Вербальные стереотипы этикета


К вербальным стереотипам, принятым в этикете, относятся формулы приветствия, прощания, обращения, так называемые «формулы поглаживания» и умение ответить на любой вопрос. Слова-приветствия и слова-прощания обычно хорошо известны, поэтому остановимся на обращении, «формулах поглаживания» и умении ответить на вопрос.

Как в обычном, так и в деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже в ответе на простейшие, задаваемые ежедневно по несколько раз «Как дела?», всегда необходимо помнить о чувстве меры. Ничего не ответить – невежливо; буркнуть «Нормально» и пройти мимо – тоже невежливо. Пуститься в долгие рассуждения о своих делах часто означает прослыть человеком нудным и даже нетактичным. В таких случаях деловой этикет предписывает отвечать примерно следующее: «Спасибо, нормально», «Спасибо, пока не жалуюсь». Затем рекомендуется поинтересоваться: «Надеюсь, что и у вас все обстоит нормально?». Такие ответы нейтральны, они успокаивают всех, следуют сложившимся в нашей культуре нормам. Не следует жаловаться, если дела идут хорошо, ибо народная мудрость гласит: «Не буди лихо, пока оно тихо».

Формулы «поглаживания» – один из психологических приемов общения, целью которого является расположить к себе собеседника. В вербальном общении – это словесные обороты типа: «Удачи Вам», «Желаю успеха», известные фразы: «Большому кораблю – большое плавание», «Ни пуха, ни пера!» и т. п., произносимые с различными оттенками. Широко применяются такие речевые знаки расположения, как «Салют», «Нет проблем!» и т. п. Но следует избегать таких явно язвительных пожеланий, как, например: «Вашему теляти злого волка поймати».

Обращение

       
 
 
   
Сударь, сударыня, дамы, господа, пан, пани

!!!

Часто люди испытывают чувство внутреннего дискомфорта на встречах, собраниях, поскольку не знают, как обратиться друг к другу: слово «товарищ» как бы принижает их достоинство из-за определенного отношения к этому слову, сложившегося под влиянием средств массовой информации. А с другой стороны, многие до «господ», «панов» явно «не доросли» из-за своего бедственного материального положения. Поэтому очень часто в транспорте, в магазин на улице мы слышим унизительные фразы: «Эй, мужчина, подвиньтесь», «Женщина, пробейте билет» и т. д.

Существуют исторически наработанные стереотипы речевого обращения. Ими пользовались ранее русские и украинские купцы, предприниматели, да и простые люди, а сейчас их используют культурные российские, украинские и зарубежные деловые люди. Это слова: «дамы», «господа», «судари», «сударыни», «панове», «пани», «пан». Среди других социальных групп подобные обращения пока широко не прививаются

Среди деловых людей обращения «господин», «пан», «пани» имеют право на жизнь. Эти слова подчеркивают, что данные граждане, данная социальная группа свободны и независимы в своих действиях более чем какая-либо другая социальная группа в современной Украине. Кроме того, эта форма обращения не заимствована слепо где-либо на Западе или Востоке.

«Господин» – исконно русское, а «пан» – украинское слово. Они имеют самое распространенное значение как форма вежливого обращения к группе лиц и отдельному лицу, употреблявшаяся во многих слоях общества. Кроме того, в другом их значении – «хозяин имущества» – есть и уважительное отношение к человеку.

Знаки внимания

 
 

В общении важную роль играют знаки внимания. Знак внимания – это высказывание или действие, обращенное к человеку, которое призвано улучшить его самочувствие и вызвать положительные эмоции, радость. Среди них выделяют подарки и комплименты.

Как правильно дарить и получать подарки?

Подарок выбирают в зависимости от того, кому он предназначается: близкому родственнику, хорошему знакомому, чужому человеку, которому вы хотите просто выразить благодарность или показать свое внимание.

Стоимость подарка должна быть в пределах финансовых возможностей дарителя. Если он их превысит и истратит слишком крупную сумму, получатель подарка будет чувствовать себя неловко. Если человек, не стесненный в средствах, имеющий полную возможность купить солидный подарок, отделается пустячком, его чрезмерная бережливость обязательно бросится всем в глаза

Близкому человеку будет очень приятно, если к подарку, о котором он уже знает, вы присоедините еще какую-нибудь маленькую безделушку.

Если вас пригласили к чаю или ужину, небольшим букетиком цветов вы порадуете хозяйку, докажете свою воспитанность.

Наши рекомендации