Этапы и рубежи развития личности
5.5. Структура личности |
выделенных этапов и уточнении указанных возрастных границ.
В ходе исследований, направленных на разработку методов оценки личностных свойств, отечественные психологи включали наибольшее количество элементов в структурные модели личности. Так, В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский [1985] на основе^факторного .анализа огщошш-ков MMPI и 16PF разработали психодиагностический тест (ПДТ), отражающий структурную модель личности, представленную на рис. 5.10.
Факторы нижнего уровня |
Факторы верхнего уровня
Психическая неуравновешенность
Асоциальность
Интроверсия
Сензитивность
Рис. 5.10.Структура личности, реализованная в ПДТ
Необходимо отметить, что в данной модели как количество элементов, так и их содержательная интерпретация в существенной степени были заданы количеством и содержанием шкал двух исходных опросников.
Помимо упомянутых авторов проблемы структуры личности в разных аспектах рассматривали в своих работах Л. И. Анцы-ферова, Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.М. Русалов и др.
Общей слабой стороной большинства отечественных работ, посвященных проблеме структуры личности, является_не,цо^ _статочная подкрепденнрсть теоретических
положений результатами ^1МП]фиче_ских исследований. Одной из основных причин такого положения дел, безусловно, была выраженная идеологическая нагружен-ность самого термина «личность» («гармоническая, всесторонне развитая личность», «новая историческая общность людей — советский народ», «советский человек может все» и т. д.). Совершенно очевидно, что объективный естественнонаучный подход к исследованию такого рода «святынь» был невозможен; не могло не сказаться на состоянии прикладных исследований и негативное отношение к тестам и другим психометрическим методам, характерное для советской психологии после постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».
С сожалением следует констатировать, что подобное вмешательство в процесс развития науки со стороны официальных властей характерно и для современной России. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 г. № 1004 «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа».
Подобные причины объективного характера обусловили преимущественно теоретическое развитие представлений о структуре личности; необходимость согласования концепций личности с положениями марксистко-ленинской философии привела к обособлению отечественной психологии личности (счастливое исключение составили лишь теории темперамента). Только в последнее десятилетие появилась возможность включения отечественных работ по изучению личности в широкий контекст мировых исследований. На реализацию этой возможности потребуется не один год кропотливой работы как в экспериментальном, так и в теоретическом направлении.