Сравнение средних значений и дисперсий
При сравнении средних значений нужно решать задачу сравнения дисперсий, для чего воспользуемся общей схемой проверки статистической гипотезы.
1.этап. Выдвигаются две статистические гипотезы. Основная нулевая о том, что дисперсии двух рассматриваемых ГС статистически одинаковы и альтернативная о том, что эти дисперсии статистически различны.
Н0: х = у
Н1: х / = у, где х – дисперсия первой ГС, у – дисперсия второй ГС.
2 этап. Выбираем уровень значимости . Fнабл. = Sx : Sy 3 этап. Вычисляем наблюдаемое по двум исходным независимым выборкам необязательно одинакового объема 4 этап. Находится критическое значение статистики критерия. выбраем таблицу соответственной величине: 1 - /2, (если таблица называется квантили распределения) или величине /2, (если таблица называется верхние процентные точки). После этого в выбранной таблице находят столбец, соответствующий числу степеней свободы 1 и 2. На пересечении выбранных строки и столбца будет находиться критическое значение F2. Для нахождения критического значения F1 сначала должны найти промежуточное значение Fпр. На пересечении выбранной строки и столбца будет находиться промежуточное значение Fпр., тогда F1 = 1/Fпр.
5.этап. Делаем вывод о правильности той или иной гипотезы по следующему правилу, если 1) F1 < Fнабл. < F2, то принимается нулевая гипотеза Н0, т.е. делаем вывод о том, что дисперсии двух рассматриваемых ГС статистически одинаковы на уровне значимости . 2) если Fнабл. < F1 Fнабл. > F2 , то принимается альтернативная гипотеза Н1, т.е. делаем вывод о том, что эти дисперсии статистически различны на уровне значимости .
Планирование однофакторных экспериментов.
Однофакторные планы – предусматривают изучение влияния на зависимую переменную только одной независимой переменной. Преимущество -в их эффективности при установлении влияния независимой переменной, а также в лёгкости анализа и интерпретации результатов. Недостаток - невозможности сделать вывод о функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными.
- Опыты с воспроизводимыми условиями. Такие планы требуют меньшего количества участников. Цель таких опытов — установить воздействие одного фактора на одну переменную.
- Опыты с привлечением двух независимых групп (экспериментальной и контрольной) – опыты, в которых экспериментальному воздействию подвергается лишь экспериментальная группа, в то время как контрольная группа продолжает делать то, что она обычно делает. Цель — проверка действия одной независимой переменной.
Основные положения математической теории планирования многофакторных экспериментов.
Математические методы планирования эксперимента позволяют исследовать и оптимизировать сложные системы и процессы, обеспечивая высокую эффективность эксперимента и точность определения исследуемых факторов.
Многофакторное планирование удобно применять, когда необходимо определить зависимость какой-то одной величины от нескольких одновременно.
Объект исследования можно представить в виде структурной, схемы,
параметров:
1) управляющие (входные) xi которые называются факторами;
2) выходные параметры yi, которые называются параметрами состояния;
3) wi - возмущающие воздействия
Комбинацию факторов можно представить как точку в многомерном пространстве, характеризующую состояние системы.
-На первом этапе планирования эксперимента необходимо выбрать область определения факторов i x . Выбор этой области производится исходя из априорной информации.
-. Для большего числа факторов необходимо разработать правила построения матриц.
Очень важны общие свойства матрицы планирования:
- симметричность матрицы
-Ротадабельность. Это означает, что точки (значения факторов) в матрице планирования подбираются так, что точность предсказания выходного параметра должна быть одинакова на равных расстояниях от центра эксперимента (нулевого уровня) и не зависеть от направления.
Вариант 10