Что выгодно церкви, то угодно Богу

Вместе с тем, во всех религиях «в виде исключения» допускается
ограниченное творение чудес. Их разрешается производить и
демонстрировать с целью обращения в свою веру приверженцев
других учений или язычников. Именно так поступал Иисус Христос
в период всей своей пророческой деятельности. Он, по-видимому,
освоил премудрости чудотворения за восемнадцать лет пребывания в
иудаистской секте ессеев (целителей), активно занимающихся
духовной практикой. Иисус, как известно из книг Нового Завета,
прекрасно владел целительством, материализацией и трансмутацией
веществ, умел «ходить по водам» и оживлять умерших. И, как можно
убедиться из Евангелий, Иисус делал это отнюдь не ради помощи
страждущим, но для демонстрации силы и могущества «своего
Бога», превосходства его над всеми остальными божествами.

Эта «рекламная традиция» сохранилась и в последующих веках.
Во II веке в областях Ближнего Востока и Италии, где происходило
становление христианской церкви, появился некий чудотворец,
безусловно, историческая личность, Симон Маг. Это был выдаю-
щийся специалист по инициированию сверхъестественных явлений,
по-видимому, природный медиум из числа «ушибленных». Он
успешно оспаривал претензии Иисуса Христа на уникальность его
способности к чудотворению. Например, Симон объявляет себя
бессмертным и в доказательство позволяет себя казнить. Через три
же дня он невредимым и с триумфом снова появляется в Риме. Или
позволяет на трое суток закопать себя в могилу.

Однако Симон объяснял такие чудеса собственными сверх-
способностями, в то время как христиане видели их причину в
промысле Единственного и Всемогущего Бога. Несомненно,
молодому вероучению необходимо доказать свою правоту. И, как это
тенденциозно отражено в христианской литературе, с этой задачей

Глава 3 Все люди разные 112

успешно справляется апостол Петр, выступая оппонентом Симону в
их публичных дискуссиях, сопровождающихся соревнованиями по
чудотворению.

Симон-маг демонстрирует оживление бронзовой змеи и статуи.
Петр, в противовес этому, излечивает болезнь словом, делает слепого
зрячим. Симон помещает у входа в свой дом черного пса, готового
разорвать каждого, кто не поверит в то, что хозяин и есть Христос.
Петр молитвой обращает бешенство собаки на самого мага или, по
другой версии, пес жутким голосом изобличает хозяина во лжи.

Конечно же, сила Бога должна победить силу природного чудо-
творца. Так в христианских легендах и происходит. Симон решил
продемонстрировать народу собственное вознесение на небо. Для
этого в Риме была построена высокая башня, спрыгнув вниз с
которой, чудотворец начал свой полет. Некоторое время Симон
медленно парит в воздухе, по мнению христиан «демоны подхва-
тывают его». Петр же силою Божественного слова приказывает
«демонам отступиться», и маг падает на землю и умирает.

Аналогичный христоматийный пример из истории ислама связан
со знаменитым суфием X века Абу-л-Адйаном, который поспорил с
зороастрийцем, представителем религии, распространенной в
Персии, что с позволения Аллаха сможет пройти неповрежденным
через огонь. Он в самом деле прошел через огонь, доказав тем самым
персу и зрителям превосходство Аллаха перед другими богами7.

7 Такова трактовка чуда, даваемая многочисленными исламскими комментато-
рами. Однако сам святой объясняет его иным образом. После демонстрации
«прохождения через огонь», он ночью обнаружил у себя на ноге болезненный
волдырь от ожога. И сделал логичное заключение: «Если бы я пришел в себя,
находясь в огне, я бы сгорел дотла». Этот финал примечательной истории
поражает нас тем, что святой высказал глубокую естественнонаучную догадку
о том, что сотворить чудо ему позволило особое состояние психики, которое он
преднамеренно вызвал.

113 Часть первая Сверхвозможности человека

Факты и легенды о сильнейшем психологическом воздействии на
язычников демонстраций чудотворения всегда использовались в
любой церкви для увеличения количества своих сторонников. Они
характерны и для русского православия.

Например, в 1096 году половцы в очередной раз совершили набег
на Киев и разорили Печерский монастырь. В числе плененных
оказался монах Никон Сухой, впоследствии канонизированный
святым. Он достался, как пишут историки русской церкви, одному
половцу, который держал его в цепях и кандалах. Богатые
родственники хотели выкупить пленника. Но Никон отказался от
выкупа, сославшись на Волю Божию: «Если бы Господу было
угодно, чтобы я был свободным, Он не отдал бы меня в руки безза-
конников».

Не получив денег, половцы озлобились и начали жестоко мучить
монаха: морили голодом, били, жгли огнем, резали ножами. И так
прошло три года…

В один прекрасный момент Никон объявил своим мучителям, что
через три дня он будет свободен и окажется в родном Печерском
монастыре. Думая, что Никон задумал побег, половцы «подрезали
ему жилы на обеих ногах». Но на третий день, в полдень, монах
«вдруг сделался невидимым и внезапно явился, окованный цепями и
покрытый ранами» в Киевском монастыре.

Спустя некоторое время в Киев наведался половец, у которого
Никон был в плену. Он случайно увидел и узнал своего исчез-
нувшего пленника. Это так поразило язычника, что «он немедленно
крестился, принял пострижение в Печерской обители и усердно
служил Никону до самой смерти святого».

Существуют свидетельства того, как высшие должностные лица
духовных школ используют сверхвозможности для управления своей
организацией.

Глава 3 Все люди разные 114

Высший духовный авторитет в суфизме именуется кутб — «ось,
столп». Он достиг высшего совершенства и всегда пребывает в
состоянии «слияния с Богом». Кутб проводит совещания со своими
многочисленными заместителями посредством телепатии, но может
также мгновенно перенестись в любую точку пространства — это
явление у суфиев называется свертыванием пространства. Или
одновременно может находиться в нескольких разных местах —
явление буруз, или экстериоризация.

Великий персидский поэт XIII века, суфийский философ и осно-
ватель ордена «вращающихся дервишей» Джелаледдин Руми, по
легендам, мог одновременно посетить семнадцать собраний
учеников и своих последователей и на каждом сочинить стихотво-
рение.

«Повелители собственного мозга» изредка использовали способ-
ность к чудотворению и с более меркантильными целями. Тому
подтверждение — факты материализации монахами пищи, о чем
упоминалось ранее. Более широко для своей же монашеской братии
использовалось целительство. Иногда в светскую жизнь из мона-
стырей выносились результаты предвидений и пророчеств. Однако
они, несмотря на свою достоверность, редко давали какой-либо поло-
жительный результат. Скорее, наоборот, являлись причиной гонений
и преследований провидцев. Наиболее характерный пример таких
случаев — жизнь русского монаха Авеля, проведшего в заточении в
тюрьмах более двадцати лет за безошибочные предсказания дня и
часа смерти русских императоров и судьбоносных исторических
событий.

115 Часть первая Сверхвозможности человека

Наши рекомендации