Проблема разрушения гармонии родного языка
Текст№5
Задание№1. Прочитайте текст (автор - Н.Галь), ответьте на вопросы и заполните таблицу:
Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.
- Пожалуйста, - вполне серьёзно говорит он крохе, - можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.
Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.
Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». Этот заборне залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. Но нет, несолидно!
Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
Это – самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на гром информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.
Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».
Помните, у Н. Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?
Хорошо поёт, собака,
Убедительно поёт…
Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.
А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…
В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?
Кто, если не мы сами?!
(По Н. Галь)
1.Какова тема текста?
2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?
3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):
· наболевшая;
· мучительная;
· жгучая;
· тяжелая;
· первоочередная;
· принципиальная;
· главная;
· сложная;
· личностная…
4.Выражена ли в тексте позиция автора по данному вопросу?
Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:
Тема | Проблема может заставить нас: | Позиция автора |
Заняться глубоким изучением (чего?), чтобы | Раскрывает сущность поставленных проблем; Выражает мнение большинства; | |
С горечью понять (что?) для того, чтобы изменить сложившееся положение | Приводит в качестве примера, аргумента цитату: «…» Характеризует сущность раскрываемой проблемы; | |
Иронично относиться (к чему?) для того, чтобы… | Недвусмысленно подчеркивает свое негативное отношение (к чему?)… Является строгим судьей негативных явлений | |
Отразить суть (чего?) для того, чтобы…оценить собственную позицию по отношению (к чему?) | Точно формулирует свою мысль:… Пытается найти в читателе единомышленника… |
Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения по данному тексту и ответьте на вопросы:
Что такое канцелярит и какое воздействие оказывает он на нашу жизнь? Ответ на эти вопросы мы находим, читая текст, автором которого является Н.Галь.
Проблема использования в современной «живой» речи слов и выражений, которые представляют собой штампы, является важной и значимой, и особенно сегодня. Исчезают границы между сферами употребления слов общеупотребительных и специальной лексикой, словами, употребляемыми в определенной «узкой» сфере жизни: официальных текстах, деловых бумагах. Именно специальная лексика является источником появления канцеляризмов. Тогда и происходит «лексическая и стилистическая путаница». Так, например, именно канцелярит «разрешает» неуместное употребление фразы «мама поставила меня в известность» вместо другой, правильной - «мама мне сказала». Проблему, рассматриваемую автором, можно назвать социально значимой, потому что она отражает болезнь общества, которая заключается в том, что многие из нас употребляют в бытовой, обыденной речи слова-клише, прочно «поселившиеся» в популярных передачах на телеэкране, радио, а также в периодической печати. А они часто искажают не только речь, но и саму мысль автора высказывания. Чтобы выглядеть наиболее эффектно, или «стильно», как сейчас принято говорить, мы разрушаем гармонию устной и письменной речи, «гармонию словоупотребления».
Автор стремится донести до читателя мысльо том, что «канцелярит не сдается, он наступает, ширится». Н.Галь акцентирует наше внимание: «быстро разрастаются постылые штампы, которые не несут мысли, ни чувства, ни грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро». Кроме того, он делает вывод, что «канцелярит - самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи».
Я не могу не согласиться с мнением автора, который не приемлет массовое употребление лексических штампов. Существует ошибочное мнение, что употребление слов данного стиля является показателем культуры, образованности и начитанности человека. Речь, в которой участвуют речевые клише, становится пустой и стилистически безликой.
Многие русские поэты и писатели высказывали свое мнение об употреблении стандартизированных, обездушенных словосочетаний и выражений: А.С.Пушкин, В.В. Маяковский, М.М. Зощенко, М.А. Булгаков. Так, например, герои произведений М.М. Зощенко («Аристократка», «Баня») говорят на языке, «изувеченном» речевыми штампами, клише, чтобы выглядеть убедительнее, значительнее в глазах друг друга. Многие из них, как и в произведениях В.В. Маяковского, обращаются к возлюбленным, знакомым в быту, используя слово «товарищ». М.М. Зощенко удается показать абсурдность времени 20-30х годов, когда речь советских граждан была заражена подобными словами-паразитами. Писатель вынес свой приговор времени смещения ценностей, «заштампованности» идеи и чувств. Действительно, стоит ли использовать лексико-социальные штампы, говоря о любви, о сердечных чувствах?!
Интересно мнение И.А. Бунина о языке граждан молодой Советской России, отражающем нелепые особенности бытовой, бюрократизированной жизни служащих, писателей, журналистов. На вручении ему Нобелевской премии в Стокгольме он отмечал, что «советские журналисты, к сожалению, разговаривают, как горничные».
Итак, прочитав текст Н. Галь, я пришла к выводу о том, что, по возможности, необходимо ограничить использование канцеляризмов в современной речи, так как они загрязняют нашу речь, лишают ее эмоциональности, «убивают» индивидуальность пишущего или говорящего.
1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста Н Галь? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)
2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)
3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текстаН.Галь?
4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)
5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора, рассуждающего оканцелярите – болезни русского языка? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);
6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);
7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).
8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту. (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой, и вынесите на поля символ В*******)
Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании: