Навыки социального поведения

Показатели Итог
  • Трудности усвоения режима
  • Запаздывание формирования навыков: пользования ложкой, удерживания чашки, одевания
Диссоциация между владением навыками заданной и спонтанной деятельности Затруднения в имитации действий взрослого Отказ от помощи, либо, наоборот, ее охотное использование Регресс навыков еды и одевания
  • Время появления опрятности
Способ сообщения взрослому о потребности мочеиспускания или дефекации Отсутствие сообщения, длительное «терпение» до высаживания Страх горшка Склонность к регрессу навыков Связь с невротическими и психопатоподобными явлениями Патологические привычки
 

Психосоматические корреляции

Показатели Итог
  • Предрасположенность к аллергическим заболеваниям, аллергическим компонентам при общих инфекциях, аллергической реакции не лекарственные препараты
  • Связь ухудшения психического состояния с соматическим неблагополучием: тревоги, страхи, другие аффективные расстройства, стереотипии; временный регресс приобретенных навыков
  • Манифестация проявлений аутизма после соматического заболевания.
 

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте реферат книги К.С. Лебединской и О.С. Никольской «Диагностика раннего детского аутизма» (М., 1991). Внимательно изучите диагностическую карту, приведенную в конце книги. Прокомментируйте её.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика аффективных нарушений аутичных детей?

2. Проблема дифференциальной диагностики РДА от детей с недоразвитием интеллекта и речи.

Литература

1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.

2. Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные расстройства в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

3. Никольская О.С. Аффективная сфера человека: Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М., 2000.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М., 1997.

Практическое занятие 2. Наблюдение за поведением ребенка с РДА и определение характера дисфункций базальной системы аффективной регуляции.

Цель: оценка работоспособности уровней базальной системы эмоциональной регуляции у ребенка с РДА.

Неравномерное развитие уровней базальной системы определяет дезадаптивный характер взаимодействия психики и среды.

Выделяют четыре уровня базальной системы эмоциональной регуляции:

— уровень полевой реактивности;

— уровень аффективных стереотипов;

— уровень аффективной экспансии;

— уровень эмоционального контроля.

На уровне полевой реактивности происходит оценка необходимой дистанции с объектом восприятия. При ослаблении работоспособности этого уровня возникает повышенная эмоциональная чувствительность, ощущение опасности, исходящей от окружающих. У человека развивается потребность в изоляции, ограничении контактов с другими людьми. При усилении работоспособности этого уровня эмоциональность снижается, возникает устойчивость к внешним воздействиям, формируется потребность в более интенсивной стимуляции, сильных впечатлениях.

На уровне аффективных стереотипов осуществляется эмоциональная оценка качеств воспринимаемого объекта с точки зрения их соответствия актуальным потребностям. При ослаблении работоспособности этого уровня возникает эмоциональное неудовлетворение от контактов с раздражителями внешней и внутренней среды. У человека возникает ощущение внутреннего неблагополучия и дискомфорта, появляется озабоченность своим здоровьем, формируется потребность в поиске более удовлетворительных контактов. При усилении функционирования этого уровня развивается эмоциональное напряжение, любые препятствия на пути достижения цели воспринимаются как досадные препятствия. У человека возникает побуждение к силовым решениям проблем, стремление во что бы то ни стало добиться желаемого объекта.

На уровне аффективной экспансии осуществляется выделение и эмоциональная оценка препятствий на пути удовлетворения потребностей. В случае ослабления работоспособности этого уровня у человека развивается неуверенность в своих силах, ему трудно принимать решения и делать выбор, что приводит к большей ориентации на внешние оценки и строгому следованию правилам. При усилении функционирования этого уровня мир воспринимается как поле битвы, поиск и преодоление трудностей становится неотъемлемой частью жизнедеятельности, преодоление препятствий рассматривается как доказательство собственной важности и исключительности, что должно получить должную оценку со стороны окружающих.

На уровне эмоционального контроля происходит эмоциональная оценка взаимодействия с другими людьми. При ослаблении функционирования этого уровня развивается сверхизбирательность, переборчивость в социальных контактах, подозрительность, в окружающих видится прежде всего, потенциальный противник. При повышении функционирования любые контакты воспринимаются как удовлетворительные, если они протекают в пределах установленных правил, да и сами правила все время оцениваются в зависимости от контекста ситуации общения, что приводит к большей легкости их изменения в зависимости от настроения окружающих.

Лист наблюдения за поведением ребенка (по типу функционирования)

Уров­ни Гипофункционирование Результат Гиперфункционирование Результат
Уровень полевой реак­тивности     Уровень аффективных стереотипов   Уровень аффективной экспансии     Уровень эмоционального контроля     А) Ребёнок чувствителен к интенсивности изменений в процессе контакта и взаимодействия с другими людьми: - чувствителен к резкой перемене силы голоса. - не переносит неожиданного зрительного контакта. - чувствителен к качеству прикосновений, напрягается, отклоняется. Если кто-либо неожиданно сильно или рез­ко притягивает его к себе, усаживает передвигает, - испытывает беспокойство, напряжение, если кто-либо резко меняет дистанцию во время общения (садится близко, касается коленями); - замирает или отказывается работать при резкой смене видов деятельности.   Б) ребёнок чувствителен к интенсивности изменений в расположении окружаю­щих объектов в процессе освоения жизненного про­странства: - НЕ любит находится в пустых, слишком просто­рных помещениях; - боится маленьких, закры­тых помещений; - любит порядок, подолгу раскладывает вещи на парте, пытается, как бы всё класси­фицировать, разложить по группам   В) чрезмерно чувствителен к качеству сенсорных впе­чатлений: - HЕ любит или боится слишком Громких звуков, вида сильного пламени, яр­кою света, даже незначи­тельных перепалок темпера­туры   Г) В повелении ребёнка чаше всего проявляются следующие особенности: - боится новых впечатлений; - боязлив, нерешителен при смене обстоятельств, не уве­рен в своих силах, часто пе­рестраховывается в опенке возможных трудностей: - стремится следовать заведённым правилам, легко их усваивает, часто свой отказ или страх мотивирует имен­но тем, что это противоречит порядку; - чаше имеет пониженное настроение, быстро возни­кают перепады в настроении, - любит играть один     А) Испытывает чрезмер­ную чувствительность к качеству сенсорных впе­чатлений и собственному соматическому состоянию: - имеет устойчивые привыч­ки в еде, требователен к ка­честву пиши, не принимает новых или незнакомых блюд, отказывается их принимать.   - НЕ любит расставаться с при­вычной одеждой, - боится перепадов температуры, принимает пищу только той температуры, к которой привык, - НЕ может заснуть в непривыч­ной обстановке; - часто жалуется на недомогание, не переносит малейшей били; - быстро устает, невынослив, часто жалуется на усталость, - часто испытывает немотивированный страх за собственное здо­ровье; - испытывает страх темноты, оди­ночества, высоты, незнакомых людей и обстоятельств.   Б) Испытывает дискомфорт в нестабильных, меняющихся об­стоятельствах: - с трудом привыкает к режиму в детском саду, школе, чувствителен к изменениям в нем, - с трудом привыкает к новому учителю, новому коллективу; - НЕ любит перемен, новых впечатлений. не стремится к ним, - капризничает, отказывается от работы или проявляет агрессию при переключении на новый вид деятельности.   В) Испытывает трудности и дискомфорт во взаимодействии и общении с другими людьми: - НЕ склонен к сотрудничеству, особенно, если оно протекает в непривычных для ребёнка обстоятельствах; - имеет низкую коммуникативность; - испытывает чрезмерную потребность во внимании и одоб­рении; - излишне привязан к людям, жалеющим его - имеет склонность к защитным, компенсаторным реакциям и в случае отрицательной оценки его деятельности, наказании, раскачивается, сосет палец, теребит предметы и т.д.; - часто замкнут, не разговорчив, одинок или имеет таких же как он, приятелей.   Г) Проявляет ряд особенностей в поведении: - имеет часто пониженное на­строение, - раздражителен, ворчлив. - не уверен в собственных действиях,требуется значительная стимуляция для того чтобы ребёнок продолжил неудавшееся дело; - имеет низкую самооценку; - чувствителен к ритмическим впечатлениям, любит музыку А) Испытывает значительные затруднения в решении про­блемных ситуаций: - ПК интересуется новыми зада­ниями; - быстро пресыщается, теряет цель, отвлекается, отказывается от деятельности, если она вызы­ваем трудности; - требуется постоянная организация деятельности, стимуляция для продолжения деятельности в сложных, трудных для ребенка обстоятельствах, самостоятельно работу в случаях затруднений не продолжает; - испытывает страх перед незна­комыми, новыми, неизвестными обстоятельствами - НЕ может принять решение, сделать, выбор, пассивен. - склонен к фантазиям на тему успеха, преодоления преград риска.   Б) Испытывает затруднения в общении и взаимодействии с другими людьми: - имеет низкую коммуникативность, - внушаем, некритичен. - испытывает чрезмерную по­требность во внимании, поддержке, стимуляции, в стимуляции эмоциональных проявлени­ях других людей; - стремится к стандартным, при­вычным взаимодействиям - использует способность других людей к сопереживанию с целью заставить их выполнить его же­лания; - сверхосторожен в восприятии отрицательной оценки. В) Имеет ряд личностных особенностей: - изнежен, испытывает чрезмер­ную чувствительность к оценке отрицательных впечатлений. - труслив, - неуверен в себе, имеет неадекватную самооценку     А) Испытывает трудности в коммуникации и чрезмерную зависимость от эмоциональ­ной оценки других лишен: - проявляет низкую активность в контакте, - ошибается в определении знаки эмоциональной оценки в процессе общения, проявляя особую чувствительность к взгляду, голосу, тактильному контакту, дистанции в общении - стремится к привычному кругу общения, - проявляет особую ранимость во взаимоотношениях, - испытывает постоянную потребность в положительной оценке, и во внимании; - проявляет неуверенность в правильности своею поведения, постоянно нуждается в под­тверждении этой правильности, - постоянно обращается за помощью к взрослым. испытывает чрезмерную, симбиотическую связь с матерью; - испытывает тревогу, страх, отказывается от деятельности, при отсутствии эмоционального соучастия в своих переживаниях. - В деятельности больше ориентируется не на результаты труда, а на их оценку. Б) Имеет ряд личностных особенностей: - внушаем, легко отказывается от своего мнения в пользу мнения значимого человека, часто попадает по аффективное давление других людей. - мнителен, недоверчив к предложениям других людей - излишне зависим от принятых норм поведения - Не терпит нарушений в принятых взаимоотношениях.   А) Ребёнок НЕ испытывает дис­комфорт при интенсивных изме­нениях к окружающем во время взаимодействия и общения с дру­гими: - НЕ устаёт от случайных и частых контактов с другими людьми, может подолгу находиться в толпе, среди незнакомых людей; - HЕ боится прикосновений чужих людей, - HЕ чувствителен к изменению дис­танции во время общения, - НЕ чувствителен к отрицательной эмоциональной оценке.     Б) НЕ чувствителен к качеству сен сорных впечатлений: -НЕ устойчив к холоду, голоду, боли; - - НЕ разборчив в еде; - HЕ имеет выраженных сенсорных привычек; - стремится к частой смене впечатле­ний.   В) HЕ Чувствителен к интенсив­ному изменению объектов в ок­ружающем но время освоения пространства: - НЕ боится высоты, достаточно ловко карабкается, залезает на вы­соко расположенные предметы, любит смотреть вниз с высоты: - НЕ испытывает страха в просто­рном или тесном помещении. Г) В поведении ребёнка чаще всего проявляются следующие особенности: - любит частые смены во внешних обстоятельствах. - не боится оказываться на новом месте, любит находиться один, в том числе в новых, незнакомых местах; - склонен к бродяжничеству (в подростковом возрасте особенно); - неадекватно оценивает свои воз­можности, не достаточно крити­чен; - с трудом усваивает правила по­ведения, не стремится их выпол­нять. - имеет повышенное настроение.     А) Испытывает особое влечение к разнообразным сенсорным впечатлениям и затрудняется в опенке собственных физиологи­ческих потребностей: - НЕ имеет устойчивых привычек в еде, всеяден, любит обильную, вкусную пищу, прожорлив; - стремится к ярким, интенсивным сенсорным впечатлениям, (любит смотреть на огонь, дождь и т.д.); - имеет тягу к неприятным впечат­лениям, не брел лив, может взять с пола пищу и съесть её; -НЕ боится боли, вынослив   Б) Особенности поведения в ме­няющихся обстоятельствах: - быстро привыкает к режиму детского сада, школы, - быстро привыкает к новому учителю, воспитателю; -любит частую смену впечатлений, новых видов деятельности.     В) Испытывает проблемы в процессе взаимодействия и об­щения с другими людьми: - агрессивен по отношению к близким, учителям в тех случаях, когда ему не позволяют осуществить влечение, задуманное действие; - НЕ чувствителен к нуждам Других, если они противоречат удовлетворению собственных - НЕ переносит активности других людей, стремится ограничивать их активности     Г) Проявляет ряд особенно­стей в поведении - НЕ терпелив, ригиден: - склонен к стереотипным аффективным реакциям в случаях давления со стороны других, - может быть конформным (податливым, изменчивым), если хочет добиться своего; - проявляет мнимую любозна­тельность.   А) Особенности повеления в проблемных ситуациях: - проявляет кратковременную заинтересованность в задании, подчиняется требованиям только при интенсивной эмо­циональной оценке деятельности, под угрозой наказания; - часто проявляет негативизм. -Требует постоянной интенсивной оценки Деятельности (при этом нечувствителен к ее знаку), интенсивного, постоянного внимания к нему.     Б) Затрудняется в понимании смысла взаимодействия, испы­тывает трудности в контактах с окружающими: - легко вступает в контакт, но к взаимодействию не стремится; - легко заражается состоянием другою человека; - склонен привлекать внимание к себе любыми средствами; - часто провоцирует конфликт между другими, испытывает от этого удовольствие     В) Имеет ряд личностных осо­бенностей: - склонен к воровству, вранью, бродяжничеству, - испытывает стремление к опасным рискованным поступкам, не испытывает страх высоты. - Испытывает влечение к отрицательным впечатлениям - испытывает удовольствие от роли «бандита», негодяя. Испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми: А) - легко вступает в контакты с людьми, легко заражается их со­стоянием. - допускает близкую дистанцию в общении, не испытывая уста­лости от общения с людьми; - НЕ требователен к качеству об­щения. - под влиянием других может легко преодолевать трудности, но может легко отказаться от принятого решения; - испытывает огромную потребность в «симпатии» со стороны всех других людей     Б) Имеет ряд личностных особенностей: - конформен - НЕ самостоятелен - Слепо подчиняется правилам, которые выработаны другими  

Сбор подобных данных занимает много времени, но они очень ценны. Сведения можно взять также в процессе беседы с родителями и при изучении анамнеза. Полученные данные помогут психологу сделать заключение о характере дисфункций базальной системы аффективной регуляции.

Сопоставляя результаты психолого-педагогической диагностики с данными, полученными из анамнеза можно описать психологическую структуру эмоциональных особенностей ребёнка и, самое главное разработать индивидуальный вариант коррекционной программы, основанной на понимании значения пропорционального развития с системного иерархического строения уровней аффективной регуляции в онтогенезе.

Наши рекомендации