Моделирование коммуникативного поведения.

Описание коммуникативного поведения предполагает рассмотрение некоторых моментов, которые были разработаны коллективом под руководством И.А. Стернина. [25,4c.-20c] Оно опирается на теоретический аппарат описания коммуникативного поведения того или иного народа, данная теоретическая модель описания охватывает следующие понятия:

Национальное коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной лингвокультурной общности.

Лингвокультурная общность – народ, объединенный языком и культурой; единство народа, его языка и культуры.

Коммуникативная культура – коммуникативное поведение народа как компонент его национальной культуры; фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации.

Коммуникативное мышление народа – устойчивая совокупность мыслительных процессов, обеспечивающих национальное коммуникативное поведение.

Коммуникативные нормы – коммуникативные правила, обязательные для выполнения в данной лингвокультурной общности (знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить и т.д.)

Коммуникативные традиции – правила, не обязательные для выполнения, но соблюдаемые большинством народа и рассматриваемые в обществе как желательные для выполнения (спросить старика о здоровье, поинтересоваться успеваемостью школьника, предложить помощь женщине и др.)

Коммуникативный шок – осознание резкого расхождения в нормах и традициях общения народов, возникающее в условиях непосредственной межкультурной коммуникации, сопровождаемое неадекватной интерпретацией или прямым отторжением коммуникативного явления представителем гостевой лингвокультурной общности с позиций собственной коммуникативной культуры.

Вербальное коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях.

Невербальное коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к организации ситуации общения, физическим действиям, контактам и расположено собеседников, невербальным средствам демонстрации отношения к собеседнику, мимике, жестам и позам, сопровождающим общение и необходимым для его осуществления.

Стандартная коммуникативная ситуация – типовая, повторяющаяся коммуникативная ситуация, характеризуемая использованием стандартных речевых средств (знакомство, приветствие, прощание, извинение, соболезнование и др.).

Менталитет – совокупность стереотипов восприятия и понимания действительности народам.

Нормативное коммуникативное поведение – поведение, принятое в данной лингвокультурной общности соблюдаемое в стандартных коммуникативных ситуациях большей частью языкового коллектива.

Ненормативное коммуникативное поведение – поведение, нарушающее принятые нормы.

Коммуникативные императивы: жесткие (здороваться со знакомыми) и мягкие (спросить ребенка, как учится; сделать хозяйке комплимент по поводу приготовленных блюд) – коммуникативные действия, необходимые в силу принятых норм и традиций в конкретной ситуации общения.

Выделяются четыре аспекта норм коммуникативного поведения [27,252c]:

- общекультурные нормы, характерные для всей лингвокультурной общности, связанные с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности, являющиеся национально специфичными;

- ситуативные нормы, обнаруживаемые в случае, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Например, ограничения по статусу позволяют говорить о вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный - равный) коммуникативном поведении;

- групповые нормы, отражающие особенности общения, закреплённые культурой для определённых профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп;

- индивидуальные нормы, фиксирующие индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида, представляющие собой личностное преломление общекультурных и ситуативных норм в языковой личности.

В зависимости от того, соответствует ли поведение человека принятым нормам, его поведение характеризуется как нормативное или ненормативное.

Нормативное коммуникативное поведение – принятое в данном социуме, группе и соблюдаемое в стандартных коммуникативных ситуациях большей частью социума или группы. Ненормативное коммуникативное поведение – нарушающее принятые в социуме или группе нормы .[28,213c.].

Существуют национальные правила коммуникативного поведения, а также правила поведения в общении отдельных возрастных, гендерных, профессиональных групп. Например, можно говорить об определённых нормах коммуникативного поведения внутри коллектива. Групповое коммуникативное поведение, по мнению В.Б.Кашкина, характеризуется следующим образом [29,143c.-144c.]:

- взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы;

- публичное оценивание достижений других;

- способность разрядить обстановку при помощи шутки, анекдота и т.п.;

- умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями;

- способность предложить нужную информацию и идею группе;

- умение оценить предложенные идеи, информацию;

- побуждение других высказывать своё мнение, сообщать необходимую информацию;

- способность предложить план совместных действий.

Могут быть предложены три основные модели описания коммуникативного поведения народа: ситуативная, аспектная, параметрическая [31,48с.-49]. Ситуативная модель предполагает описание коммуникативного поведения народа в рамках стандартных коммуникативных ситуаций (приветствие, извинение, вступление в контакт, выход из общения и др.) и коммуникативных сфер (общение в гостях, общение в коллективе, общение по телефону, общение с детьми и т.д.). Аспектная модель предполагает описание коммуникативного поведения в рамках выделенных исследователем априори аспектов, основные из которых – вербальный и невербальный, а также продуктивный, рецептивный, нормативный и реактивный. Параметрическая модель предполагает достаточно формализованное описание коммуникативного поведения на основе некоторой заданной исследователем совокупности факторов, параметров и признаков, по которым может быть описано коммуникативное поведение любого народа.

Целью нашего исследования является проявление специфики национального коммуникативного поведения носителей тайваньского диалекта китайского языка. Вследствие чего целесообразно рассмотреть тайваньское коммуникативное поведение, опираясь на несколько конститутивных элементов, которые определяют его специфику, а именно 1) исторический контекст формирования национального поведения и менталитета; 2) культурные нормы, ценности и правила общения; 3) позиционирование носителей тайваньского диалекта китайского языка (в среде родственных народов); 4) формирование модели представления о типичном тайваньцев; 5) рассмотрение специфики вербальной и невербальной коммуникации в типичных общекультурных ситуациях.

Таким образом, модель исследования коммуникативного поведения носителей тайваньского диалекта китайского языка может быть представлена в следующем виде (на рисунке 1).

Моделирование коммуникативного поведения. - student2.ru

 
 
Модель типичного тайваньца

Рис.1. Модель коммуникативного поведения носителя тайваньского диалекта китайского языка

Выводы по главе 1.

В главе 1 мы рассмотрели такие понятия как, «общение», «коммуникация», «поведение». В системе поведения логично выделяется так называемое коммуникативное поведение - та его значимая часть, которая связана с общением и коммуникацией. При том , что написано немало статей и монографий, посвященных описанию национальных характеров и менталитетов, интерес к изучению национальных особенностей общения по- прежнему высок. Это объясняется тем, что сегодня, когда почти все страны мира являются открытыми для общения, а процесс глобализации только ускоряет темпы, интерес и стремление понять национальный характер и культурную этику другого государства становятся все глубже и сильнее. Рассмотрели коммуникативное понятия в различных ситуациях.

Наши рекомендации