Дождь, тучи, облака в рисунке
Человек под дождем
Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также, осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
Наиболее продуктивно использовать данную методику в паре с рисунком «Человек».
Процедура является стандартной. Испытуемому предлагают чистый лист бумаги, простои карандаш, набор цветных карандашей и просят его нарисовать сначала человека, а потом, на другом листе, «Человека под дождем».
Сопоставление первого и второго рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, как он ощущает себя при затруднениях.
Прежде всего, при анализе важно определить, в каком состоянии находится «человек под дождем». Ощущает ли он себя нечастным, маленьким, беспомощным, сломленным, занимающим подчиненную позицию и т. д. или, напротив, он «расцветает», чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с жизнью, испытывает к ней интерес, как бы стимулируется неприятностями; или же спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением.
В рисунке «Человек под дождем», но сравнению с рисунком «Человек», обнаруживается ряд отличий, существенных для анализа
Изменение экспозиции
В рисунке «Человек под дождем» может меняться экспозиция. Изучение вариантов экспозиции очень важно для анализа.
Так, например, если человек изображен уходящим, удаляющим, то это может быть связано с наличием тенденций к уходу от трудных жизненных ситуаций, стремлением избегать неприятностей. Особенно сильно эти тенденции проявляются, когда фигура человека изображается как бы наблюдаемой с «высоты птичьего полета».
В случаях смещения фигуры «человека под дождем» в правую или левую часть листа, вверх или вниз, интерпретация строится с учетом того, что говорилось ранее (см. «Человек»).
Так, например, если персонаж рисунка перемещается в верхнюю часть листа, можно предположить склонность к отходу от действительности, потере опоры под ногами, наличие защитных механизмов по типу фантазирования.
Поворот фигуры в профиль или спиной указывает на определенный тип реагирования человека (см., «Человек»), для которого характерна некоторая скрытность уход в себя, потеря целостности самоощущения и реагирования.
Изменение размера фигуры
Увеличение размера фигуры «Человека под дождем» встречается иногда у людей, которые в трудных ситуациях чувствуют себя более сильными, уверенными. Неприятности мобилизуют их. То же имеет место у людей, которые только демонстрируют свою мужественность, жизнестойкость, уверенность другим людям по типу компенсаторных защитных механизмов, но в действительности не обладают этими качествами.
Для более точной интерпретации необходимо учитывать все детали рисунка и особенности изображения.
Уменьшение фигуры «человека под дождем» имеет место в рисунках людей, пасующих перед неприятностям и, нуждающимися в защите и покровительстве, имеющих тенденцию к регрессивному, инфантильному способу реагировании на сложные ситуации и стремление перенести ответственность за собственную жизнь на других людей.
Трансформация фигуры человека под дождем
Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, либо более маскулинный, либо более феминный.
Изменение возрасти – омолаживание пли, наоборот, увеличение возраста, указывает на самоощущении человека в ситуации жизненных неурядиц; чувствует ли он себя ребенком или беззащитным стариком.
Изменение типа изображения когда, например, романтический персонаж в рисунке «Человек» преобразуется в деловой или в человека в униформе, это отражает специфику непсихологических защитных механизмов и тип реагирования на ситуацию.
В случае трансформации фигуры человека может иметь место «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мамы, бабушки).
Например, в детском рисунке, в качестве «человека под дождем» изображается собственная бабушка, или в мужском рисунке – собственная жена.
Если в рисунке «человек под дождем» при изображении фигуры человека пропускаются какие-либо части тела (ноги, рука, уши, глаза), интерпретация проводится в соответствии со значением этих деталей изображения и указывает также на специфику защитных механизмов и особенности проявлений ЭГО реакций.
Очень важно определить, в каком настроении пребывает персонаж в рисунке «Человек под дождем»: радужном, ликующем, удрученном, застывшем и т. д.
Одежда человека в рисунке также имеет существенной значение.
Согласно символическому значению образов, одежда – это «личина», маска, защита (поведенческие, культуральные образы поведение). Функцией одежды является «формирование защиты от стихии».
Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите и стремление к стереотипам.
Отсутствие одежды связано с игнорированном определенных культурных стереотипов поведения, импульсивность реагирования, в ряде случаев любование своими проблемами и переживаниями.
Дождь, тучи, облака в рисунке
Дождь – стихия, помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.
Дождь изображается различным образом, он может состоять из редких капель, из тяжелых закрашенных капель, из линий, точек. Изображается небрежно или тщательно прорисовывается,
Характер «подачи» дождя связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: как временная, преодолимая, проходящая, постоянная, тяжелая; связанная с деловой, эмоциональной, личностной сферой..
Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека), и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени.
Интерпретация проводится в соответствии с теми значениями, которые приписываются правому и левому сторонам листаили сторонам фигуры (когда капли дождя (располагаются) ни фигуре человека). Важно обращать внимание на степень «попадания дождя» на фигуру.
Дождь может «литься» только на зонт (при этом фигура остается сухой); дождь может мочить только голову, нижнюю часть туловища или верхнюю часть. Может быть и так, что в руках есть зонт, но он не защищает и дождь падает на всю фигуру человека.
Тучи являются символом ожидания неприятностей. Нужно обращать внимание па количество облаков, туч, их. плотность (степень заштриховки), размер и расположение на листе, сочетание туч и дождя.
В депрессивном состоянии пессимистическое отношение к жизни может проявляться в изображении тяжелых, грозовых «свинцовых» облаков, нависающих над человеком и занимающих все небо.
Лужи, грязь символически отряжают после дствия невыгодной ситуации. Они как бы символизируют те переживания, которые остаются после «дождя».
Много информации дает манера изображения луж, их форма, число, глубина, степень закрашенности, брызги.
Важно отмечать, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех, сторон, или он сам стоит в луже).
Дополнительные детали
Если на рисунке присутствуют дополнительные детали, то рисующий как бы стремится структурировать ситуацию и пытается укрыться от неприятностей, уйти в иллюзорную атмосферу, уйти от решении проблем путем переключения и замещающей деятельности.
В качестве дополнительных деталей могут быть представлены как аксессуары одежды (сумочки, куклы, шпаги, цветы, книги), которые персонаж держит в руках, ограничивая свободу функционирования; так и дома, скамейки, тротуары, автобусные остановки, деревья, машины и т. д.
Все дополнительные детали можно рассматривать как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, поддержке при воздействии внешних неблагоприятные факторов.
Зонт
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействии или своеобразное «убежище» от несчастий.
Кроме того, с точки зрения трактовки образов, зонт может рассматриваться как отображение взаимоотношений с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол – материнское начало, а ручка зонта – отцовское.
Зонт в руках «человека под дождем» может быть изображен как защищающий от непогоды, не защищающий, ограничивающий поле зрения персонажа, иногда в рисунке зонт отсутствует. Так, например, если в рисунке изображен огромный зонт напоминающий «грибок на детской площадке», может иметь место сильная аффективная зависимость от матери, спасающей, указывающей, защищающей, решающей все сложные ситуации за человека.
Следует обратить внимание ни характер прорисовки купола зонта. Ото может быть очень информативным.
Встречаются следующие изображения зонта: зонт, как плоский блин, зонт-шапка (глубокий и маленький) зонт–бабочка., «вызывающий» со сложными узорами, вывернутый зонт (прорисована ого внутренняя часть), полузакрытый сломанный зонт.
Ручка зонта может быть прорисована также весьма разнообразно – длинная, короткая, тонкая или толстая, нитеобразная, прозрачная, закрашенная, прямая или искривленной.
Важно учитывать размер и расположение зонта в отношении фигуры человека. Он может быть непропорционально большим, как крыша, нормальным или маленьким. Данная характеристика указывает на интенсивность действия механизмов психической защиты. Показательна также степень погруженности человека «в зонт»; как будто человек весь спрятался в зонт от дождя. Иногда зонт может располагаться так высоко, над головой, что создается впечатление, что он летает. Может находиться справа или слева от фигуры, в руке, быть сложенным, упавшим на землю или унесенным ветром.