Виды управленческих решений

Управленческое решение— это директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определении цели действий и содержащий программу достижения цели.

Это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического и медико-социального обоснования и выбора единственного из множества вариантов решения для достижения поставленной цели.

Управленческое решение принимается полномочным руководителем (лицом, ответственным за принятие управленческого решения) в пределах предоставленных ему полномочий, с учетом действующего законодательства. Управленческие решения классифицируются по различным признакам:

• по времени реализации решения (стратегические, тактические, оперативные, рутинные);

• по степени участия коллектива, отдельных специалистов (индивидуальные, коллегиальные);

• по содержанию управленческого процесса (медико-организационные, административно-хозяйственные, санитарно-профилактические и др.);

• учитывающие стиль и характерологические особенности руководителя (интуитивные, основанные на суждениях, уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные и др.).

Остановимся подробнее на решениях, учитывающих стиль управления и характерологические особенности руководителя. Практика показывает, что именно эти обстоятельства (характеристики) зачастую оказывают решающее значение в принятии того или иного решения, а следовательно, во многом определяют его последствия.

Интуитивные решения.При принятии интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правильный, не следуя какой-либо логике.

Здесь присутствует своего рода озарение. Несмотря на то что с опытом интуиция обостряется, руководитель, который ориентируется только на нее, становится заложником случайностей, с разными, во всевозможных ситуациях, шансами на правильный выбор. Однако в совершенно незнакомой, экстремальной ситуации, требующей принятия оперативных решений, интуиция может оказаться верным и единственным средством выхода из создавшегося положения.

Решения, основанные на суждениях.Во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что, на первый взгляд, в них слабо просматривается логика. В основе их лежат знания и осмысленный опыт прошлого. Используя этот опыт, с поправкой на текущие обстоятельства, руководитель выбирает тот вариант решения, который принес наибольший результат в аналогичной ситуации в прошлом. Уравновешенные решения— принимают руководители, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Как правило, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения— принимаются эмоционально, без должного обоснования и проверки, что называется "с наскока". Эти решения часто оказываются недостаточно верными и результативными.

Инертные решения— становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях отсутствуют современность, оригинальность, новаторство.

Рискованные решения— связаны с принятой руководителем ответственностью за реализацию разработанного управленческого решения без полной уверенности (гарантии) в положительном конечном результате. Такие решения оправданы, когда руководитель обладает специальными качествами: инициативностью, смелостью, большой компетентностью — и принимает решение на основе глубокого анализа ситуации. При этом он не упускает возможности оценить степень риска принимаемого решения с помощью специальных методов математической статистики и теории вероятностей.

Осторожные решения— характеризуются тщательностью оценки руководителем всех альтернативных вариантов решения, очень критичным подходом к делу, исключением какого бы то ни было риска. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Технология принятия управленческого решенияпредставляет собой сложнейший, замкнутый управленческий цикл, который включает в себя следующие основные этапы:

• диагностика управленческой проблемы или задач;

• предварительная постановка цели;

• сбор необходимой информации;

• анализ информации;

• уточнение и окончательная формулировка целей, моделей конечных результатов;

• обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;

• разработка альтернативных вариантов решения проблемы;

• выбор метода решения;

• экономическое обоснование выбранного решения;

• согласование решения с вышестоящими органами управления;

• окончательное оформление и утверждение решения;

• организация выполнения решения;

• контроль выполнения решения;

• стимулирование исполнителей в повышении качества работ, экономии ресурсов, соблюдении сроков;

• анализ отдельных этапов выполнения решения, внесение (при необходимости) в него коррективов;

• анализ достижения поставленных целей и моделей конечных результатов (по завершении сроков исполнения решения).

Управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:

• целевая направленность (полное соответствие поставленным целям и задачам);

• обоснованность (необходимость принятия этого решения, а не другого);

• адресность (по исполнителям);

• непротиворечивость (согласованность с предыдущими решениями);

• легитимность (соответствие правовым актам и нормативным документам);

• эффективность (достижение максимальных результатов с минимальными затратами);

• конкретность во времени, в пространстве и своевременность (принятие именно в тот момент, когда реализация решения может привести к желаемому результату).

Требования к оформлению решений.Управленческие решения могут быть оформлены письменно в форме документов, на электронных носителях либо переданы вербальным путем (например, устные распоряжения).

Документыможно классифицировать по следующим признакам:

• иерархический уровень нормативно-методического обеспечения (федеральный, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, организация здравоохранения или ее структурное подразделение, персональный);

• правовой статус документа — обязательные к исполнению (закон, указ, стандарт, постановление, распоряжение, приказ, положение, программа, план) и рекомендательные (инструкции, методические рекомендации, резолюции и решения совещательных органов и др.);

• содержание документа — медицинские (решения лечебно-контрольной, медико-социальной экспертной комиссий, план проведения медико-социального исследования, целевая медико-социальная программа и др.); финансово-экономические (бизнес-план организации здравоохранения, технико-экономическое обоснование строительства объекта здравоохранения, бюджет фонда обязательного медицинского страхования и др.); медико-организационные (устав медицинской организации, протокол ведения больного, инструкция по технике безопасности и др.).

Основные критерии качества подготовленного решения (документа):

• комплексность, т. е. рассмотрение в нем медицинских, социальных, организационных, экономических, экологических, правовых и др. в их взаимосвязи;

• соответствие документа федеральным и международным требованиям;

• использование при разработке документа современных научныхподходов (системного, логического, виртуального, стандартизованного, маркетингового функционального, процессного, структурного, нормативного, ситуационного и других подходов);

• использование при разработке документа современных методов(моделирование, прогнозирование, функционально-стоимостный анализ, оптимизация и др.);

• медико-социальная и экономическая обоснованность;

• перспективность, возможность тиражирования и область применения;

• иерархический уровень органов власти (организаций), согласовавших и утвердивших документ;

• соблюдение установленных стандартов на оформление документа(однозначность в трактовке понятий и терминов, доступность и четкость изложения, наглядность и др.).

Маркетинг – это – предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю (Ральф Александр, 1960).

– вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путём обмена (Филип Котлер,1991).

Маркетинг здравоохранения есть система принципов, методов и мер, базирующихся на комплексном изучении спроса потребителя и целенаправленном формировании предложения медицинских услуг производителем (В.З. Кучеренко, Н.И. Филатов, 1991).

Основные понятия в маркетинге: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка и рынок. Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным укладом и личностью индивида.

Запрос – потребность, подкреплённая покупательной способностью.

Товар – всё, что может удовлетворить потребность или нужду.

Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Комплекс маркетинга (4Р)1964 год профессор Гарвардской школы бизнеса Нейл Борден

Product, или ассортиментная политика.

Price, или цена

Promotion - продвижение товаров на рынке

Place доставка продукта потребителям

Дополнительно еще выделяют:

Упаковка (PACKAGE);

Покупка (PURCHASE)

Клиентура (PEOPLE)

Персонал (PERSONAL);

Процесс покупки (PROCESS)

Окружающая среда (PHYSICAL PREMISES)

Прибыль (PROFIT)

Связи с общественностью (Public Relations , сокращенно PR)

Маркетинг – комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления услуг здравоохранения, ценовой политикой в области лечебно-профилактического процесса, продвижением услуг к потребителям, а также процессом их реализации (Американская медицинская ассоциация).

Маркетолог не может повлиять на нужды людей, но он может создать неограниченное число потребностей, соответствующих этим нуждам.

Основная цель деятельности маркетолога – создание условий, гарантирующих абсолютное удовлетворение любых нужд и потребностей людей.

Основными этапами реализации этой цели являются: определение потенциальных потребителей; анализ факторов, влияющих на формирование и развитие в будущем конкретных потребностей; разработка и налаживание производства товаров, удовлетворяющих эти потребности.

Структура рынка в здравоохранении

Рынок:

Медицинских услуг

Труда медицинского персонала

Лекарственных препаратов

Научно-медицинских разработок

Медицинского оборудования и техники

Ценных бумаг и т.д.

Механизм рынка услуг здравоохранения функционирует благодаря взаимодействию:

1. спроса,

2. предложения,

3. цены.

Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на услуги изменяется в обратной зависимости от цены.

Закон предложения:при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от цены.

Наши рекомендации