Этнопсихологические барьеры МЭК
Контакты представителей разных культур порождают множество проблем, которые обусловлены несовпадением норм, ценностей, особенностей мировоззрения партнёров и т.п. Они не могут быть элиминированы в процессе интеракции, поэтому успешность взаимодействия зависит от достижения консенсуса по поводу правил и схем коммуникации, не ущемляющих интересов представителей разных культур. Требуется адаптация традиционных моделей монокультурных интеракций к новой социальной среде на фоне сохранения культурного многообразия мира.
Особый интерес представляет изучение барьеров коммуникации представителей разных социокультурных систем, которые могут вызвать культурный и коммуникативный шок. Барьеры в широком смысле слова определяются как проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность. Существующие коммуникативные проблемы трансформируются в барьеры при их устойчивом воспроизводстве в течение определённого периода времени. Косвенным индикатором наличия барьеров может служить их отражение в сознании участников интеракции.
О.А. Леонтович подразделяет «барьеры» (помехи), которые могут возникнуть в ситуации МЭК, на следующие виды:
А) физиологические:
– дефекты речи и слуха;
– нарушения двигательного аппарата, затрудняющие мимику и жестикуляцию;
– потеря зрения, препятствующая восприятию визуальных сигналов (письменной речи, мимики, жестов);
б) языковые:
– фонетические, лексические и грамматические ошибки в процессе речепроизводства;
– нарушение логики высказывания;
– неверное восприятие речи на слух;
– неправильная интерпретация семантики языковых единиц;
– непонимание грамматических конструкций;
– неумение воспринимать целостность текста;
в) поведенческие:
– неумение внимательно слушать собеседника;
– использование невербальных сигналов, не соответствующих вербальным;
– неадекватные поведенческие реакции на высказывание собеседника;
г) психологические:
– неблагоприятные черты личности (необщительность, подозрительность и др.);
– предвзятость;
– узость кругозора;
– чрезмерная эмоциональность;
– завышенная или заниженная самооценка;
– неуважение к собеседнику;
– конфликтные установки;
д) культурологические:
– различия менталитетов и национальных характеров;
– расхождения в языковых картинах мира, включая восприятие времени и пространства;
– действие культурных стереотипов;
– различия в ценностных ориентирах;
– несовпадение культурно-языковых норм;
– различия в коммуникативных стратегиях;
– специфические формы и средства невербальной коммуникации, используемой в разных культурах.
Чтобы избежать указанных проблем важно межкультурное образование и формирование межкультурной компетентности. Иначе очень легко совершить ошибку в межэтническом общении. Есть несколько правил, следование которым поможет избежать недопонимания и напряжённости:
1) знать символику и культуру своего собственного этноса;
2) знать коммуникативную символику чужого народа (познакомиться с ней заранее);
3) понять, что все культуры равноценны;
4) вести себя естественно, информировать партнёра о своих интересах, ценностях, обычаях, если об этом просят;
5) искренне интересоваться культурой, ценностями, стереотипами других народов;
6) постараться увидеть мир чужими глазами при сохранении своей этнической идентичности.
Коммуникативная черта | Характеристика |
СТРЕМЛЕНИЕ К СПРАВЕДЛИВОСТИ – фактическому равенству для всех | 1. Потребность в уравнительности 2. Мнение, что любое богатство нажито нечестно |
ВЕРА В ВОЗМОЖНОСТЬ БЫСТРОГО И ПРОСТОГО РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРОБЛЕМ | 1. Вера в то, что новое лицо быстро решит то, что не решило предыдущее 2. Вера в возможность решения сложных проблем сообща 3. Азартность, привычка к авральной работе |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕРПЕЛИВОСТЬ - терпеливое отношение к историческим и личным переживаниям | 1. Надежда на лучшее 2. Смирение 3. Неприхотливость |
ВТОРОСТЕПЕННОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО | 1. Восхищение скромностью, бессребренностью людей, аскетов 2. Работа рассматривается как важная часть жизни, но не главная цель 3. Небрежность в деятельности |
ПОТРЕБНОСТЬ В ИДЕАЛАХ - ориентир на общественные идеалы | Стремление к обновлению истин |
НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОКРИТИЧНОСТЬ | Склонность приписывать своему народу и стране разнообразные негативные черты |
СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - пассивное (с позиции наблюдателя) восприятие окружающей действительности | 1. Неторопливость сознания 2. Обсуждение «общих вопросов» 3. Консерватизм сознания – новое воспринимается как не надёжное 4. Инерционность 5. Интровертность, повёрнутость в себя русского человека 6. Пассивность в приобретении знаний |
СОБОРНОСТЬ – общинность, коллективность сознания и бытия как национальный приоритет | 1. Приоритет общих коллективных интересов, целей над личными 2. Установка на взаимопомощь людей (включая незнакомых) 3. Доверчивость 4. Этническая терпимость |
ДУШЕВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ – стремление и способность русской души к установлению личных отношений на любом уровне социальных отношений. | 1. Гуманность, душевная мягкость 2. Сострадание, доброта и всепрощение, «всемирная отзывчивость» 3. Гостеприимство |
НЕОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ - убеждение, что всё само разрешится | 1. Планы тщательно не продумываются, детально не готовятся 2. Осознание неправильности своих действий после их завершения 3. Смекалка – умение использовать что-либо не по назначению, чтобы компенсировать нехватку запасных частей, инструментов и т.д. |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ВНЕШНИМ КОНТРОЛЕМ - выполнение внешних предписаний, боязнь контроля извне, наказания. | 1. Слабая внутренняя ответственность 2. Мечта о сильной руке, наводящей порядок сверху; надежда на централизованное решение всех проблем |
ЗАКОНОНЕБРЕЖЕНИЕ - отношение к законам, допускающее исключения для отдельных людей, в отдельных обстоятельствах | 1. Восприятие закона как недоброй силы, враждебной личности, обойти которую не грех 2. Свободолюбие, переходящее в анархию |
НЕЛЮБОВЬ К СРЕДНЕМУ - склонность к крайностям | 1. Бескомпромиссность 2. Крайности, постоянная борьба крайних точек зрения |
БЫТОВАЯ ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - азартность, пассионарность, эмоциональные всплески, увлекаемость в деятельности | Быстрая смена настроений |