Совершенствование статической и динамической координации
Движений пальцев рук
Направления работы:
- развитие переключаемости движений пальцев рук;
- развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;
- формирование пространственной организации движений пальцев рук.
Упражнения
Задачи: развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.
Упражнение 1
Выполнение единичного поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.
Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.
Упражнение 2
Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.
Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.
Упражнение 3
Чередование разного количества поочередных прикосновений. Например: два прикосновения большого пальца к указательному, одно прикосновение большого пальца к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу.
Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).
Упражнение 4
Выполнение поочередного прикосновения большим пальцем к другим пальцам за исключением одного запретного (в разном темпе).
Упражнение 5
Выполнение единичного поочередного прикосновения пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 6
Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 7
Выполнение прикосновений пальцев правой руки к пальцам левой руки с чередованием количества похлопываний (по два, по одному и т.д.) в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 8
«Игра на рояле» - выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.
Упражнение 9
Выполнение поочередного сгибания в кулак и поочередного разгибания пальцев.
Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).
Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений
Направления работы:
- соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);
- совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук);
- выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д.);
- совершенствование пространственной организации движений и действий.
Упражнения
Задачи:развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; совершенствовать плавность и переключаемость движений; совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.
Упражнение с фишками
Перед ребенком вертикальной (затем горизонтальной) линией раскладываются цветные фишки (от трех до пяти штук).
Логопед показывает движения: губы растягиваются в улыбке, палец касается фишки, положение фиксируется, затем губы принимают исходное положение. Далее все повторяется по мере продвижения пальцев по фишкам. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Примечания:1. Длина «пути» зависит от индивидуальных возможностей ребенка.
2. Варианты артикуляционных упражнений: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопатка», «Иголка», «Горка», «Парус», «Грибок», «Лошадка».
3. В качестве дорожки из фишек можно использовать следующие изображения: клоун с рядом пуговиц, дудочка с рядом отверстий, паровоз с рядом дымовых колец и т.д.
Упражнение с символами
Перед ребенком раскладываются картинки-символы с изображениями артикуляционных упражнений.
Логопед показывает чередующиеся движения: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т.д.
Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Примечание.Варианты чередований движений губ: «Заборчик-Трубочка», «Горка-Парус», «Лопатка-Иголочка», «Улыбка-Заборчик-Трубочка», «Лопатка-Горка-Парус», «Иголка-Парус-Горка». Варианты чередований движений пальцев: работает только указательный палец; работают указательный и третий пальцы; указательный и четвертый пальцы; указательный, третий, четвертый пальцы.
Качели
Вариант 1.
Рот широко открыт, язык поднимается вверх, затем опускается вниз. Выпрямленные руки движутся одновременно с языком в тех же направлениях.
Вариант 2.
Язык производит те же движения. Выпрямленные руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Часики
Вариант 1.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.
Вариант 2.
Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Чистим зубки
Вариант 1.
Рот широко открыт, зубы обнажены, язык выполняет движения из стороны в сторону, имитирующие чистку зубов (верхних, затем нижних). Указательный палец движется синхронно с языком в тех же направлениях.
Вариант 2.
Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательный палец движется в направлениях, противоположных движениям языка.
Вкусное варенье
Вариант 1.
Рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю, затем нижнюю губы, двигаясь по кругу. Указательные пальцы выполняют вращательные движения в тех же направлениях.
Вариант 2.
Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Гармошка
Рот широко открыт, язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть оттягивается вниз, затем рот закрывается. Руки имитируют игру на гармошке.
Лошадка
Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки синхронно с щелчками выполняют хлопки (удары по коленям).
Примечание.Упражнение можно усложнить, предложив выполнить:
а) заданное количество движений;
б) движения в заданном ритме.
Барабан
Рот широко открыт, кончик языка «стучит» в альвеолы (д-д-д-д). Одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот).
Бочка
Вариант 1.
Рот закрыт, напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку. Кисть левой руки выпрямлена (положение «ребро»), кисть правой руки сжата в кулак и упирается в левую руку (затем наоборот).
Вариант 2.
Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Горячий чай
Вариант 1.
Рот открыт, широкий язык в форме «чашечки» поднят вверх и движется вперед-назад («остужаем горячий чай»). Кисти рук соединены в форме «чашечки», руки движутся синхронно с языком.
Вариант 2.
Органы артикуляции находятся в тех же положениях и выполняют те же движения. Руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Гудит самолет
Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук «ы». Руки выполняют вращательные движения.
Гудит пароход
Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук «ы». Кисти рук сложены «лодочкой», большие пальцы подняты вверх, руки выполняют колебательные движения влево и вправо.
Маляр
Вариант 1.
Рот широко открыт, язык выполняет движения по нёбу вперед-назад. Кисть одной руки имитирует потолок, кисть другой руки - кисточку, которая движется синхронно движениям языка.
Вариант 2.
Органы артикуляции находятся в том лее положении и выполняют те же движения. Рука движется в направлениях, противоположных движениям языка.