Вопрос 2. Виды и функции общения

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содер­жанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, на­пример, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у живот­ных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляю­щей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, зна­ния, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержа­нию.

По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. Материальное общениепозволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили в главе, посвященной деятельности, выступают в качестве условия индивидуального развития. Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете — оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга. Кондиционное общениесоздает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влия­ние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например под­нять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте - показать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навы­ками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развива­ющая способности.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побужде­ние другого живого существа к определённым действиям, предуп­реждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо дей­ствия. У человека количество целей увеличивается. Если у живот­ных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения ак­туальных для него биологических потребностей то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим со­держанием передачу друг другу определённых побуждений, устано­вок или готовности к действиям в определённом направлении. На­пример, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая уста­новка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор; совершенствующая и развивающая способности. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями, когнитивное - обмен знаниями. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.Личностное общениеформирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми. Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, кото­рая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.) и культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.). Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением. Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участни­ками общения. Опосредствованное общение связано с использова­нием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые систе­мы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телеви­дение и т. д.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они вводят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Далее различают межличностное и массовое общение. Массовое общение - это множественные, непосредственные кон­такты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное связано с непосредственными контактами лю­дей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: зна­ние индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопережива­ния, понимания, совместного опыта деятельности.

Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внима­ние уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с оп­ределёнными проблемами как вербального, так и невербального ха­рактера. Давайте же уделим этим проблемам достойное внимание. В соответствии с установившейся традицией, в отечественной со­циальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение - это авторитарная, директивная фор­ма воздействия на партнёра по общению с целью достижения конт­роля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае парт­нёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнёра - не завуали­рована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция - это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с Целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнё­ра по общению, который используется манипулятором для достиже­ния своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями дугого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скры­ваются от него, либо подменяются другими.

В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимает­ся не как целостная уникальная личность, а как носитель определён­ных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использо­вать, и так далее. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто стано­вится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начи­нает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды моноло­гического общения. Человек, рассматривая другого как объект свое­го воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как ска­зал по этому поводу А. А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников".

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений меж­ду людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позво­ляющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе уста­новки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непрелож­ных правил взаимоотношений:

1. Психологический настрой на актуальное состояние собесед­ника и собственное актуальное психологическое состояние. В дан­ном случае речь идёт об общении по принципу "здесь и сейчас" с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые парт­нёры испытывают в данный момент.

2. Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное до­верие к его намерениям.

3. Восприятие партнёра как равного, имеющего право на соб­ственное мнение и собственное решение.

4. Содержанием общения должны являться не прописные ис­тины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Способность к такому общению - величайшее благо для чело­века, так как оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджер­са, обладает психотерапевтическими свойствами, приближает чело­века к большему психическому здоровью, уравновешенности и це­лостности.

"Овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя овла­деть им и путём слияния с ним, вчувствования в него. К нему можно подойти и его можно раскрыть - точнее, заставить его самого раскрытьсялишь путём общения с ним, диалогически", - писал М. М. Бахтин. Из этого мы можем сделать вывод о том, что путь позна­ния глубины человеческой души - это диалог.

Общаясь, мы стремимся понять друг друга; чем глубже отноше­ния, тем сильнее желание понять не только значение, но и смысл слова. Мы говорим ради того, чтобы поняли нашу индивидуальную мысль, но именно в этом-то часто остаёмся непонятыми.

Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими дей­ствиями, элементом взаимопонимания.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение — видом активности, главным образом формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение — в его интеллектуальном развитии. И деятельность и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации передаваемой в про­цессе общения от одного живого существа другому. Кодирование инфор­мации - это способ передачи её от одного к другому. Информация мо­жет передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, Кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хра­нения информации (радио — и видеотехника; механическая, магнитная лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

Можно выделить еще одну классификацию видов общения, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни:

1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутству­ет стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позво­ляющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуа­циях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение,когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — то ак­тивно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скры­вают этого.

3. Формально-ролевое общение,когда регламентированы и со­держание и средства общения и вместо знания личности собе­седника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение,когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхожде­ния.

5. Духовное. Межличностное общениедрузей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помо­щи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движени­ям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каж­дый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его ре­акции.

6. Манипулятивное общениенаправлено на извлечение выго­ды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстра­ция доброты) в зависимости от особенностей личности собе­седника.

7. Светское общение.Суть светского общения в его беспред­метности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закры­тое, потому что точки зрения людей по тому или иному воп­росу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения:1) вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие: «не порицай друго­го», «избегай возражений»; 3) симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общенияиной: 1) принцип кооперативности: «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется ч данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип «вежливости», а другой — на принцип кооперативности, они могут по­пасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следователь­но, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общений. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкрет­ных формах.

Инструментальная функция характеризует общение как соци­альный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объе­динения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаи­мопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи кон­кретных способов деятельности, оценок и т. д.

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпывают­ся значение и характеристики общения. Среди других функций об­щения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формиро­вания навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

В общении всегда происходит своеобразное взаимодей­ствие интеллектов людей, их эмоциональных сфер и их воли, а это означает, что в общении фактически постоянно развер­тывается взаимодействие характеров, и, более того, взаимо­действие личностей. Интерактивная функция общения и состоит в обмене образами, идеями, действиями.

Здесь уместно напомнить, что между индивидами или социальными группами возможны два основных типа взаимоотношений: симметричные (равноправные) и асимметричные (неравноправные). Симметричные отно­шения относятся к «реципрокным», если они характери­зуются взаимной помощью, в то время как асимметрич­ные (то есть односторонние) отношения определяются как отношения «социального доминирования».

Аффективная функция общения заключается в эмоцио­нальной стимуляции, разрядке, облегчении, психологиче­ском комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции или создании социально значимого аффектив­ного отношения.

Наши рекомендации