Критерии правильных ответов
Правильный ответ на первую задачу должен быть примерно таким:
«Мудрец рассуждал так: — Я вижу перед собой два колпака. Предположим, что на мне белый. Тогда второй мудрец, видя перед собой черный и белый колпаки, должен рассуждать так: «Если бы на мне был тоже белый колпак, то третий сразу же бы догадался и заявил, что у него черный. Но он молчит, значит, на мне не белый, а черный. А так как второй не говорит этого, значит, на мне тоже черный».
Если теперь разбить доказательство (ответ) на последовательные этапы, то обнаружится такой порядок:
1) принятие позиции первого мудреца;
2) ход рассуждения первого мудреца;
3) принятие позиции второго мудреца;
4) рассуждение второго мудреца;
5) принятие позиции третьего мудреца;
6) рассуждение третьего мудреца;
7) принятие позиции второго мудреца;
8) рассуждение второго мудреца;
9) принятие позиции первого мудреца;
10) рассуждение первого мудреца;
11) вывод.
Задачи, использованные во втором задании, построены на том же приеме доказательства от противного.
Ответы должны быть следующие:
1. Возможно, если особа в черном — отец молодого человека.
2. Возможно, если речь идет о сестрах: у двух зрячих сестер один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев.
3. Возможно, если я — сосед.
4. Возможно, если я — внучка.
5. Возможно, если он — мой отец.
6. Возможно, если я — брат, у меня есть сестра, а у моей сестры нет сестры.
При оценке результатов ответов мы ориентировались на следующие показатели:
1. Признание возможности существования ситуаций.
2. В случае признания ситуации возможной анализировать объяснения. Правильными считались ответы с логическими обоснованиями, т. е. с использованием приема доказательства от противного.
3. О влиянии житейского опыта на логические объяснения судили по количеству правильных ответов каждого испытуемого.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство проверенных нами взрослых не владеет рациональными приемами доказательства от противного.
Наибольшие затруднения у испытуемых вызвала диф-ференцировка позиций рассуждающих мудрецов, что послужило помехой для полного логического обоснования всего хода рассуждений.
При объяснении житейских ситуаций (задание 2) испытуемые часто подменяли объективную оценку субъективной (быть соседкой и считать соседкой, иметь братьев и видеть братьев).
Разница в возрасте не дала взрослым испытуемым преимущества перед школьниками: общий путь стихийного формирования логического мышления привел к сходным неутешительным результатам».
С. 136. «Наши данные, а также результаты, полученные на взрослых испытуемых другими исследователями, ставят под сомнение положение Ж. Пиаже о том, что интеллект людей, достигших возрастной зрелости, доходит до стадии формальных операций, и еще раз убеждают в том, что успешность в овладении приемами познавательной деятельности определяется не возрастом субъекта, а типом обучения, в рамках которого эти приемы усваиваются.
...Описанные Ж. Пиаже стадии отражают не возрастные характеристики в развитии интеллекта, а констатируют дефекты мышления, которые в условиях стихийного его становления могут иметь место в любом возрасте».
Задание № 18. Исследование процесса замещения предметных действий*
С. 150. «Задачи исследования: 1) проанализировать особенности процесса замещения и обуславливающие их механизмы у детей разных возрастных групп (с 3 до 7 лет);
2) ответить на вопрос о зависимости механизмов замещения от показателей развития психологической структуры личности ребенка.
В основу методики был положен принцип расхождения (вплоть до конфликта) между усвоенным значением предмета (за которым стоят определенные, нормативные способы действования с ним) и способом (также хорошо
* Сб.: Опыт системного исследования психики ребенка. — М., 1976. — С. 150.
усвоенным), которым испытуемый должен был действовать с ним. По своим деталям она во многом была аналогична методике, примененной Г. Д. Луковым (Г. Д. Луков, 1939). Предложенные ребенку предметы обозначались другими словами: например, ложка называлась куклой, вилка — хлебом и т. д. После того как он мог безошибочно воспроизвести переименования и правильно показать переименованные предметы, ему предлагалось выполнить ряд отдельных действий: «покорми куклу», «покорми куклу ложкой», «дай кукле хлеб», «свари в кастрюле обед». Если он выполнял действие с предметом старым способом, мы проверяли, не забыл ли он новое название, при необходимости повторяли его, еще раз просили показать предметы, названные в инструкции. При стойком повторении действий согласно привычному значению предмета такое действие засчитывалось как ошибочное.