Исследование психологического здоровья детей дошкольного возраста

По данным официальной статистики органов здравоохранения около 80 % детей имеют нарушения психического и соматического здоровья. Как показывают скрининговые исследования, с взрослением детей в 4 раза происходит снижение показателей здоровья. Определение здоровья включает в себя благополучие в качестве центральной темы, однако, отчетность фокусируется на заболеваемости, а не на благополучии как таковом. Изучение современного состояния данной проблемы позволяет отметить недостаточную изученность вопроса об обеспечении психологического благополучия развития дошкольников. Подходы к выбору показателей психологического здоровья и методик их изучения наиболее полно представлены в работах Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, В.И. Слободчикова, А.В. Козлова (2014), М.В. Хватовой (2011), В.А. Хухлаевой (2014), Е.В. Куфтяк, А.П. Лебедев, А.А. Реунова (2015) и др.

На основе изучения литературы и проведённых исследований в качестве показателей психологического здоровья были выбраны социальная адаптация, эмоциональное благополучие, и саморегуляция.

Целью данного исследования было определение показателей и методик диагностики психологического здоровья дошкольников и определение влияния нарушения зрения на психологическое здоровье.

Для изучения социальной адаптации применялись следующие методики: модифицированная карта наблюдений Д. Стотта (Т.В. Дорожевец, 1995), методика «Дерево» (Д. Лампен, адаптация Л.Д. Пономаренко, 1999), опросник «Сильные стороны трудности» (Р. Гудман, адаптация Е.Р. Слободской, 2006). Для исследования эмоционального благополучия использовалась методика «Домики» (О.А. Орехова, 1995). Саморегуляция исследовалась с помощью методики «Шкала рейтинга Стреляу». По результатам методики «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом» (О.В. Хухлаева, 2003) выборка (12 детей с типичным развитием, 14 детей с нарушением зрения) была разделена на три группы: группа сохранного психологического здоровья (n=10), группа риска (n=6), группа нарушения психологического здоровья (n=10).

На основе эмпирического исследования и обработки результатов были сделаны следующие выводы:

1. Дошкольники из группы нарушения психологического здоровья испытывают больше трудностей личностной (U = 0, р≤0,01), эмоциональной (U = 0, р≤0,01) и социальной сфере (U = 0.5, р≤0,05) (лист оценивания психологического здоровья), чем их сверстники из группы сохранного психологического здоровья.

2. Дети из группы нарушения психологического здоровья более инфантильны (модифицированная карта наблюдений Д. Стотта), нежели их сверстники из группы сохранного психологического здоровья (U = 22, р≤0,05).

3. Результаты методики «Шкала рейтинга Стреляу» в группе сохранного психологического здоровья выше, чем в группе нарушения психологического здоровья (U = 0, р≤0,01).

4. У дошкольников из группы нарушения психологического здоровья более ярко, чем у детей из группы сохранного психологического здоровья, выражены такие симптомокомплексы (методика ССТ) как гиперактивность (U = 7.5, р≤0,01), эмоциональные проблемы (U = 16, р≤0,01), проблемы с поведением (U = 11.5, р≤0,01).

5. Данные методики «Лист оценивания психологического здоровья педагогом» позволили выявить у детей с типичным развитием более высокий уровень психологического здоровья, чем у детей с нарушением зрения (U = 45,5, p≤0.05). Эти результаты говорят о том, что нарушение зрения выступает одним из факторов риска в процессе становления психологического здоровья дошкольников.

6. У дошкольников с нарушением зрения ярко выражены, по сравнению со сверстниками с типичным развитием, такие симптомокомплексы (методика ССТ) как гиперактивность (U = 28, р≤0,01), эмоциональные проблемы (U = 17, р≤0,01), проблемы со сверстниками (U = 12, р≤0,01) проблемы с поведением (U = 7.5, р≤0,01).

Список литературы

1. Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12). С. 110-117

2. Куфтяк Е.В., Лебедев А.П., Реунова А.А. Психологическое здоровье и адаптивные механизмы детей с особыми потребностями // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций. Монография / отв. ред. Н. П. Фетискин, А. И. Субетто, Т. И. Миронова: - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. С. 273-275

3. Хватова М.В. Психологические факторы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодёжи // Вестник ТГУ. 2011. №8 (100). С. 131-137] с. 132.

4. Хухлаева О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Khuhlaeva.shtml

Наши рекомендации