Тема 1. Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми
1. Первичные, эмоционально-непосредственные отношения (общение) детей со взрослыми.
2. Значение первичных форм общения для дальнейшего психологического развития ребенка.
3. Основные шаги в совершенствовании средств и форм общения в течение первого года жизни ребенка.
4. Развитие общения детей в раннем возрасте.
5. Появление совместной предметной деятельности и предметно-опосредствованного общения детей со взрослыми и сверстниками.
Тема 2. Межличностные отношения в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте
1. Игровые взаимоотношения детей дошкольного возраста.
2. Выход общения детей за пределы узкосемейных связей и отношений.
3. Перестройка взаимодействия и общения ребенка с разными людьми в связи с поступлением в школу.
4. Взаимоотношения в группах сверстников в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте.
Те м а 3. Взаимоотношения подростков
1.Переход к общению со сверстниками в замкнутых товарищеских группах, психологически изолированных от взрослых.
2.Межличностные конфликты в общении подростков, их причины, динамика развития и способы устранения.
3.Внутреннее разделение систем общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
4.Возникновение и развитие товарищеских отношении со сверстниками одного
пола.
5.Первые попытки установления дружеских отношении со сверстниками другого пола.
Тема 4. Отношения с людьми в ранней юности
1.Дифференциация взаимоотношений в ранней юности.
2. Развитие дружеских отношений со сверстниками противоположного пола.
3. Межличностные отношения в период первой влюбленности.
4. Изменение отношенийсо взрослыми к концу обучения в школе.
Темы для рефератов
1. Развитие общения детей в течение первых трех лет жизни.
2. Особенности общения и взаимоотношений детей-дошкольников.
3. Межличностные взаимоотношения младших школьников.
4. Взаимоотношения в подростковом возрасте.
5. Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Факторы, влияющие на развитие средств и форм общения детей от рождения до трехлетнего возраста.
2. Сравнительный анализ взаимоотношений дошкольников и младших школьников.
3. Противоречия в развитии взаимоотношений у детей подросткового возраста.
4. Проблемы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.
Литература
I
Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.—М., 1991.
(Взаимоотношения подростков со взрослыми: 65—98.)
Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.— М., 1986.
(Анализ конфликтных ситуаций в классе: 77—83. Конфликты в старшем школьном возрасте: 111—119.)
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М., 1987.
(Кризис семи лет: 24—31.)
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.— М., 1986.
(Возникновение общения у ребенка: 30—75. Развитие общения у детей в первые семь дет жизни: 75—103. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми:106--120.)
Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие.— М., 1991.
(Половые роли в отрочестве: 122—220. Группа сверстников: 126—132.)
Развитие общения дошкольников со сверстникам.— М., 1989.
(Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте: 29—32. Особенности контактов между младенцами: 33—49. Роль взрослого и игрушки в организации контактов между детьми первого года жизни: 50--54, Развитие общения со сверстниками, его мотивов и средств в дошкольном возрасту 74—165.)
Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группа
детского сада.— М., 1988.
(Межличностные отношения в группе детского сада (выявленные при помощи социометрии): 61—110. Межличностное восприятие в группе детского сада: 110—140 Межличностное общение детей в группе детского сада: 140—173.)
II
Деятельность и взаимоотношения дошкольников.— М., 1987.
(Социально-психологические особенности игровых групп детей-дошкольников: 20— 43. Межличностные отношения в группах дошкольников: 43—94. Регуляция межличностных отношений дошкольников: 94—108. Лидерство в группах дошкольников 158—169.)
Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989.
(Взаимоотношения юношей со сверстниками: 106—127. Межличностные взаимоотношения в юношеском возрасте: 128—166, 213—237. Дружба в юности: 167—185.)
Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе.— Кишинев, 1987.
(Генезис общения у дошкольников: 5—43.)
Мир детства: подросток.— М., 1989.
(Подросток и взрослые: 56—76. Подросток и его друзья: 76—96.)
Развитие общения у дошкольников.— М., 1974.
(Общение со взрослыми ребенка первого полугодия жизни: 18—112. Особенности общения у детей раннего возраста: 113—154. Общение со взрослыми у дошкольников: 153—254. Развитие общения у детей: 256—282.)
Устименко С. Ф. Межличностные отношения трудных подростков //
Вопросы психологии.— 1984.—№ I.—С. 27—33.
Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3—5 лет в игре.— М., 1984.
(Психолого-педагогические предпосылки развития взаимоотношений: 5—13. Проблема детских взаимоотношений в психолого-педагогической литературе: 22—29. Взаимоотношения детей младшего и среднего дошкольного возраста: 29—49.)
Этика и психология семейной жизни.— Минск, 1989.
(Особенности межличностных отношений юношества: 41—109.)
Ill
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.— М., 1984.
(Межличностные отношения в младшем школьном возрасте: 151—155.)
Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах.—М., 1981.
(Психология личных отношений детей: 50—74.)
Коломинский Я. П. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).— Минск, 1976.
(Взаимоотношения в группе сверстников: 5—18, 50—80. Взаимоотношения дошкольников: 203—211. Взаимоотношения в начальных классах: 211—215. Взаимоотношения подростков: 215—222. Взаимоотношения старшеклассников: 222—228.)