Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля

Условия неповторимости изображения определяют то многообразие товарных знаков, которое мы видим на современном этапе развития промышленности. Однако это огромное количество разнообразных знаков как традиционных, так и современных можно разделить на три основные группы:

1) буквенные (словесные);

2) буквенно-предметные (комбинированные);

3) предметные (изобразительные).

Компоновку элементов товарных знаков можно рассмотреть по следующим схемам.

Буквенные знаки (Рис. №1-5)

Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru
Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru

Рис №1.Буквенные знаки. Схема 1.
Буква или ряд букв; слово или сочетание слов

Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru

Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru
Рис. №2. Буквенные знаки. Схема 2.
Несколько букв и соединительный элемент; несколько слов и соединительный элемент

Рис №3. Буквенные знаки. Схема 3.
Совмещение букв; совмещение слов

Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru
Рис. №4. Буквенные знаки. Схема 4.
Вписывание букв или слова в букву; вписывание слова в слово

 
  Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru

Рис. №5. Буквенные знаки. Схема 5.
Сложные решения – сочетание нескольких схем

Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru 2) Буквенно-предметные знаки(Рис. №6-10)

Рис. №6. Буквенно-предметные знаки. Схема 1.
Буква и предмет; слово и предмет

 
  Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru

Рис. 7. Буквенно-предметные знаки. Схема 2.
Совмещение буквы и предмета; совмещение слова и предмета

Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru

Рис. 8. Буквенно-предметные знаки. Схема 3.
Вписывание буквы в предмет; вписывание слова в предмет

 
  Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru

Рис. 9. Буквенно-предметные знаки. Схема 4.
Предметы, принимающие очертание букв; буквы, принимающие очертание предметов

           
  Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru   Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru   Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru
 
 

       
  Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru   Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru
 

Рис. 10. Буквенно-предметные знаки. Схема 5.
сложные решения - очетание нескольких схем

Разнообразие композиции знаков внутри каждой из этих схем достигается с помощью: 1) применения различного шрифта; 2) расположения элементов по вертикали, горизонтали, в шахматном порядке и т.д.; 3) путем исследования элементов разного размера; 4) заключения их в различные геометрические формы и т.п.

Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru Решение товарного знака может быть и сложным, являющимся сочетанием нескольких компоновочных схем. Например, компоновку элементов товарного знака фабрики “Мягкая игрушка” можно рассмотреть по схеме 1– предметы и буква. Но буква “М” в этом знаке составлена из туловищ кукол, то есть приняла очертание предметов (схема 4). Следовательно, приемом построения данного товарного знака является сочетание двух компоновочных схем (рис. №11).

Рис. 11. Буквенно-предметный знак фабрики «Мягкая игрушка».
Пример сочетания двух компоновочных схем

Предметные знаки

По характеру решения эти знаки делятся на 3 вида:

1) эмблематические (рис. №12);

2) аллегорические (рис. №13);

3) символические (рис. №14).

Такое деление можно провести и по группе буквенно-предметных знаков.

При эмблематическом решении товарного знака целое выражается через его характерные черты. Например, товарный знак консервного завода – изображение банки и рыбы (рис. №12).

В аллегорическом товарном знаке через конкретный предмет выражается понятие, содержание которого не идентично содержанию этого конкретного предмета, а только ассоциируется с ним. Так, товарный знак завода моющих препаратов изображение лебедя (рис. №13). Образ лебедя в данном случае является олицетворением чистоты, достигаемой в результате применения продукции завода.

Символ не отражает действительности даже частично, как эмблема и аллегория. Символ придумывается, его содержание неустойчиво и может меняться. Возникновение символических товарных знаков связано иногда с историческими, национальными особенностями, географическим положением предприятия или со сложным характером его деятельности, который прямо или даже опосредованно, через ассоциации, выразить невозможно. Примером символического товарного знака может служить товарный знак Дулевского фарфорового завода – изображение сокола (рис. №14).

       
  Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru   Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru
 

При классификации существующих товарных знаков на три основные группы мы исходили из составных элементов их композиции

Рис. 12. Предметные знаки. Эмблематические

Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru

 
  Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru

Рис. 13. Предметные знаки. Аллегорические

Рис. 14. Предметные знаки. Символические.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. http://sdo.elitarium.ru/firmennyj-stil-funkcii-elementy/

2. Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы, выполненная в пилотном режиме (в части размещения информационных конструкций) Заказчик: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Исполнители: Студия Артемия Лебедева ГУП «ГлавАПУ Москомархитектуры» https://www.artlebedev.ru/everything/moscow/design-code/documents/mka-design-code-00-general-guides.pdf

3. Фирменный блок НИЖФАРМ . http://stada.ru/images/press/media/rucov_fs_fb_1.pdf

4. Фирменный стиль (Руководство). Авторы: Прокурова Н.И., Козинцева М.Ю., редактор: Моисеева Л.В. Структура графического товарного знака в системе фирменного стиля - student2.ru Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru, методическое обеспечение учебного процесса

5. Фирменный стиль: его функции и основные элементы

6. Чихольд Я. 0бразцы шрифтов. Руководство с примерами шрифтов для дизайнеров, графиков, скульпторов, граверов, литографов, издательских работников, типографов, архитекторов и студентов кудожественных улчилпщ /Ян Чихольд:[пер. с нем. Л. Якубсона]. - М.:Изд-во Стyдии Артемия Лебедева, 2012. - 248 с. : ил.

Задание № Фирменный блок

Наши рекомендации