Человек как представитель нации
Проблема национального менталитета
Менталитет – склад ума; мироощущение, мировосприятие; психология.
1.Принципиальная ментальная идея для национального характера русских – «душа всего дороже». Известный русский философ И.Ильин отмечал: «Русская душа, прежде всего есть дитя чувства и созерцания. Любовь и созерцание при этом свободны, как свободно пространство, свободна равнина, - вот почему русский нуждается в свободе и ценит ее как воздух для легких, как простор для движения. Русская культура построена на чувстве и сердце, на созерцании, на свободе совести и свободе молитвы. Это они являются первичными силами и установками русской души, которая задает тон их могучему темпераменту. Русский народ - народ сердца исовести. Здесь источник его достоинств и недостатков. В противоположностьзападному человеку «здесь все основано не на моральной рефлексии, не на принудительной дисциплине или страхе греховности, а скорее на свободной доброте и на несколькомечтательном, порою сердечном созерцании». Деловому общению, холодному, расчетливому и умозрительному рассудку русский противопоставляет в повседневной жизни - доверительный разговор “по душам”. Более всего на Руси любили (умного почитали, перед волевым склонялись) человека душевного, сердечного, совестливого. “Душа - человек” - высшая похвала у русских. Поэтому они легко отказываются от “права собственности”, политики, правовых законов. Сердцу все это не нужно; счастью, душевному покою, гармонии - тоже. Русский характер в одноименном рассказе А.Н.Толстого складывается из отдельных черт характеров всех героев: и Егора Дрёмова, получившего тяжелые ожоги в бою на Курской дуге, и его родителей, которые ценят в нем не красоту, а мужество и честность, и Кати Малышевой, верной и преданной невесты. «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».
2. На вопрос корреспондента: «В чем же отличие русского от западного человека?» современный исследователь русского национального характера, известный писатель В.Личутин дает следующий точный ответ: «Русский человек - дитя пространства, человек свободы и воли… Для русских воля выше и желанней свободы. В поисках воли кидались тысячи русских мужиков в Сибирь, чтобы отыскать там Беловодье, чтобы устроить жизнь без насилия...От желания безграничной воли воспитались в русских
долготерпение, умение обходиться самым необходимым, нестяжательство, созерцательность, дружинность... Из желания воли - всевечный конфликт государства и народа... Для русских распрощаться с волей--- это отрезать душу, превратить ее в шагреневую кожу».
3. Все русские мыслители, философы и писатели отмечали отсутствие в русской душебуржуазности. Все они боролись против буржуазной пошлости и мещанства. Ненависть их свободного духа к буржуазии как классу была жизненным нервом их размышлений и пророчеств о России. И.А.Бунин, не принявший ни Февральскую, ни Октябрьскую революции, посвятивший всю жизнь изучению души русского человека (“Деревня”, “Суходол”,“Исход”, “Антоновские яблоки”), отрицавший любовь к богатству, жизнь во имя только материального преуспевания, сам писал о себе: “Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть - даже всякая средняя гостиная с неизбежной лампой на высокой подставке под громадным рогатым абажуром из красного шелка выводили меня из себя”. Антибуржуазный характер русского менталитета в сознании крестьянина стал причиной краха столыпинской крестьянско-земельной реформы в начале XX века. Мироощущение русского человека никогда в истории не возводило историческое (и даже чисто случайное) право собственности в “естественное право”. Современно напомнить, каким убежденным противником купли-продажи земли был Л.Толстой. “Всемирно-историческая задача России, - пишет он, - состоит в том, чтобы внести в мир идею общественного устройства земельной собственности. Русский народ отрицает собственность самую порочную - земельную”.
4. С сердечно-созерцательным строем русской души связана и специфическая вера русских в Иисуса Христа, утвердившего превосходство души и духа над всеми другими сторонами жизни и деятельности человека. И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и другие, утратившие личностную православную веру, отмечали эту особенность нашего религиозного менталитета. Русский человек не закален в догматике, в церковной вере он довольствуется в своей повседневной религиозной жизни простой и краткой молитвой: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”.
5. Известный русский философ Н.А.Бердяев настаивал на том, что нет другого такогопротиворечивого народа, как русский, на Земле. Алеша Карамазов и егосводный брат Смердяков - все это русский характер. “В жизни каждого народа, - писал русский философ-идеалист Н.О. Лосский, - воплощены пары противоположностей, и их особенно много среди русских людей”. Сложность русской души Н.А. Бердяев связывал с
тем, что “в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира”. Вспомним строки из стихотворения «Скифы» А.Блока: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,//С раскосыми и жадными очами!» «Чистый понедельник» И.А.Бунина – рассказ не только о любви, не только о судьбе России, как её понимал Бунин, но и о русском характере, каким его представлял себе автор. Загадочным русским характером обладает героиня «Чистого понедельника».В ней прослеживается противоречие двух сторон, двух культур—западной и восточной, европейской и азиатской. Странная курсистка как будто ищет для себя цельности, как будто стремится совместить в душе стихийные порывы и логические рассуждения, объяснимые хаотичностью Востока и ясностью Запада. Столкновение в образе героини западных и восточных черт помогает выявить главную сторону её облика – национально неповторимую, не затронутую иноземным влиянием.
6 Русские устремлены в бездонную пропасть антиномии (появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений). Ф.М.Достоевский, открывший эти свойства в русской душе, устами Дмитрия Карамазова сказал: “Широк человек, я бы сузил”. К чему приводят размышления над бездной противоречий и сомнений русской души, показывает пример Ивана Карамазова. “Просто помешаться можно...” - говорят в народе у нас по такому случаю.
7. Стремление к совершенной Правде и Справедливости - источник русского героизма, подвижничества, способности к жертве. У русского человека всегда была “готовность жертвовать своими жизнями, судьбами, ресурсами и благополучием во имя спасения свободы, достоинства и других великих национальных ценностей”.
8. «Самый непокорный народ на земле» исторически организует свобода. Эту внутреннюю свободу духа еще более, чем столетие назад подмечали иностранцы. Англичанин, путешествующий по стране, однажды встретил А.С.Пушкина и сказал ему среди прочего: “Знаете, что меня здесь (в России) особенно удивляет? Чистота и свобода русского крестьянина. Понаблюдайте-ка его: можно ли представить себе нечто более свободное, чем его обхождение с нами? Нет ни малейшего следа рабской приниженности в его манерах и речах”. “В русском народе, - писал философ Н.Бердяев, - поистине есть свобода духа. Русский человек с большой легкостью... уходит от всякого быта, от всякой нормированной жизни. Тип странника так характерен для России... Странник - самый свободный человек на земле». В повести «Очарованный странник»
Н.С.Лесков создал яркий национальный характер, замечательный своей нравственной чистотой и человеческим обаянием: у Ивана СеверьяновичаФлягина обостренное чувство чести, непримиримость к несправедливости и искреннее человеколюбие. Представление о счастье у И.Флягина высокое: ему не нужны деньги и власть, ему нужна внутренняя уверенность. Что его дела приносят пользу людям. К такому же выводу – счастье в том, чтобы жить для людей, -- приходят герои Л.Н.Толстого – просвещённые аристократы князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов.
9. Русская душа - не позитивистска. Русский человек не может полюбить жизнь прежде ее смысла. Когда утрачивается смысл, выходящий за пределы материального бытия, он не хочет трудиться над общественным и личным благоустройством. Для него жизнь полна сакрального, мистического смысла, нацеленного на поиск скрытого смысла вещей и человеческих явлений. Это мотивирует поступки русского человека, те, которые противоречат здравому смыслу, эмпирическому опыту, но ведут к прорыву в новую духовную реальность. Сошлемся на героев русских народных сказок – Ивана- дурака, Емелю, “чудиков” из рассказов В.Шукшина. Вспомним А.Платонова, классически выразившего антипозитивистский склад русской души. Русский человек “каменный, еще зеленеющий мирпревращает в чудо и свободу”. В своей волшебной любви к революции и женщине Степан Копенкин в “Чевенгуре” ревниво осматривает куст: так ли он тоскует по Розе Люксембург; в противном случае он ссекал его саблей. Русским людям всегда кажется, что за всем этим злым и страдальческим миром есть другой, настоящий, подлинный, который можно достичь. Счастье (и душевное страдание) происходит не от материального бытия, а от смысла жизни. Русские, сильные “истиной” смысла жизни, слабеют и телом и духом, остывают душой, когда теряют социальную истину (идеал), этно - нравственное значение жизни.Герой “Котлована” А.Платонова признается: “У меня без истины тело слабнет, я трудом кормиться не могу, я задумывался на производстве, и меня сократили”. Правильно подметил Н.Бердяев- русскому народу свойственно философствовать, “русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера - о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божие ”.
10. Обратим внимание на участившуюся сейчас в прессе критику нашей кириллицы (чаще всего выступает член-корреспондент РАН С. Арутюнов). Необходимость ее транслитерирования (транслитерация – передача текста, написанного с помощью одного алфавита средствами другого алфавита) на, якобы, «самый совершенный в мире латинский алфавит» (латиницу) обосновывается целями «общемировых цивилизационных
процессов глобализации». «И если Россия, - вещает С.Арутюнов,- хочет идти в ногу с прогрессивным миром, хочет быть частью Европы, Россия должна полностью перейти на латинский алфавит, и рано или поздно оно к этому придет».Писатель В.Распутин говорит: «Будем надеяться, что... отказа от кириллицы все-таки не произойдет. Это было бы окончательным самоубийством нации. Представить только – читать»“Слово о полку Игореве» и «Слово о законе и благодати», Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого, Тютчева и Есенина на латинице! Перевести на нее письмо Ваньки Жукова на деревню дедушке и треугольные письма наших отцов и дедов с фронтов Великой Отечественной! Отказаться от православной веры и всей культурной и духовной генетики! Нет, такое даже и представить нельзя».
Всякий народный дух утверждает свою независимость, то есть самобытность. Только на основе самопознания русский человек найдет сейчас пути спасения своего народа и страны.
Щедрость и хлебосольство русского человека
Характер русского человека многогранен. Щедростью и добротой знаменит наш народ.
Самобытный национальный характер русского человека были отражены в произведениях русских писателей таких, как Л.Н.Толстого «Война и мир», Н.С.Лескова «Очарованный странник», А.С.Солженицына «Матренин двор», А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
«Война и мир» - национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа. Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все идет от души, искренне.
В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни. Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.
В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» описывается щедрость и гостеприимство русских помещиков на примере семьи Лариных:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Им квас как воздух был потребен.
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам.
Связь человека со своим народом
Один из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов на Бородинском поле понял «…весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения…» После того, как Пьер был рядом с солдатами, проникся их мужеством, ему стало казаться самым правильным и мудрым слиться с ними, с простыми, но мудрыми в своём понимании жизни, людьми. Не случайно он говорит: «Солдатом быть, простым солдатом!...Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».
События 1917 года меняют представления Анны Ахматовой о жизни и предназначении поэта, становятся точкой отсчёта в её творчестве. Горькие испытания, выпавшие на долю России, не сломили решимость Ахматовой разделить судьбу своей Родины: разрушенной, голодной, истекающей кровью гражданской войны, но по-прежнему любимой и родной. Ахматова твёрдо знала, что в эти исторические дни должна быть на родной земле, рядом со своим народом, а не искать спасения за рубежом, как это сделали многие из знакомых ей людей. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении «Мне голос был…» Остаётся быть верной своему народу поэтесса и в поэме «Реквием». Она скорбит о судьбе родины, но в годы тяжёлых испытаний остаётся верна ей: «Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл, - я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был»
Один из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский убеждён, что русские выиграют Бородинское сражение. В его словах чувствуется та особенная любовь к родине, которая заставляет забыть о возможных противоречиях. Андрей Болконский уже не противопоставляет себя народу, не думает о личной славе и почестях, как перед Аустерлицким сражением. Напротив, он объединяется с народом, становится частицей русской армии.
Человек среди людей
Общественное благо и счастье человека.
В истории России есть немало примеров героического, самозабвенного служения наших соотечественников обществу. Стоит лишь вспомнить некоторые факты.
Горьковский Данко в рассказе «Старуха Изергиль» пожертвовал жизнью ради счастья своего народа, символически вырвав собственное сердце и осветив им путь людям к свету и благополучию.
В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» героиня счастлива лишь тем, что бескорыстно помогает всем, кто обращается к ней за помощью. Она делает это с чистыми, светлыми помыслами. Душа её покойна. Матрена Васильевна, конечно, не ставит перед собой цель помочь всем, но ведь её односельчане – маленькая часть большого общества.
Проблема нравственной брезгливости.
Проблемы нравственной брезгливости касается А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума». Главный герой произведения, Чацкий даёт Молчалину уничижительную характеристику : «Вот он, на цыпочках и не богат словами». Это же чувство испытывает и читатель, знакомясь в последнем действии с жизненной установкой Молчалина: отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», всем – даже «собаке дворника, чтоб ласкова была». Поистине, низость человеческая не имеет пределов.
Отвращение, нежелание иметь хоть что-то общее с подобными героями вызывают Митрофанушка и Скотинин – герои комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Митрофан не может поделить сто на три, его расчёты вызывают не только смех, но и брезгливость. Но знаменитое умозаключение Митрофанушки учёбы не касается: «Не хочу учиться, хочу жениться». Под стать племяннику его дядюшка Тарас Скотинин. Собираясь жениться, рассуждает: «если для каждой свинки хлевок, то для жены найду светёлку».
Жених Софьи, услышав такие слова, восклицает: «Какое скотское сравнение!»
Проблема ответственности человека за свои поступки
«Мы в ответе за тех, кого приручили»,- эта фраза Экзюпери давно стала притчей во языцах. Ответственность лежит на каждом человеке постоянно: за своих близких, за свою работу, за завтрашний день, за все, что он совершил или собирается совершить. В.П.Астафьев писал: «Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает». Жить нужно сразу «набело», ведь возможности переписать «черновик» жизнь не дает. И прожить ее достойно, на мой взгляд, можно лишь в том случае, когда человека не покидает чувство ответственности за слова и поступки. Эта проблема была и остается актуальной во все времена. Поэтому так часто обращаются к ней писатели, даже детские. Ведь человек должен уже в детстве понимать, что он несет ответственность за каждый свой поступок, а поэтому должен четко разграничивать хорошее и плохое.
Герой сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» Алеша, забывая об обещании, подвергает опасности весь маленький народ, живущий под землей, а также лишается расположения окружающих. Он предал свою любимую Чернушку: выдал тайну, начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях… Духовное обновление мальчика начинается с болезни. Он как бы переболел злом, попавшим в его душу. И только после раскаяния, хотя и позднего, ему удается стать снова совестливым и добродетельным мальчиком.
На мой взгляд, одной из основных составляющих духовности человека является ответственность. Русского человека, по мнению В.П.Астафьева, духовно сложили две силы – родная вера и родная литература. Именно они дали ему масштаб, открыли его. Но ведь и религия наша утверждает, что каждому воздастся по делам его. А значит, верующий человек в большей мере ощущает на себе ответственность за содеянное. Наверное, поэтому герой Достоевского, который сам был глубоко религиозным человеком, так мучается и тяготится своим преступлением. Преступление Раскольникова – это игнорирование христианских заповедей. Он забыл об ответственности перед законом, перед людьми, перед Богом, перед собственной совестью.
Д.Гранин в очерке «О милосердии» рассказывает о том, как к нему, нуждающемуся в помощи человеку с окровавленным лицом, никто не проявил участия на многолюдной улице. Читая этот очерк, невольно задумываешься: если мы сегодня можем пройти мимо человека, нуждающегося в нашей поддержке, не воспитываем ли мы тем самым в себе и своих детях равнодушие, черствость и безответственность? Отвести глаза, отвернуться, не забивать голову лишний раз тяжелыми мыслями, которых и так хватает у каждого, - это легче, проще, чем брать на себя груз ответственности за кого-то или за что-то. Но не слишком ли мы упрощаем себе жизнь?
Проблема отношения к старикам.
В повести Ю.В. Трифонова «Обмен» говорится о старой большевичке Ксении Фёдоровне, в прошлом библиографе крупной академической библиотеки, которая смертельно больна. Её сын, Виктор, хочет использовать смерть матери для увеличения своей жилплощади. Он едет к больной для переговоров, понимая, что «добивает» этим мать – она ещё не всё знает о своей болезни и надеется на выздоровление.
Мне кажется, что своим произведением Ю.В. Трифонов призывает читателя быть добрее, человечнее: не обменивать совесть на удобства в жизни, любить старых и беззащитных людей.
В произведении В.П. Астафьева «Последний поклон» повествуется о герое, который корит себя за то, что не смог приехать на похороны своей бабушки – «отдать ей последний поклон» (не отпустили его в вагонном ДЕПО). Герой осознал тяжесть горя, постигшего его, только после смерти самого близкого и родного для него человека.
Прочитав произведения В.П. Астафьева и Н.В. Трифонова, я поняла, что пожилые люди нуждаются в помощи, в поддержке. Ведь придёт час, когда мучительным упрёкам сердцу обернётся наше равнодушие к старикам.
Моральная ответственность человека за свою и чужую жизнь.
Я вспоминаю Андрея Соколова, героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека», который не смог пройти мимо оставшегося сиротой ребёнка, не побоялся взять на воспитание мальчика, настрадавшегося и натерпевшегося в годы войны. Сильный духом человек чувствует моральную ответственность за судьбу осиротевшего Ванюшки, он должен помочь ребёнку.
В пьесе А.Вампилова «Старший сын» поднята та же проблема. Сначала герой пьесы, Владимир Бусыгин, шутя называет себя старшим сыном семейства, в которое попал случайно, чтобы переночевать. Затем, познакомившись ближе с людьми, поверившими в его выдумку и принявшими его за сына и брата, Владимир понимает, что не может теперь их обмануть, бросить, забыть о них, берёт на себя заботу об этих людях.
Проблема человеческой индивидуальности.
Судьбы великих художников, композиторов, поэтов, как правило, всегда трагичны из-за жестокости окружающего их бытия, «холодного злодейства людей». Выступая на вечере, посвященном семидесятилетию А.Солженицына Л.Бородин, хорошо знающий, чем оплачивается у нас инакомыслие, сказал: «Кто бьётся головой о стену, тот псих. В ненормальном обществе нормальное объявляется ненормальным. А по сути своей ненормальное вводится в норму».
Проблема становления и крушения любви
Одна из центральных тем в творчестве Куприна – это тема любви. Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды.
Именно такая все поглощающая любовь коснулась полесской ведьмы Олеси, которая полюбила доброго, но только «слабого» Ивана Тимофеевича. На фоне чудесного пробуждения весенней природы зарождается любовь, а прощаемся мы с героями повести под аккомпанемент разбушевавшейся стихии.
Человеческая злоба, предрассудки, боязнь осуждения разрушают это прекрасное чувство.
В «Темных аллеях» И.А.Бунин пишет о незабвенном, о том, что оставляет глубокий след в человеческой душе, о любви. И даже любовь безответная, несчастная - величайшее счастье.
«Натали» - характерное для бунинского понимания любви произведение. Это рассказ о зарождении и крушении любви.
Герои рассказа Натали Станкевич и студент Мещерский разлучены и одиноки. Причина – двойственность поведения героя: он совмещает «такую мучительную красоту Натали и такое телесное упоение Соней». Со временем Мещерский поймет, что по-настоящему любил только Натали. Рассказ обрывается неожиданной смертью героини. Позднее прозрение не приносит героям счастья.
В произведении Л.С. Тургенева «Ася» с удивительной теплотой и нежностью описывается история любви двух героев: господина Н.Н. и Аси.
Отдыхая в Германии Н.Н., случайно познакомился с Гагиным и Асей. Девушка сразу понравилась господину Н.Н. Они стали встречаться, и вскоре симпатия друг к другу переросла в большое чувство. Ася первой признается ему в любви, но господин Н.Н, хотя испытывал к Асе возвышенное чувство, не сумел сказать «люблю». Герои расстаются. Осужденный на одиночество бессемейного бобыля герой вынужден проживать скучные годы и жить счастливыми минутами воспоминаний об утраченной любви.
Проблема искупления греха
Тема искупления греха является одной из самых главных в русской литературе. Сразу же вспоминается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Как только герой приходит к мысли, что ему все дозволено, так сразу же оказывается, что он не способен нести крест вседозволенности и ответственности. Его начинают терзать страхи и сомнения, нарушается гармония внутреннего и окружающего мира, душа не может найти успокоения и заболевает, и, как неизбежный и единственно возможный выход из сложившейся ситуации, приходит раскаяние и желание искупить грех. А все почему? Да потому, что материальные богатства не дают людям мира, а душе - гармонии.
В Библии говорится о том, что Христос совершил искупление наших грехов на Голгофе; мы призваны воспринять Его дар через покаяние и веру. Господь основал Церковь и установил в ней Таинства — особые действия, через которые Он освобождает нас от грехов и дает нам силы для новой жизни. Поэтому нам надо просто прийти в Церковь и принести наши грехи на исповедь. Слово Божие твердо обещает нам, что если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой скверны. Очистить наши грехи может только Христос.
В 30-е гг. А. Ахматова, стремясь осмыслить народную трагедию тоталитарного века, прибегает к библейской теме. Она пишет похожее на псалом «Распятие». Стихотворению предпослан эпиграф из церковного песнопения: « Не рыдай Мене, Мать, во гробе зрящи». В 1 строфе на торжественной ноте повествуется о распятии Христа:
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Мене оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене...»
Казнь Иисуса Ахматова называет «великим часом», потому что своей смертью
Иисус искупил грехи людей и стало возможным (свершилось) духовное
возрождение человечества.
Героиня рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи» Лукерья не боится смерти, а радуется встрече с ней. Она твердо знает, что смерти нет. Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души - это путь страданий, а значит, путь очищения, подготовка души к пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь - тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве. Образ главной героини представляется нам воплощением духовной красоты, смирения, покорности обстоятельствам, кротости, заботы о других, души тонкой, чуткой и деликатной.
Судьба детей и подростков
Влияние детских и юношеских переживаний на их судьбу.
1. В. Распутин. «Уроки французского».
Бежит за машиной, на которой уезжает мама, остающийся в чужой семье мальчик, понимающий своим взрослеющим сердечком, что иначе невозможно, что ни он, ни мама не виноваты в разлуке, что такова она, жизнь.
Он вынужден уехать из дома, чтобы учиться. Но вдали от родной деревни, от мамы, от дома ему вдвойне тяжелее. Сын, ставший рано взрослым, понимает, что матери и так приходится нелегко и не стоит лишний раз тревожить её. Чтобы выжить, надо зарабатывать деньги самому. В ирге на деньги поначалу удача сопутствует герою, но вот его обманывают, бьют, выгоняют из игры. «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на игру, потом…не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал». Степень его переживаний передаётся через портретные детальки: мальчик, сидящий на первой парте, корчился, тощий, диковатый, с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий. Гордость мешает принять помощь учительницы и ещё более усиливает его мучения, когда ему приходится бывать в её чистой и уютной квартирке, а тем более принять приглашение поужинать. К счастью, доброе сердце учительницы подсказало ей правильные шаги: игра на деньги. Её поступок не только поддержал мальчика, но и подсказал ему, насколько добрыми, понимающими могут быть люди. Это определило благополучную судьбу героя, навсегда запомнившего уроки французского как уроки доброты.
2. А. Алексин. «Раздел имущества».
Известно, что в пору испытаний люди рано взрослеют. Взрослость – понятие не столько возрастное, сколько нравственное, она определяется не датой рождения, указанной в паспорте, а поступками человека.
Героиня повести Анатолия Алексина «Раздел имущества» Вера, родившаяся с ДЦП, преодолевает не только физическое несовершенство, но и изо всех сил старается разглядеть в людях, её окружающих, благородство, доброту, душевную щедрость. Драматичны её переживания, недоумение вызывает то, что её мать, «борясь с отравлением природы», сама эту природу не любит и не чувствует; что властный характер матери сделал безликим отца (у него не только характер, даже походка изменилась). Наблюдая борьбу матери за то, чтобы стать главным человеком в её жизни, девочка убеждается в ужасной вопиющей несправедливости, которую мама собирается совершить – «по справедливости, по закону» - разъехаться с бабушкой, разделить имущество.
Вера беззаветно любит бабушку, понимая, что никакая медицина не помогла бы ей, если бы бабушка без громких слов не пожертвовала всем в жизни для неё, не требуя ничего взамен. Бабушка не только помогла выздоровлению внучки (она одна относилась к ней, как к обычной девочке: посылала её, еле шевелящую ногами, за почтой на лестничную площадку или предлагала попрыгать через верёвочку…). Бабушка воспитала в Вере чуткость, доброту, чувство справедливости…
И Вера делает свой нравственный выбор: она решает стать той частью имущества, «которая по суду отойдёт бабушке». Бабушке, незаметному доброму гению семьи, научившему Веру самому главному – человечности. Права Вера, назвав бабушку «главным человеком» в своей жизни. Думается, что теперь за Веру можно не волноваться: она знает тайну жизни и не пропадёт, даже если её физический недуг возвратится.
3. А.П.Чехов. «Ванька».
А.П.Чехов (рассказ «Ванька») с невыразимой печалью описывает столкновение ребёнка с пошлостью и жестокостью взрослого мира. Нежные и пугливые, милые и мягкие, дети вырастают, страдая в отравленной среде, и, выросши, пополняют собою толпу несчастных людей. Море детского страдания разливается по свету: несчастный, трижды несчастный Ванька Жуков со своим письмом к дедушке, наверное, у всех стоит перед глазами. «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю тебя с рождеством… Нет у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался». Каждый день его бьют у сапожника, и каждый день «еды нету никакой». Каждую ночь ему не дают спать, он качает люльку. И вообще – «нету никакой возможности, просто смерть одна». Стонет Ванька, надрывая наше сердце. Всё человеческое в каждом из нас вместе с Ванькой взывает к милому дедушке – приезжай! Но дедушка не доедет, до него не дойдёт письмо Ваньки с наивным адресом. Много писем в мире, много жалоб не доходит по назначению – люди тщетно ожидают себе заступника.
Нет большей печали, чем когда ребёнок принимает на себя горе взрослое. Как в осаждённой крепости, счёт жизни превращает месяцы в годы, и дитя до времени становится взрослым страдающим человеком, сохраняя в душе своей возможность удивляться. Жалуется Ванька на голод, побои, но и описывает Москву, чудеса её лавок и то, что «со звездой ребята не ходят». Это детское, малое ещё сильнее и мучительнее оттеняет большую боль ребёнка. Грезится Ваньке родная деревня, и дед на печи, и собака Вьюн; грезится ему, что дедушка исполнил его просьбу (взял золочёный орех с ёлки для него) – но от этих грёз пробудит Ваньку пинок сапожника. Дедушка не приедет, и в детском сердце застынет горе, никем не услышанное, не облегчённое, горе на всю жизнь (вероятно, очень короткую), останется боль, глубокая обида, ребёнок станет несчастным взрослым.
И.С.Тургенев.
И.С.Тургенев родился в богатой дворянской семье на Орловщине. Природа и люди средней полосы России сформировали в И.С.Тургеневе чувство глубокого уважения к человеку, к его нелёгкому труду на земле. Но Орловская губерния в Николаевской России была известна и другим: особо беспощадной эксплуатацией крепостных крестьян. Впечатлительный мальчик на всю жизнь сохранил отвращение к насилию и произволу, которыми отличалась его мать – помещица, женщина умная, образованная, но властная и жестокая. Позднее, в 40-е годы, Сван Сергеевич писал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право».
Создание «крамольной» книги и образов «мерзавцев с тонкими вкусами» и было откликом его страдающей души на истязания крепостных крестьян и дворовых, на ссылки в дальние деревни, выселения с плодородных земель, обречение на ужасы двадцатипятилетней солдатчины… Собранные в одну книгу, рассказы из «Записок охотника» особо резко выставили на всеобщее обозрение жестокость, эгоизм, самодурство, бездушие помещиков, их полное пренебрежение к человеческому достоинству крепостного крестьянина.
Антикрепостническое содержание «Записок охотника» и есть иллюстрация влияния глубоких переживаний мальчика, которые определили нравственное кредо взрослого, ставшего великим русским писателем.
5. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы».
М.Е. Салтыков-Щедрин убедительно показывает, как может сказаться на судьбе человека атмосфера его детских переживаний. Детство Иудушки ( роман «Господа Головлёвы») проходит в необходимости приспосабливаться, ибо мать – Арина Петровна – не просто живёт уединённо, расчётливо, почти скучно, а от детей требует, чтобы были в таком послушании у неё, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: «Что об этом маменька скажет?» Этот пресс привёл к определённому результату: дети не оправдали её надежд. Стёпка – балбес; Анна убегает из дома за счастьем, любовью, но не находит её; Павел – тихоня, человек «без поступков» - немилый ребёнок. Муж, дети гибнут один за другим, не имея никакой поддержки в трудную минуту жизни от матери. Порфирий (Иудушка), руководствуясь инстинктом самосохранения, учится быть «послушным», угодным матери; безразличен к спившемуся брату Стёпке, умирающий Павел не вызывает у него сочувствия, а самой Арине Петровне любимый сыночек отводит роль приживалки, заставляя её ощутить себя «лишним ртом». И сына доводит Головлёв до самоубийства…. На совести наследника всего рода Головлёвых смерти близких ему людей…
Обстановка деспотизма и приниженности создала из Порфирия монстра: в интересах семьи Арина Петровна начала накапливать имущество, держа детей в строгости и чуть ли не в голоде, это убивало любовь к матери, к семье. Это и привело к распаду человеческой личности в Порфирии.
Неизбежен ли конфликт отцов и детей
Ч.Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. Манкурты – это люди, насильно лишённые памяти. Один из них убивает свою мать, которая пытается вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит её отчаянный крик: «Вспомни имя своё!».
.В персидской легенде рассказывается о том, как однажды простой пастух предложил султану испить воды из кувшина, Но надменный султан, увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул:
- Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов!
Разбившийся сосуд произнёс:
_ Ах, султан! Напрасно ты мною гнушаешься! Я твой прадед, и я некогда был, как ты, султаном. Когда ч умер, мня похоронили в великолепной гробнице, но время превратило меня в прах, который смешался с глиной. Горшечник, выкопав глину, наделал из неё множество горшков и сосудов. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, из которой ты произошёл и в которую ты когда-нибудь превратишься..
Проблема взаимоотношения подростков.
К проблеме взаимоотношения подростков обращались разные писатели в разные времена. Один из них – Ю. Я. Яковлев. В своих коротких, но очень ёмких по содержанию рассказах для детей он иногда с улыбкой, иногда серьёзно повествует о самых разных ребятах. Одним из них хорошо и весело в школьной среде, другим одиноко, как рыцарю Васе, третьи, как Коста из рассказа «Багульник», живут своей, особой жизнью. Писатель внушает читателям: приглядывайтесь к своим одноклассникам, окружающим людям, уважайте, цените, помогайте. Его мудрые уроки нравственности запоминаются на всю жизнь.
Главный герой рассказа В. Солоухина «Мститель» вынашивает план мести. Он твёрдо решил наказать своего руга Витьку за причинённую ему обиду. Но план отмщения рухнул, как карточный домик. Добро в душе героя одерживает победу. Подросток способен увидеть в обидчике больше хорошего: Витька добрый, весёлый, большой придумщик. И обида испаряется.