Классификатор к тесту В.Ф. Ряховского

30 – 32 очка.Вы явно некоммуникабельны, и вам и вашим близким от этого не легко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25 – 29 очков.Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов рли и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой.

19 – 24 очка.Вы в известной степени общительны, в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Но эти недостатки исправимы.

14 – 18 очков.У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9 – 13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что может вызвать раздражение у окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Иногда не хватает усидчивости и терпения.

4 – 8 очков. Вы, должно быть, всегда в курсе всех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями.

3 очка и менее.Ваша коммуникабельность носит болезненный характер: вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважение к другим людям, к их мнению.

Определение ведущего Эго – состояния

Методика, предложенная Е.И. Роговым (2002), содержит в себе 21 утверждение. Данная методика может использоваться для диагностики испытуемых не младше 15 лет.

Инструкция:Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Когда мои желания мешают мне, я могу их подавить.

3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня нелегко провести.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Ключ.

Суммируйте баллы по следующим шкалам: «Ребенок» - 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19; «Взрослый» - 2, 5, 8, 11. 14, 17, 20; «Родитель» - 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. В зависимости от полученных результатов, можно говорить о том или ином ведущем Эго – состоянии в общении с другими людьми.

Вопросы для проверки:

1. Какие виды коммуникативных барьеров вы можете назвать?

2. Перечислите критерии конструктивного психологического влияния?

3. Назовите виды психологического влияния?

4. Назовите виды противостояния психологическому влиянию?

5. Назовите условия успешной коммуникации.

6. Какие коммуникативные техники позволяют «разговорить» партнера по общению?

7. Перечислите техники активного слушания.

8. Назовите техники, способствующие снижению эмоционального напряжения во взаимодействии.

9. Назовите техники, повышающие эмоциональное напряжение во взаимодействии.

10. Перечислите основные трудности эффективного слушания.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2000.

3. Атватер И. Я вас слушаю… - М., 1988.

4. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб., 2001.

5. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. Главная книга по НЛП в мире. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

6. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. - СПб., 2001.

7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. - М., 1996.

8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции.- СПб., 2003.

9. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.

10. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. - Ярославль, 1979.

11. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский.- М., 1993.

12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- М., 1989.

13. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1990.

14. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений.- Дубка, 1998.

15. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога.- Минск, 1988.

16. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986.

17. Леонтьев А.А. Общение и деятельность общения /Межличностное общение / Сост. и общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. - СПб., 2001. Стр. 39-59.

18. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - Ростов-на-Дону, 1991.

19. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997.

20. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. - СПб., 2001.

21. Межличностное общение / Сост. И общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. - СПб., 2001.

22. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб., 2000.

23. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001.

24. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

25. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - М., 1995.

26. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. Изд. 2-е, доп. и испр. - М., 1979.

27. Психология влияния / Сост. А.В. Морозов. Хрестоматия. - СПб., 2000.

28. Психология влияния. Хрестоматия / Составитель А.В. Морозов. - СПб., 2001.

29. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб., 2004.

30. Рогов Е.И. Психология общения. - М., 2002.

31. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

32. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб., 2004.

33. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб., 2003.

34. Филатова О.Г. Социальная психология. - СПб., 2000.

35. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

36. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

37. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. - Мн., 1992.

Интерактивный аспект общения

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями (Андриенко Е.В., 2000).

Основные типы социальных ситуаций:

Ø официальные социальные события;

Ø личностное взаимодействие;

Ø случайные, эпизодические встречи со знакомыми;

Ø формальные контакты (например, на работе);

Ø ассиметричные взаимодействия, выстроенные по принципу субординации;

Ø конфликты и переговоры;

Ø групповая дискуссия.

Типы ситуаций взаимосвязанности людей:

1) человек находится наедине с собой и то, что он делает, никому не будет известно;

2) находясь в одиночестве, человек знает, что результаты его деятельности будут известны другим людям;

3) человек находится в окружении пассивно присутствующих людей, никак на него не реагирующих;

4) человек работает в присутствии других людей, активно реагирующих на него;

5) человек активно взаимодействует с другими, хотя результат его действий от других не зависит;

6) человек активно взаимодействует с другими людьми, и результат его деятельности зависит от этого сотрудничества.

Продуктивность общения во многом зависит от совместимости субъектов взаимодействия. Сам процесс совместимости людей может быть рассмотрен на разных уровнях, часть которых регулируется сознанием.

Психологическая совместимость – эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого.

Чаще всего выделяют 5 основных уровней совместимости:

1. Физиологический. Этот уровень самый важный, поскольку является неизменным. Например, известно, что у каждого существует свой специфический запах.

2. Психофизиологический уровень основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей и эмоциональных особенностей партнеров.

3. Психологический уровень предполагает согласованность характеров, мотивов поведения, личностных качеств партнеров. Рассогласование приводит к отчуждению людей, высокому уровню конфликтности.

4. Социально-психологический уровень наиболее интегрированный из всех. Он предполагает согласование социальных ролей, статусов, установок личности.

5. Духовный уровень предполагает сходство социальных установок относительно важнейших фактов действительности, связанных с реализацией групповых и личных интересов. Н. Н. Обозов и А.Н. Обозова выделяют три вида духовной совместимости: ценностно-ориентационный, функционально-ролевой и структурный.

В целом, известно, что совместимость «работает» по двум основным законам:

· Дополнительности;

· Сходства.

Существует такое понятие, как коммуникативная совместимость,это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта.

Структура взаимодействия. Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов или действий.

Действие – состоит из 4 фаз:

1) фаза возбуждения или импульс включает в себя первые стимулы к общению, на этой фазе происходит переключение человека от одного действия к другому;

2) фаза уточнения ситуации связанас восприятием другого человека, ситуации и информации, на этой фазе осуществляется отбор значимостей, уточнение ситуации происходит в зависимости от личностных смыслов воспринимающего;

3) фаза непосредственного действия – уточнив и оценив ситуацию, человек совершает необходимое действие;

4) фаза завершения связана со сворачиванием действия и восстановлением равновесия индивида с окружающей средой.

Наши рекомендации