Урок 2. Лики отчуждения и конфликта
Задача этого урока - научиться узнавать в себе и других разнообразные проявления внутреннего закрепощения личности, которые приводят к отчуждению и конфликтам, лишают взаимоотношения доверия, открытости, теплоты.
Упражнение «В картинной галерее»
Представьте себе, что вы - в картинной галерее, в зале, где собрано множество удивительных портретов. Вот первый портрет. Внизу название: Заботящийся. Перед вами человек, который смысл всей своей жизни видел в заботе о других. В его осанке - натянутость, жесткость, за которыми скрываются стеснительность, скованность, действительная или мнимая неполноценность. Взгляд напряженно устремлен вперед и как бы говорит о готовности к интенсивной отдаче, напряженном внимании. Этот человек сидит, но как? Плотно сомкнув ноги и ступни в готовности в любой момент вскочить. Прижатые к телу руки компенсируют скрываемое чувство слабости и смущения. Улыбка и та неуверенная, робкая.
Этот человек считает себя способным бескорыстно, безусловно любить. Он специально приобрел профессию, связанную с оказанием помощи людям. Мы не знаем, какую - сиделки, няни, работника дома престарелых, врача, медсестры, работника социальной службы, терапевта. Да это и неважно. В любом случае его самоотверженность порой такова, что никто не в состоянии ответить той же мерой. Такое поведение подпитывается бессознательными фантазиями: «Я должен отдать всего себя, и мне когда-нибудь воздается по заслугам, это должно обязательно произойти». И если этого не происходит, наступает день, когда им овладевает возмущение и обида на тех, кому так бескорыстно отдавал себя.
Такой человек всегда находит тех, кому плохо и требуется помощь. Он все делает для других; но при этом не позволяет другим что-либо делать для него - ставя тем самым этих других в зависимость от себя.
Вглядитесь внимательно в этот портрет. Нет ли в нем знакомых черт? Не создается ли у вас ощущения, что вы смотрите не на портрет, а в зеркало? Конечно, в целом это не вы, но... А впрочем, давайте перейдем к следующему портрету.
Вот он. Называется Прячущийся. В напряженной осанке, плечах, спине, жестком наклоне головы - острая нервная настороженность. Увидев этого человека в движении, мы были бы поражены твердой порывистой походкой. Склонность именно к такой ходульной, неестественной походке, к торопливым, угловатым, неритмичным движениям - примитивной реакции защиты - угадывается даже сейчас, когда этот человек сидит. Обостренность чувств сквозит во всем: в скрещенных, плотно переплетенных ногах, судорожно сжимающих друг друга руках, побелевших от напряжения пальцах, в жестких складках на лбу, сжатом рте, «каменных» скулах. Особенно выразительны широко раскрытые глаза: они глядят на нас как бы сбоку, но при этом полны страха и желания спрятаться.
Самосознание этого человека насквозь переполнено долгом. У него обязательства перед всем светом; вероятно, поэтому он изо всех сил старается быть незаметным. На работе стремится не «высовываться»; а поэтому выполняет все добросовестно «от сих и до сих», не нарываясь ни на хулу, ни на похвалу. В облике, в позе словно бы проступает склонность спрятаться. Иногда эта склонность может проявляться в желании замаскировать свое лицо волосами, очками, большим количеством грима. Такие люди избегают контактов, которые грозят сильными эмоциями.
А теперь на минутку вообразите, что это не портрет, а зеркало. Узнаете ли вы себя?.. Нет, ни одной схожей черточки. Что ж, пойдем дальше...
Вот совсем другой персонаж. Внизу название: Сильный. Он и в самом деле (на первый взгляд...) кажется сильным: расправленные плечи, выпяченная грудь, запрокинутая голова - вся поза как бы заявляет о желании предстать сильным и одновременно дать это заметить окружающим. Но за внешней натянутостью, жесткостью безуспешно прячутся чувствительность, агрессивная импульсивность и вспыльчивость, стремление самоутвердиться. Та же потребность в самоутверждении, демонстративность - в широко расставленных ногах, упирающихся в бедра руках.
Портрет очень выразителен: чуть-чуть фантазии, и он оживает. Наш герой смотрит на нас сверху вниз; оценивающий, прямой, прищуренный взгляд пронзает нас холодом и надменностью, остро вырезанный, сжатый рот подчеркивает решимость и холодность. Промелькнувшая кривая улыбка-усмешка выдает внутреннюю противоречивость, склонность к отрицанию и обесцениванию... Хорош! Но он не желает, чтобы его рассматривали; как будто чувствует, что за деланным превосходством и высокомерием мы прочитаем тщательно скрываемую душевную надреснутость и подавление чувства неполноценности. Да, этот человек только демонстрирует силу, пряча внутреннее напряжение, переполняющее его тело и душу. У него нет другого выхода, он привык держать себя в руках и даже считает это своим достоинством, как, впрочем, и то, что он - человек долга. Роль сильного парня побуждает его «замораживать» боль и другие сильные чувства волевыми усилиями либо с помощью алкоголя, наркотиков, и т.п. Некоторые используют в качестве изоляционной подушки пищу. Еда может успокоить или уменьшить боль, но такое поведение, сходное с употреблением наркотиков, не решает проблем, а чаще создает новые.
Это, конечно же, не ваш портрет... Хотя многие мужчины и даже женщины несут на себе крест «сильного парня», которого ничто не может вывести из себя. Гастрит, язва желудка, гипертония, инфаркт - их любимые болезни. А впрочем, давайте перейдем к другому портрету.
Этот - под названием Инертный. Вялая осанка, склоненная голова выдают недостаток воли, твердости, самоконтроля. Поза такова, словно человек желает одного - чтобы его оставили в покое. Широко расставленные ноги, расслабленные руки, пальцы, вяло барабанящие по столу, - во всем незатронутость, незаинтересованность. В полуприкрытых глазах - душевная инертность, отсутствие интереса к миру... А вместе с тем нечто в выражении лица, в улыбке выдает наивную самовлюбленность и тщеславие... Если случится чудо и он встанет, то уйдет он от нас вразвалку, мягко покачиваясь. Мы услышим шарканье, увидим широкие округлые движения, а за ними - стремление приспособиться к миру и все ту же леность, пассивность.
Этот человек не обременен тяжкой ношей долга. Он давным-давно отказался от этого чувства, убедившись в том, что все усилия тщетны: хорошим все равно не будешь. Гораздо проще сделать вид, что стараешься. А чтобы не уличили в пассивности, всегда можно, например, сказать: «У меня так болит голова - будьте ко мне снисходительны...»
Самое удивительное, что головная (или любая другая) боль не выдумка, а реальность. Жизнь научила: когда заболеешь, это вызывает у окружающих, вечно чего-то от тебя ждущих и требующих, раскаяние и сожаление. Боль помогает получить награду: снисхождение, заботу, помощь. И требования, связанные с чувством долга, отступают.
И в этом портрете вы не узнали себя? Увидели только черты некоторых своих знакомых, не правда ли?
У нас остался последний портрет, с грустным названием: Безжизненный. Человек на холсте застыл в нерешительной позе, весь изогнутый, изломанный. Голова безнадежно свисает на грудь; впалая грудь почти не дышит, плечи согнуты под мучительной ношей, называемой жизнью. Левая рука беспомощно теребит край одежды, правая вяло свисает вдоль тела. Во всей позе — раздвоенность, отсутствие уверенности, замешательство, робость, как у не выучившего урок ученика, идущего к строгому учителю. В глазах - пустота, а на самом дне - стыд и стеснение. Лицо поражает своей горечью. Беспомощность и в опущенных уголках рта, и в страдальческой складке... Больно смотреть на такого человека...
Он и сам, вероятно, думает: «Я не могу больше этого выносить, единственное, что может мне помочь, - это смерть». Он ощущает себя беспомощным, подавленным, он всего боится. Реальность тяжела; и он хочет умереть сам (уверен, что не достоин жить...) или мечтает о смерти своих обидчиков. Стремление к самоубийству - следствие чрезмерного контроля в жизни, т.е. все того же гипертрофированного до крайности чувства долга (которому просто невозможно соответствовать). Не в силах быть все время в неоплатном долгу, сгибаясь под невыносимой тяжестью непосильных обязанностей и требований, которые снова и снова предъявляет жизнь, человек начинает постоянно посещать кладбище, смотрит мрачные кинофильмы, читает о болезнях и смерти, причиняет себе физическую боль и повреждения или разрабатывает планы самоубийства. И если мы встречаемся с такими несчастными, не уходить нам надо, а попросить рассказать об этих мыслях, чувствах и поведении! Набраться терпения и выслушать или посоветовать найти профессиональную помощь психолога или психиатра немедленно - это альтернатива трагическому исходу.
На всех этих портретах - личности, чей стиль общения непродуктивен: как будто потеряно равновесие напряженности и расслабленности. Заботящийся, Прячущийся, Сильный крайне напряжены, а Инертный и Безжизненный чрезмерно расслаблены. Нервно-психический дисбаланс - главная причина их слабости (а именно слабость побуждает личность стараться занять позицию «над людьми» - именно с этого и начинается авторитарность). Истинной силой и здоровьем обладает тот, чьи процессы напряжения и расслабления находятся в гармонии, а любые воздействия окружающей среды, даже стрессовые, вызывают выносимое нервно-психическое напряжение: человек без лишней суеты решает возникшие проблемы; устает, но, отдохнув, полностью восстанавливает свои силы.
Дисбаланс напряжения и расслабления проявляется прежде всего подсознательно - в позах, жестах, мимике, интонациях голоса. Осознание и понимание этих «несловесных» знаков общения помогают людям в их стремлении к внутренней гармонии и продуктивному общению.
Если вы узнали себя или своего клиента в каком-то из этих портретов, не приходите в отчаяние. Может быть, вы уже задавали себе мысленно вопросы: «Что же делать? Выберусь ли я когда-нибудь из этого? Если то, что есть, не годится, то какой образ может служить идеалом?» Стать хозяином своей судьбы может каждый, кто имеет реальное представление о себе и ясное видение, каким он хочет стать в будущем. А путь к этим реальным представлениям и прокладывает нам рефлексия.
В данный момент нас интересует невербальное проявление продуктивного стиля общения. Как распознать ту самую трудноуловимую гармонию напряжения и расслабленности? Что ж, перед вами еще один портрет.
В непринужденной осанке, опущенных плечах, свободно поднятой голове - отражение уверенности в себе, открытости миру, интерес к жизни. Мы видим, что человек держится легко и просто; во всей его позе - внутренняя сила и уравновешенность. С ним приятно разговаривать, встречая в открытом спокойном взгляде и искренней улыбке интерес, внимание, признание, готовность к общению.
Уметь так держаться - уже наполовину обеспечить себе успех в общении. Но все дело в том, что раскрепостить тело можно, лишь освободив душу...