Триадность в театральном искусстве
Проблема, рассмотрению которой посвящена настоящая глава, имеет чрезвычайное значение в понимании конкретных реалий театрального искусства и степени всеобщности, обнаруживаемых при этом закономерностей.
Принципы троичности позволяют более полно выявлять системность в комплексе важнейших, связанных с поэтикой сценического произведения понятий. Естественность обращения театра к триадным системам обуславливаются основными двумя причинами. Одной из них является необходимость применения тех троичных систем, которые характеризуют способ существования сценического произведения в трехмерном пространственно-временном континууме сцены. Другой, еще более существенной причиной, является фактор субъективности художественного творчества – присутствие в нем человека, как меры всех вещей, воспринимающего мир трехмерно.
Еще в античной философии категории могли рассматриваться и вполне самостоятельно, и в составе полярных пар, и в триадическом единстве.
В трансцендентальной логике Канта триадическое деление категории было противопоставлено дихотомическому делению, принятому в формальной логике. Исходя из утверждения о синтетической природе знаний, Кант выделил четыре группы суждений, каждая из которых представляет триаду, образуемую двумя противоположными категориями и третьей, которая «…возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса». /Кант/
1. По количеству (общее – частное – единичное).
2. По качеству (утвердительное – бесконечное – отрицательное).
3. По отношению (категорическое – гипотетическое – разделительное).
4. По модальности – т.е. степени истинности- проблематическое (допускающее возможность), ассерторическое (констатирующее), аподектическое (достоверное).
В послекантовский период идее триадичности особое значение придает Гегель. Именно Гегелем был введен и сам термин «триада», выражающие трехступенчатость всякого процесса развития, в том числе и развития понятия. Он раскрывает содержание различных триад: качество – количество – мера, единичное – особенное – общее, тезис - антитезис – синтез.
Следует особо выделить проблему рациональности иррационального в троичном способе осмысления и отражения мира, столь существенную для механизмов художественного творчества. За противопоставлением этих категорий стоит традиционная для европейской культуры концепция «двух логосов»: логоса дискурсивности – понятийного мышления, опирающегося на закрепленности значений элементов языка, и логоса континуальности – интуитивного «надлогического» мышления. Диффузия этих сфер мышления, ставшая особенно заметной в современной культуре, стимулирует поиск адекватных определений. Здесь может служить термин «рефлективное мышление» - бинарное управление континуальным потоком мысли. Основные моменты в переосмысливании соотношения рационального и иррационального видятся в единстве триады: «периферийность иррационального – актуализация иррационального – рационализация иррационального».
Тенденция перехода от полярности к триадичности характеризует и современные работы по психологии. В ходе научных исследований была выявлена возможность не только антагонизма, но и синергизма (сотрудничества) между сознанием и бессознательным (интуицией, с одной стороны, и сознанием и рассудком – другой), т.е., открыто некое новое измерение психической реальности. Фрейд предположил и обосновал трехчленную систему: «бессознательное – подсознательное – сознание». Плодотворная идея триады была творчески развита и школой академика Узнадзе. Исследуя триаду отношений –«психика – деятельность – личность», психолог сформулировал новую триаду: «до-сознательное (установка) – сознание – надсознательное».
Кроме двух основных типов мышления – анализ и синтез, современные психологи определили третий тип – синкретизм. Триада «синкрезис – анализ – синтез» сформулирована в линейной традиции, выражающейся в рассмотрении причинно-следственных связей элементов триады.
Триады имеют возможность развиваться как линейно, так и циклично, замкнуто, ступенчато, спиралевидно, многопланово.
ТИПОЛОГИЯ ТРИАД
1. Типы философского отражения.
Качество – количество – мера.
Эмпирия – умозрение – теория.
Цель – средство – результат.
Единичное – особенное – всеобщее.
Необходимость – случайность – возможность.
Истинно – ложно – возможно.
Истинно – ложно – неопределенно.
Истинно – ложно – бессмысленно.
Возможно – неопределенно – бессмысленно.
Элементы – структура – система.
Изменчивость – устойчивость – движение.
Тождество – противоположность – противоречие.
Тезис – антитезис – синтез.
Синкрезис – анализ – синтез.
2. Типы субъективного отражения.
Рациональное – эмпирическое – иррациональное.
Реальное – воображаемое – символическое.
Иррациональное – рациональное – эмпириосимволическое.
Бессознательное – самосознательное – надсознательное.
Сциентизм – экзистенциализм – неотомизм.
Рациональное – иррациональное – эзотерическое.
Рациональное – экзотерическое – эзотерическое.
Субъективное всеобщее – субъективное индивидуальное – внесубъективное.
Персональное – личностное – индивидуальное.
Рефлексивное сознание – внерефлексивное сознание – бессознательное.
Миросозерцание – миропонимание – мировоззрение.
Пребывание – восприятие – постижение.
Тождественность форм мысли и языка на уровне рассудка – распадение тождества – новое тождество на уровне расширенного сознания.
3. Триада сверхсистем искусства.
Идеациональная (как вверху – так и внизу) – идиалистическая (как внизу – так и вверху) – чувственная (здесь как здесь).
4. Триады принципов творчества.
Творец – хранитель – разрушитель.
Творец – хранитель – воссоздатель.
Впечатление – озарение – воплощение.
Ожидаемое – реальное – невозможное.
Познанное – постигнутое – отраженное.
5. Триединство принципов бытия художественного произведения.
Создание – сохранение – возрождение.
6. Типы художественного триединства.
Событийное – социальное – философское.
Социальное – философское – духовное.
Сиюминутное – временное – вечное.
Стереотип – прототип – архетип.
Знак – знамя – знамение.
Текст – театр – зритель.
Содержание – значение – смысл.
Идея – содержание – форма.
Синтаксис – семантика – прагматика.
7. Триада соотношений Абсолютной Идеи и ее внешнего образа в сценическом искусстве.
Символическая художественная форма (Образ лишь намекает на Идею) – классическая художественная форма (Образ и Идея находятся в гармонии) – романтическая художественная форма (над Образом преобладает Идея).
8. Типы художественной направленности.
Мировоззренческая идея – творческая идея – художественная идея.
Идея проблемы (история героя / антигероя) – идея героя / антигероя – идея окружения / обстоятельств героя / антигероя.
Идея борьбы – идея обстоятельств – идея атмосферы.
9. Триада обусловленности художественной «точки зрения».
(Триада частной поэтики.)
Композиция – « Модель Мира» - «Образ автора».
10. Типы триединства архетипов.
A.Архетемы.
Добро (отказ от зависимости) – Зло (пребывание в зависимости) – Страх (осознание зависимости).
Искупление – подвижничество – водительство.
Избранник – жертва – подвиг.
Герой – антигерой – победа / поражение.
Эволюция – инволюция – распад.
Восхождение – нисхождение – пребывание.
Сохранение – созидание – разрушение.
Феномен – ноумен – тайна.
Невежество – знание – истина.
Радость – горе – бесчувственность.
B.Археформы.
Воля – ощущение – постижение.
Линия – треугольник – квадрат.
Точка – круг – спираль.
Шар – конус – пирамида.
Упорядоченность – хаотичность – становление.
C.Архетипы.
Герой – антигерой – скиталец.
Светлый – темный – серый.
Обретший – отпавший – ищущий.
Вестник – пророк – мессия.
София – берегиня – грешница.
Мать – отец – дитя.
Жена – любимая – одинокая.
Муж – любимый – отверженный.
Он – она – третий / ья.
Дети – родители – учителя.
Друзья – враги – сотрудники.
Ведомый – ведущий – независимый.
Персона – личность – индивидуальность.
11. Типы художественной целостности.
Initio – motus – terminus (I:M:T).
Образ – экспрессия – развитие.
Жанр – направление – акция.
Инобытие /иная реальность/ - композиция – интериоризация.
Самодостаточность – целостность – гармоничность.
Суть – принцип – возможность.
12. Триада Закона соответствия.
Место – время – возможность.
13. Типы художественного отражения.
Эпос – драма – мистерия.
Отражение – воплощение – восприятие.
Объект – интерпретант – знак.
Обозначаемое – обозначающее – смысл.
Образ – эмоция / чувство – мысль.
Характер – страсть – мысль.
Впечатление – воображение – форма.
Сиюминутное – следовое – опережающее.
Общественное / социальное – групповое / родовое – личностное / -индивидуальное.
Психическое – этологическое – физиологическое.
Метафора – аллегория – символ.
Иконический знак – индекс – символ / код.
Проблематика сего дня (тема) – проблематика временного (идея) – проблематика вечного (сверхзадача).
14. Типы художественного воплощения.
/Триады принципов композиционного построения/.
Начало – середина – конец.
Импульс – движение – завершение.
Контекст – семантика – тектоника.
Функция – синтаксис – композиция.
Экспозиция – разработка – реприза.
Пространство – движение – время.
Импульс – нарушение равновесия – восстановление равновесия.
Созерцание – осмысление – действие.
Действие – противодействие – преодоление.
Поступок – переживание – размышление.
Причина – следствие – поиск.
Монолог – диалог – полилог.
Вертикаль – глубина – горизонталь.
Вхождение – пребывание – выход.
Особенности – различия – дополнения.
Накопление – выявление – отстранение.
Цель – приспособление – акция.
С кем / чем борюсь – для чего борюсь – за что борюсь.
15. Триада целеустановки в сценической игре.
A.Через самовыражение, самодемонстрацию.
B.Через отражение, воссоздание.
C.Через постижение, самопознание, самомоделирование.
16. Системы триединства триад коммуникации.
A.Прием (Мимесис – имитация – игра).
B.Способ (Ассоциаций – аналогий – подобий).
C.Цель (Отражение – моделирование – постижение).
Глава № 7