Понятие коммуникативная компетентность

ТЕМА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Понятие коммуникативная компетентность

Значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности психолога.

Критерии развития коммуникативной компетенции

Упражнения для развития коммуникативной компетентности

ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В настоящее время существует большое количество определений коммуникативной компетентности, но чаще всего КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬрассматривается как внутренняя система ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

В коммуникативной компетентности можно выделить три составляющие:

- точность (правильность) восприятия других людей,

- развитость невербальных средств общения,

- владение устной и письменной речью.

Коммуникативная компетентность может быть рассмотрена как психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» и включает в себя такие способности:

- брать на себя и исполнять различные социальные роли,

- адаптироваться в социальных группах и ситуациях,

- свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения,

- способность человека организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми.

- осознание человеком своих ценностных ориентаций, потребностей,

- техники работы с людьми, их чувствами, психологическими состояниями.

Другими словами человек является коммуникативно компетентным, если у него развиты способности: гностические, экспрессивные и интерактивные. В состав коммуникативных способностей входит следующая совокупность знаний и умений:

- знание типов характеров и темпераментов людей;

- знание того, как люди с различными индивидуальными особенностями реагируют на различные коммуникативные ситуации;

- знание о том, как интересы, потребности и состояния людей проявляются в их коммуникативной деятельности;

- знание норм и форм поведенческого и речевого этикета;

- знание приемов и методов убеждения, других способов психологического воздействия на людей;

- знание о том, как человек выглядит со стороны, что в нем нравится и не нравится окружающим людям;

- умение правильно оценивать окружающих людей;

- умение предвидеть то, как человек будет реагировать на сложившуюся социальную ситуацию;

- умение гибко подстраиваться под партнера по общению;

- умение пользоваться формами поведенческого и речевого этикета с соблюдением существующих социальных, моральных и этических норм;

- умение наблюдать за людьми в процессе общения с ними, делать правильные выводы о них;

- умение правильно подбирать и исполнять социальные (коммуникативные) роли;

- умение располагать к себе людей, вызывать их доверие;

- умение убеждать людей, сохраняя хорошие взаимоотношения с ними.

Компетентность в общении предполагает, что человек готов и умеет строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой, и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Общение, в котором проявляется коммуникативная компетентность человека, имеет две стороны: мотивационную и инструментальную.

Мотивационная сторона общения – это то, что инициирует, побуждает, направляет и поддерживает его.

Инструментальная сторона общения включает в себя то, при помощи чего оно реализуется. Сюда входят перечисленные выше знания и умения.

Наши рекомендации