программы дисциплины предлагается решение следующих задач:

понимание науки как формы освоения действительности;

выяснение специфики гуманитарного и естественнонаучного типов познавательной деятельности, необходимости их интеграции на основе целостного взгляда на окружающий мир;

осознание исторического характера научного познания, исторической необходимости в периодической смене научных картин мира (парадигм), научных революций;

формирование представления о содержании современной научной картины мира как о системе фундаментальных знаний о целостности и многообразии природы;

осознание содержания современных глобальных экологических проблем в их связи с основными законами естествознания и роли каждого человека в их решении;

формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики;

ознакомление с методологией естественнонаучного познания, принципами теоретического моделирования;

формирование представлений о радикальном качественном отличии науки от разного рода псевдонаучного творчества, о соотношении науки и религии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь представление:

о структурных уровнях организации материи;

о фундаментальных взаимодействиях;

о пространственно-временном континууме;

о принципах относительности, симметрии, законах сохранения;

о динамических и статистических закономерностях в природе;

о происхождении и эволюции Вселенной, солнечной системы;

об основных теориях происхождения жизни на Земле, этапах ее эволюции, происхождении человека и стадиях его эволюционных преобразований;

об основных положениях генетики, в том числе генетики человека;

об основных физиологических процессах организма человека, его физическом и психологическом здоровье и работоспособности;

знать:

основные этапы развития естествознания;

историю становления, содержания и логики основных концепций современного естествознания;

интегративные связи между основными разделами естествознания;

отличия и единство гуманитарной и естественнонаучной культур;

фундаментальные закономерности, находящиеся в основе окружающего мира и характеризующие его как единое целое;

закономерности развития науки;

закономерности смены научных картин мира;

понятийный аппарат естествознания;

методологические и методические основы естественнонаучного познания;

механизмы обеспечения порядка и беспорядка в пространстве и времени;

принцип возрастания энтропии в замкнутых системах и механизмы негэнтропийного баланса живых систем;

принципы самоорганизации в живой и неживой природе;

понятие о хаосе как о механизме возникновения качественно новых систем;

основные принципы универсального эволюционизма;

основные свойства живых организмов, закономерности их онтогенеза и эволюции;

основные положения теории циклов;

основные элементы системного подхода в естествознании;

этические проблемы современного естествознания;

основные закономерности экологии;

уметь:

анализировать взаимосвязь и детерминированность периодических процессов в системах различного уровня;

рассматривать процессы и явления с точки зрения системного подхода;

обосновывать свою мировоззренческую позицию;

приобрести навыки:

самостоятельной работы с учебным материалом, написанием творческих работ (рефератов, эссе) с анализом прочитанных источников;

анализаполучаемого фактического естественнонаучного материала;

пополнения и реализации полученных знаний как в бытовой сфере, так и в научных дискуссиях;

подготовки доклада по естественнонаучной тематике и его представления;

владеть категориальным естественнонаучным аппаратом;

иметь опыт восприятия мнения человека с иными взглядами на окружающий мир (в том числе с псевдонаучными) и, опираясь на естественнонаучную базу, отстаивать и доказывать естественнонаучную мировоззренческую позицию.

3. ОБЪЁМ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина "Концепции современного естествознания" общим объёмом 148 ч для специальностей 080504 (Менеджмент организации) и 080507 (Государственное и муниципальное управление) и 60 ч для специальности 030301 (Психология) изучается во 2-м семестре.

Программой дисциплины предусмотрены лекции, семинарские занятия, выполнение самостоятельной работы.

При проведении аудиторных занятий используются следующие методы обучения: опросы, дискуссии, доклады.

В процессе самостоятельной работы студенты выполняют контрольные работы, пишут рефераты, эссе, доклады.

Изучение дисциплины завершается зачётом во 2-м семестре.

3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы

Наши рекомендации