Особенности деятельности в различных отраслях психологии
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Под общей редакцией И. А. Фурманова, Л.А.Вайнштейна
Минск
УДК 159.9 (075.8)
ББК 88я73
П 86
Рецензенты:
Кафедра психологии Брестского государственного университета
Сизанов А.Н., заведующий кафедрой психологии и педагогического мастерства РИВШ, кандидат психологических наук, доцент
П 86 Основы психологии: учебное пособие / И. А. Фурманов [и др.]; под общ. ред. И. А. Фурманова и Л.А. Вайнштейна. – Минск: Издательство, 2010. – 320 с.
ISBN 985-485-674-7.
В учебном пособии изложено психологическое содержание учебной дисциплины «Основы психологии», в котором раскрыты как теоретические общепсихологические вопросы, так и вопросы психологии личности, социальной психологии и психологии управления в соответствии с Типовой учебной программой для высших учебных заведений «Основы психологии и педагогики». Также приведен практикум профессиональной компетентности специалиста, тесты для самоконтроля знаний, глоссарий, актуальные для психологической подготовки студентов.
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.... 8
1.1. Психология как наука. 8
1.2. Задачи, объект и предмет психологии.. 11
1.3. Понятие о психике. 13
1.4. Психика и деятельность. 17
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ... 19
ГЛАВА 2. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ... 19
2.1 Организация и строение нервной системы. 20
2.2 Организация мозга. 24
2.3 Соматическая и автономная нервные системы. 33
2.4 Эндокринная система. 35
2.5 Наследственность. 36
2.6 Свойства нервной системы. 37
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ... 37
3.1. Ощущение. 39
3.1.1 Виды и свойства ощущений. 40
3.1.2 Основные закономерности ощущений. 45
3.1.3 Психофизиологические закономерности ощущений. 47
3.2 Восприятие. 48
3.2.1 Общие закономерности восприятия. 49
3.2.2 Виды восприятия. 55
3.2.5 Индивидуальные различия в восприятии. 64
3.3 Внимание. 64
3.3.1 Свойства внимания. 67
3.3.2 Виды внимания. 73
3.4. Память. 77
3.4.1 Свойства памяти. 79
3.4.2 Процессы памяти. 83
3.5. Мышление. 85
3.5.1 Мыслительные операции. 86
3.5.2 Мыслительный процесс. 87
3.5.3 Виды мышления. 88
3.5.4. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности. 89
3.6. Представление. 91
3.6.1 Функции представлений. 91
3.6.2 Виды представлений. 92
3.7. Воображение. 93
3.7.1. Виды воображения. 93
3.7.2. Формы проявления воображения. 94
3.7.3. Приемы и способы процесса воображения. 95
3.7.4 Функции воображения. 96
3.8. Речь. 97
3.8.1 Функции речи. 98
3.8.2 Виды речи. 100
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ... 102
4.1. Социализация личности. 102
4.2. Типы поведения личности. 108
4.3. Жизненный путь личности. 109
4.4 Психосоциальная адаптация. 113
ГЛАВА 5. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ... 117
5.1 Потребности. 117
5.1.2. Классификация потребностей. 118
5.1.3 Трансформация потребностей. 121
5.1.4 Реализация потребностей. 123
5.2. Мотивация. 124
5.2.1 Мотивы поведения. 125
5.2.2 Мотивационный процесс. 127
5.2.3 Механизмы формирования мотивации. 129
5.3 Интересы. 129
5.4. Ценностные ориентации. 131
5.5. Мировоззрение. 131
5.6 Я–концепция личности. 132
5.7 Психологические защиты. 134
ГЛАВА 6. ЭМОЦИИ... 135
6.1. Особенности эмоций. 135
6.2. Психологическая структура эмоций. 136
6.3 Классификация эмоций. 142
6.4.Формы эмоционального реагирования. 148
6.4.1 Эмоциональный тон. 149
6.4.2 Аффект. 150
6.4.3 Настроение. 152
6.4.4 Эмоция. 154
ГЛАВА 7. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ... 157
7.1. Характеристика психических состояний.. 157
7.2 Взаимосвязь психических состояний и поведения. 159
7.3 Функциональные психические состояния. 165
7.4 Регуляция и саморегуляция психических состояний, аутогенная тренировка. 168
ГЛАВА 8. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ... 170
8.1.Темперамент. 170
8.2. Характер.. 175
8.3. Способности.. 179
РАЗДЕЛ II СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА... 185
ГЛАВА 9. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ.. 185
9.1 Общение и коммуникация. 185
9.2 Социальная перцепция. 188
9.3 Межличностные отношения. 192
9.4 Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение. 194
ГЛАВА 10. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ... 199
10.1 Теория конфликта. 199
10.2 Управление конфликтами. 202
ГЛАВА 11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ В МАЛЫХ ГРУППАХ... 206
11.1 Социальная психология групп.. 206
11.2 Эффекты внутригруппового взаимодействия. 213
РАЗДЕЛ III ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.. 215
ГЛАВА 12 СИСТЕМНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ 215
12.1 Психология управления как наука. 215
12.2 Основные направления развития психологии управления. 216
12.3 «Психологизация» менеджмента и управления людьми. 217
13. 4 Психологические закономерности управленческой деятельности. 219
13. 5 Процесс и система управления. 221
12.6 Методы управления. 227
ГЛАВА 13. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 233
13.1 Личность как объект управления и самоуправления. 233
13.2 Мотивация в профессиональной деятельности человека. 236
13.3 Организация как объект управления. 243
13. 4 Основные психологические характеристики структурных групп организации 247
13.5 Управление групповой деятельностью. 250
13.6 Коммуникации в организации.. 261
ГЛАВА 14. РОЛЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 267
14.1. Руководитель, его личность и деятельность как субъекта управления 267
14.2. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой 272
14.3. Психология «власти – подчинения» в управленческом взаимодействии 281
14.4. Психология принятия управленческих решений.. 285
14.5. Управленческое общение. 298
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время психологическая наука заняла достойное место среди других наук, необходимых для успешной работы в самых различных областях человеческой практики. Опираясь на все новые и новые достижения, психология пополнилась современным содержанием, отражающим различные научные и практические направления. Современная психология обогатилась знанием многих конкретных фактов из области человекознания и дала им научно обоснованное психологическое объяснение. Поэтому излагаемый учебный материал представляет собой симбиоз классических и современных представлений о функционировании человеческой психики.
Предлагаемое вниманию читателя учебное пособие написано в соответствии с Типовой учебной программой курса «Основы психологии и педагогики» (раздел «Основы психологии) и требованиями Государственного образовательного стандарта.
Авторы ориентировались на наиболее полное, объективное, систематическое и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных в отечественной и мировой науке психологических позиций. Основу учебника составили работы классиков советской, отечественной и зарубежной психологии, а также белорусской психологической школы.
Формы обучения психологии в учебной деятельности могут отличаться, как по организации учебного процесса, так и по методам обучения. Поэтому в данном учебном пособии наряду с учебным текстовым психологическим содержанием представлены практикум профессиональной компетентности специалиста, тесты для самоконтроля знаний, глоссарий по изучаемым темам, актуальные для психологической подготовки студентов. Использование представленных учебных материалов в учебном процессе позволит индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, повысить результативность учебного процесса.
Учебное пособие «Основы психологии» подготовлено заведующим кафедрой психологии Белорусского государственного университета доктором психологических наук, профессором И. А. Фурмановым и кандидатом психологических наук, доцентом Л. А. Вайнштейном.
В написании учебника принимали участие сотрудники кафедры психологии Белорусского государственного университета: доктор психологических наук, профессор И.А. Фурманов; кандидат психологических наук, доцент Л.А. Вайнштейн; кандидат психологических наук, доцент Л.Н. Дичковская; кандидат психологических наук, доцент ; кандидат психологических наук, доцент С.В. Талайко; кандидат психологических наук, доцент В.А. Поликарпов; кандидат психологических наук, доцент Ю.Г. Фролова; кандидат психологических наук, доцент А.М. Поляков; кандидат психологических наук доцент Ю.С. Смирнова; кандидат психологических наук, доцент А.С. Солодухо; кандидат психологических наук Н.В. Фурманова, ст. преподаватель Е.В. Столярская; преподаватель А.И. Горбачев, преподаватель О.В. Войт.
Выход в свет этого учебного пособия был бы невозможен без помощи многих ученых и специалистов. Авторы выражают искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе сотрудникам кафедры психологии Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина (заведуий кафедрой кандидат психологических наук, доцент Г.И.Малейчук), кандидату психологических наук, доценту А.Н.Сизанову, доктору психологических наук, профессору В. А. Янчуку, взявшим на себя труд по рецензированию и оценке книги.
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Психология как наука
Главнаяособенность психологии, которая отличает её от других наук, заключается в том, что изучаемая ею реальность стала предметом познания задолго до её оформления как науки. Традиционно это реальность именовалась дух, душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий.
Слово «психология» многозначно. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: «психе» – душа и «логос» – слово, учение. Такое толкование появилось более 2000 лет назад и сегодня оно не дает полного представления о психике человека как определенной реальности. Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология - учение о психике. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психологического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей. Фразу: «У него (у них) такая психология» – можно слышать достаточно часто. Это не верно, так как наука не может отражать определенные характеристики или свойства человека. Для этого у человека есть психика, а психология – это наука о психике.
Однако, несмотря на то, что психология все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, т.е. доступных чувственному восприятию свойств. Психику нельзя потрогать, рассмотреть, а значит, нельзя её наблюдать, экспериментировать с ней и измерять её. В тоже время любая наука обязательно должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям. Она должна использовать научные методы диагностики (наблюдение, тесты, эксперимент и пр.), математический анализ результатов и применять полученные данные на практике.
Ситуация изменилась в середине XIX в., когда О. Конт предложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию – науку об обществе, вместо философии истории – историческую науку, а вместо философской антропологии – психологию – науку о душе. Следует указать, что сам термин «психология» ввел в употребление немецкий философ ХVIII в. Х. Вольф. Вскоре эти идеи стали очень популярными, и в 1879 г. немецкий ученый В. Вундт основал в г. Лейпциге (Германия) первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, вскоре преобразованную в институт Экспериментальной психологии. Этот год считается годом рождения психологии как самостоятельной науки, поскольку именно В. Вунд (1832-1920) ввел в данную науку эксперимент и усовершенствованные методы исследования. Вскоре И. М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России.
Еще одним фактором превращения психологии в науку стало создание бельгийским математиком А. Кетле математической статистики, ставшей математическим аппаратом психологии. Окончательное становление психологии как науки завершило создание в г. Лондоне Ф. Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект.
К настоящему времени уже сформировалось определение психологии. Психология –этонаука о психике человека и животных, основных закономерностях её формирования и функционирования.
Основными особенностями психологии как науки являются следующие.
Во-первых,психология представляет собой науку о самом сложном и пока малоизученном феномене называемом психикой.
Во-вторых,задачи психологии сложнее задач любой другой науки, так как только в ней мысль как бы совершает поворот на себя. Именно в психологии сливаются объект и субъект познания. Например, когда мы говорим о самопознании, о способности человека изучать и анализировать самого себя, свои чувства, мысли, действия и поступки.
В-третьих,психология имеет уникальное практическое значение для любого человека. Она позволяет: а) глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя; б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением; в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.
Место психологии в системе наук и ее структура.Психология, по мнению Б.М. Кедрова, представляет собой «связующее звено» между вершинами так называемого «треугольника наук», занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей. Сутью данной классификации является отражение предметного и методического родства между различными научными дисциплинами. Схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют группы естественных, социальных и философских наук (рис. 2), а в центре находится психология. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается в основном человек, изучением которого занимаются названные науки, но в других аспектах.
Кроме того, психология находится в тесном родстве с общественными (историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, литературоведением, теорией искусства (искусствоведением), юридической, политической и другими отраслями знаний), медико–биологической (биохимией, физиологией, генетикой, фармакологией, психиатрией), техническими (инженерией, конструированием, эргономикой) и педагогической науками.
Широкий спектр задач, решением которых занята современная психологическая наука, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении разнообразных комплексных проблем, связанных с человеком, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества. Поэтому в настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему психологических знаний, включающую ряд научных дисциплин (отрасли психологии) и научных направлений, связанных с изучением, как самих психических явлений, так и объяснением человеческого поведения. Таких психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики в настоящее время насчитывается довольно много.
Отрасли психологии. Основу всех отраслей психологии составляет общая психология. Общая психология изучает наиболее общие закономерности психики человека и методы их исследования, а также общие законы, характерные для всех психических явлений и дает самые общие объяснения психики и человеческого поведения. Исторические принципы и понятия общей психологии являются исходными в системе психологического знания, обеспечивают единство всех отраслей психологии.
Многочисленные отрасли психологии можно определенным образом классифицировать.
1. Применяя в качестве основания классификации конкретную деятельность человека можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: инженерную, авиационную, космическую, педагогическую, медицинскую, клиническую, организационную, юридическую, военную психологии, эргономику психологию труда, спорта, торговли, рекламы, управления и пр.
2. Приняв в качестве основания классификации психологические аспекты развитияможно выделить: возрастную и сравнительную психологии, психологию аномального развития.
3. Классифицируя отрасли психологии, опираясь на психологические
аспекты отношений личности и общества, можно выделить еще один ряд отраслей, объединяемых понятием социальная психология.
Все отрасли психологии, как это показано в таблице 1.1., имеют свои особенности и свое значение. При этом все отрасли психологии сохраняют общий предмет исследования: факторы, закономерности и механизмы психики.
Таблица 1.1.
Особенности деятельности в различных отраслях психологии
Особенности деятельности | Отрасли психологии |
Управление своей деятельностью, поведением, состоянием | Общая психология, психология личности |
Взаимодействие с людьми | Социальная психология, Конфликтология |
Обучение, повышение квалификации | Педагогическая психология. |
Профессиональное обучение | Психология труда |
Принятие решений, деятельность в системах «человек-человек» | Психология управления, социальная психология |
Деятельность в рыночной экономике | Экономическая психология |
Проблема «человек и техника». Деятельность в системах «человек – машина», системах управления техническими объектами | Эргономика, инженерная психология |
Человек и природа | Экологическая психология |
Человек и болезни, сохранение здоровья и выздоровление человека | Медицинская психология |