Психологическая детерминация способов разрешения личностью конфликтов в экстремальных условиях
Опираясь на динамику способов поведения человека в конфликте, необходимо поставить вопрос о психологической детерминации этих изменений Изучалось влияние коммуникативной и эмоциональной сфер личности на динамику способов разрешения конфликта Для этого использовались техники корреляционного и факторного анализа, позволяющие не только выявить статистические связи между переменными, но и определить «вес» каждой из них в детерминации динамики поведения личности в конфликтной ситуации.
Анализ корреляционных связей позволил установить, что изменения способов поведения личности в конфликтной ситуации связаны со своеобразными симптомокомплексами психологических свойств испытуемых (табл 2)
Анализ приведенных данных показывает, что снижение выраженности компромиссного поведения положительно связано с факторами Кеттела А, С, G, Q (обособленность, эмоциональная
нестабильность, сила «сверх-Я», низкий самоконтроль) иотрицательно - с фактором L (подозрительность). Полученные связи позволяют дать следующую интерпретацию: в экстремальных условиях склонность к компромиссному поведению определяется общими для выборки изменениями в психологической регуляции их поведения, которые прежде всего связаны со снижением самоконтроля над эмоциями и импульсивным поведением. Высокий уровень тревожности и беспокойства в социальных контактах личности на фоне ее эмоциональной неустойчивости обусловливает снижение желания личности идти на уступки другим членам группы в конфликтных ситуациях. Отметим, что наибольший «вес» в детерминации этого типа поведения в ЭУ имеют факторы G,С и Q3
Таблица2. Извлечение из матрицы корреляционных связей изменения показателей по тесту К. Томаса и психологических свойств личности (р<0,05, n=22).
Методики, | Показатели методики К Томаса | ||||
показатели | СП | ст | К | И | П |
16 ФЛО Кетгеда | |||||
А | -482 | ||||
С | -415 | 4S2 | |||
Е | -688 | ||||
F | -429 | ||||
Н | -436 | ||||
G | |||||
L | |||||
М | -579 | ||||
О* | |||||
ТестЛири | |||||
1 октант | -489 | ||||
Yоктант | |||||
Y1 октант | -448 | ||||
ФТРозенцвейга | |||||
е | |||||
n | -448 | ||||
о-д | -516 | ||||
Е-Д | А29 | ||||
N-P | |||||
GCR |
Нули и шитые опущены 142
Таким образом, снижение тенденции личности к компромиссу определяется следующими особенностями эмоционально-волевой регуляции поведения: снижением внутреннего контроля над эмоциями и поведением, роли нормативных регуляторов ее деятельности.
Показатель изменения сотрудничества (СТ) имеет положительные связи с показателями N-P, GCR по методике Розенцвейга (разрешающий тип реакции, степень социальной адаптивности); отрицательные - с «зависимо-послушным» типом интерперсонального взаимодействия по Лирн, защитным типом реагирования на фрустрацию, фактором С (эмоциональна* неустойчивость) Кет-тела. Дня лиц с выраженным стремлением к сотрудничеству характерны низкая выраженность защитного типа поведения и склонности разрешать фрустрирующую ситуацию с помощью нормативных способов взаимодействия. Последнее подтверждается тем фактом, что у этих испытуемых возрастание сотрудничества связано со снижением потребности в поддержке и помощи со стороны группы {Y октант по методике Лири). Поэтому, на наш взгляд, вполне обоснованным является вывод о том. что изменения показателя «сотрудничество» обусловлены нарастанием экстремальности условий эксперимента
Как было установлено ранее, динамика поведения личности по показателю «избегание» противоположна динамике по показателю «сотрудничество», т.е. у ряда лиц стремление к избеганию сопровождается снижением выраженности сотрудничества Показатель изменения фактора И положительно связан с экстрапунитивно-стью и препятственно-доминантным типом реакции на фрустрацию, «лидирующим» типом илтерперсонального взаимодействия с окружающими по ЛирИ) и отрицательно - с фактором А (отчужденность) по Кеттелу. Таким образом, состояние лиц, склонных к избеганию, в экстремальных условиях характеризуется на социально-психологическом уровне - чувством агрессивности, фруст-радионной напряженностью, стремлением к независимости и обособлению, избеганием социальных контактов
Как показано выше, динамика показателей СП и П в целом по выборке имеет индивидуальный характер. Это позволяет указать на ведущую роль личностных особенностей испытуемых в регуляция данных тенденций в поведении. Отрицательные корреляционные связи показателя СП и факторов Е, F, Н (ковформ-
ность, озабоченность, робость) по Кеттелу входят во вторичный фактор «экстраверсия-йнтроверсия», характеризующими коммуникативные способности личности, что частично подтвердило наши предположения. В отличие от привычных условий жизнедеятельности, в экстремальных условиях важным обстоятельством, способствующим или препятствующим проявлению соперничества, становится наличие или отсутствие качеств личности, предрасполагающих к трудностям межличностного общения Изменения по показателю П (приспособление) отрицательно коррелируют с показателями импунитивности, препятственно-доминантным типом реагирования, с факторами М, Q3 (практичность, низкий самоконтроль) по Кеттелу. Причем, наибольший «вес» в экстремальных условиях, в детерминации склонности индивида к принесению в жертву собственных интересов ради интересов другого члена группы имеет фактор аутизма и фрустра-щюнная толерантность личности.
Для более полного изучения и интерпретации механизмов регуляции поведения личности в конфликте был использован факторный анализ. В результате его проведения было установлено следующее. В доэкспериментальный период поведение человека обусловливается двумя факторами (предположительно механизмами) регуляции конфликта (табл. 3).
Таблица 3. Извлечение из факторной матрицы показателей,
имеющих значимые веса по факторам (n=22 p<0.05).
Методики, показатели | «Фоновые» УСЛОВИЯ | Экстр емальи ые условия | ||
Факторы | ||||
1 П | ! п | |||
Тест Томаса | ||||
СП СТ И П | -712 802 -835 | •717 820 | -818 849 | |
ТестЛири | ||||
Ш октант Y октант | -671 | |||
ФТ Розенцвейга | ||||
GCR | -673 |
Первый фактор (механизм) объединяет с разным знаком показатели «сотрудничества» и «избегания», а также прямолинейный тип взаимодействия с окружающими по Лири, который предполагает разрешение конфликта в рамках рациональной стратегии поведения- либо нужно избегать конфликты, либо добиваться взаимного удовлетворения интересов сторон в конфликте. Данная стратегия поведения связана с выраженностью настойчивости и прямолинейности в качестве ведущих элементов поведения человека по отношению к другим людям. Высокая выраженность этих характеристик ведет к активной позиции человека, поиску кооперативных способов разрешения конфликта, низкая - к пассивному поведению, отстраненной и выжидательной позиции, уходу от проблемы. Второй фактор (механизм) объединяет показатели «соперничества», «приспособления» и самообвинительной направленности реакции на фрустрацию по Розенцвейгу и характеризует эмоциональную стратегию поведения в конфликте. Согласно К. Томасу, указанная стратегия основывается на эго-тенденции личности. При высоких значениях ответственности личности за ситуацию конфликта испытуемые склонны разрешать проблему в интересах других людей и в ущерб своим, при низких - наоборот. Обобщая полученные результаты, можно сделать следующей вывод, что поведение человека в ситуации конфликта в обычных, ненапряженных условиях жизнедеятельности зависит от преобладания у него рационального и эмоционального типов реагирования на стрессовую ситуацию. Отметим, что предпочтение того или иного типа реагирования имеет высокую личностную обусловленность.
В экстремальных условиях под влиянием факторов РНД происходит изменение в механизмах регуляции поведения человека в конфликтной ситуации (см. табл 3). Прежде всего, изменяется взаимосвязанность способов разрешения конфликта, которая свидетельствует об изменении общей ориентации поведения испытуемых, а также психологических детерминант, обуславливающих поведение. Первый фактор (механизм) объединяет показатели «сотрудничества» и «приспособления», а также показатель социальной адаптированности личности по Розенцвейгу. Следовательно, в данном факторе объединены способы поведения в рамках кооперативной ориентации человека в разрешении конфликта, адаптирующие его к социальному окружению или де-
задаптирующне - в случае чрезмерной конформности и уступчивости в интересах другого человека. Предпочтение сотрудничества в качестве ведущего способа поведения приводит к повышению адаптации человека к социальному окружению, предпочтение поведения в форме «приспособления» - к снижению его социальной адаптированности. Этот факт позволяет сделать вывод, что в условиях режима непрерывной деятельности возрастает ориентация части испытуемых на социально-нормативные способы поведения в конфликте, предполагающие поддержку другого в решении межличностных проблем.
Второй фактор (механизм) объединяет показатели «соперничества» и «избегания» по Томасу, а также Ш октант по тесту Лири, характеризующий недоверчивость, скептицизм и недоброжелательное отношение к окружающим в интерперсональном поведении личности. В отличие от первого, в данном факторе объединены способы поведения, характеризующиеся отсутствием стремления к сотрудничеству и выраженности установок испытуемых на взаимодействие. Известно, что в экстремальных условиях недоверчивый тип отношения к окружающим отрицательно связан со статусом личности в группе, а также является наиболее весовым критерием отвержения человека в качестве партнера для выполнения совместной деятельности [7, 12]. Эти данные позволяют утверждать, что способ поведения, предполагающий исключительно ориентацию человека на собственные интересы, относится к числу неоптимальных и для экстремальных условий жизнедеятельности. Таким образом, по мере нарастания экстремальности условий жизнедеятельности проявляются либо кооперативные, либо дистантные способы межличностного взаимодействия, характеризующие соответственно социально-ориентированную, или эгоцентрическую модели поведения личности в ситуации конфликта.
Выводы
1. Под влиянием экстремальных условий эксперимента динамика поведения личности в конфликте характеризуется следующими тенденциями: общим снижением тенденции к компромиссному поведению, уступчивости в отстаивании своих интересов, усилением ориентации на активные способы разрешения конфликта, стремлением оказать влияние на других людей, возрастанием ориентации на самоконтроль над поведением в конфликтной ситуации.
2, Установлено, что одни испытуемые под воздействием экстремальных факторов склонны к проявлению обособления, избегания в конфликте, другие - к сотрудничеству, что определяется их индивидуальными особенностями. Состояния лиц, склонных к избеганию в экстремальных условиях, характеризуются на социально-психологическом уровне - чувством агрессивности, фрустраци-онной напряженностью, стремлением к независимости и обособлению, избеганием социальных контактов. Для лиц с выраженным стремлением к сотрудничеству характерны низкая выраженность защитного типа поведения и склонность разрешать фрустрирую-щую ситуацию с помощью нормативных способов взаимодействия.
3 Изменение поведения личности по показателям соперничества в экстремальных условиях определяется чертами, предрасполагающими к трудностям межличностного общения; по показателям приспособления - выраженностью аутизма и фрустрационной толерантности.
4. Адаптация человека к экстремальным условиям жизнедеятельности приводит к изменению привычных способов его поведения в ситуации конфликта. При этом влияние свойств личности, в том числе эмоционально-волевых и коммуникативных, на предпочтение тех или иных способов разрешения конфликта приводит к изменению психологических механизмов регуляции поведения.
5. В экстремальных условиях жизнедеятельности наблюдается усиление ориентации либо на кооперативные, либо дистантные способы межличностного взаимодействия, характеризующие соответственно социально-ориентированную или эгоцентрическую модели поведения личности в ситуации конфликта.
6. Результаты исследования могут оказаться полезными при решении практических задач отбора и комплектования групп, управления взаимоотношениями в группах, работающих в экстремальных условиях, а также в практике повседневного общения людей.
Литература
/. Бизюк А.П. Исследование психологической адаптации лиц, работающих на полярных и высокогорных станциях. Дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1979.
2 Гришина Н.В. Закономерность возникновения межличностных производственных конфликтов. Дисс.... канд. психол наук. Л., 1978.
3. Горфинкелъ Э.И., Келейников И.К. Опыт комплексного социально-психологического исследования малых групп. // Вопросы психиче-
ской адаптации. Новосибирск, 1974,
4. Дикая Л.Г., Шкопорав Н.В., Алпахвердова О.В. К вопросу о психологических механизмах регуляции внутригруппоеого поведения в особых условиях. //Социальная психология и общественная практика. А/., 1985. С 50-50.
5. Журавлев А.Л., Журавлева Е.В., Хащенко В.А. Динамика представлений личности о себе « экстремальных условиях жизнедеятельности группы. // Психическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1989. С. 272-289.
6. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. /Подред. А.Л. Журавлева, В,А. Хащенко. М., 1990.
7 Парохин В.Н. Социально-психологическое исследование личности и группы в условиях отрыва от адаптивной социальной среды. Дисс.... канд. психол. наук. Л, 1973.
8 Петровская ЛА. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1979. С. 131-142.
9 Психологические проблемы деятельности в экстремальных условиях. /Подред. Л.Г. Дикой, А И. банковского. Л/., 1989.
10 Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. М., 1990. Вып. 3.
11. Хащенко В.А. Типология поведения личности в конфликте (вариант интерпретации по методике К Томаса). //Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. М., 1995. С. 25-35.
12. Хащенко 8.А. Влияние экстремальных условий жизнедеятельности группы на поведение личности в ситуации межличностного конфликта. // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений, М., 1997. С. 55-63.
13. Широкова Н.К. Взаимное восприятие и совместимость людей в условиях изоляции. //Вопросы психологии межличностного познания. Краснодар, 1983. С. 157-167.
14. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустра-ционныхреакций. Л., 1984.
Стиль руководства: опыт разработки ситуационной модели деятельности руководителя
6.Я. Красниковский
Введение
Постановка проблемы. Психологическое изучение деятельности руководителей сталкивается с рядом сложностей, многие из которых являются труднопреодолимыми. Так, до сих пор не удалось создать приемлемый алгоритм профессиографического ее описания, остается нерешенной проблема определения и диагно- стики ее эффективности с учетом, наряду с результативностью, состояния таких показателей, как: нервно-психические затраты субъекта в совокупности с затратами времени на выполнение различных работ по руководству, степень оптимальности совокупности реально выполняемых руководителем функций и другое.
При наметившемся в последние десятилетия безусловном прогрессе в изучении личности руководителя [5; 6; 19], все же не нашли законченного решения вопросы, связанные с ее влиянием на особенности и, тем более, на эффективность управленческой деятельности. По-видимому, пока что подтверждается положение А.Л. Свенцицкого, отметившего, что «нельзя говорить сколько-нибудь подробно о качествах личности руководителя вообще - в отрыве от конкретного содержания его деятельности и ряда сопутствующих ей факторов» (18, с. 1291.
Существующие сегодня психологические типологии и теории руководства также далеки от комплексности описания этого явления, и каждая из них способна объяснить лишь небольшой круг фактов [25; 36; 41]. Общего же подхода, органично объединяющего в рамках одной концепции имеющиеся, и, зачастую, противоречивые данные до настоящего времени выработать не удалось.
Таким образом, общая проблема видится в том, что накопив-шиеся к настоящему времени эмпирические данные, относящиеся
к сфере изучения явления руководства, оказались недостаточно структурированными и требуют переосмысления в рамках такой концепции, которая позволяла бы органично учесть и непротиворечиво объяснить влияние всей совокупности факторов - от личности руководителя и характеристик группы подчиненных до всевозможных внешне заданных элементов ситуации таких, например, как пространство и время осуществления руководства.
Одним из наиболее показательных и, к тому же, достаточно информативным феноменом, непосредственно связанным с деятельностью руководителя и влияющим на ее эффективность, традиционно считается индивидуальный стиль руководства (ИСР)
Цель предлагаемой статьи состоит в описании ситуационной модели деятельности руководителя первичного коллектива (производственной группы), позволяющей учесть, наряду с особенностями стиля руководства, ряд элементов производственной ситуации: тип решаемой задачи, форму организации деятельности, уровень социально-психологического развития коллектива подчиненных а также пространственно-временные факторы.
Ниже рассмотрим наиболее показательные работы, относящиеся к области изучения детерминации и структуры стиля руководства, а также психологического моделирования деятельности руководителя.