Специфические особенности психики и поведения подростков. Асоциальность и делинквентность в подростковом возрасте.
Делинквентность – данный термин охватывает множество различных нарушений правовых и социальных норм; используется в криминологии «подростковая делинквентность» для обозначения высокого уровня уголовных преступлений, совершённых в возрасте от 12 до 20 лет.
Асоциальность – это одно из самых сложных и прогностически неблагоприятных личностных расстройств, которые проявляются не столько различными симптомами, сколько нарушением поведения. Прежде всего это нарушение диагностировалось как "психопатическая личность" или "социопатическая личность". Плохо социализированные, живущие во имя удовлетворения своих инстинктивных потребностей, не обращая внимания на нормы морали, требования общества, поэтому склонны постоянно нарушать правила и законы общежития, не считаясь с возможным наказанием. Не признают своей ответственности - перекладывают вину на других.
Специфические особенности психики и поведения подростков проявляются в: Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу.
Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости .
В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:
1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной - перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, способствующей возникновению таких реакций, — психическая незрелость, черты невротичности, тормозимость.
2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому ( в прогулах, побегах, кражах)
3. Реакция имитации - подражания взрослому который соответствует идеалам подростка. Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.
4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям)
Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:
1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.
2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.
4. Реакция увлечения.Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, увлечения литературой, музыкой и т.п.).
5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением(повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.).
Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции.
Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств,нарушения социальной адаптации в целом. Очень важно вовремя заметить патологические и непатологические формы нарушений поведения, поскольку они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи.