Группы лидеров и бюрократия
Чтобы полностью осознать и оценить курс действий в связи с угрозой ядерного оружия, мы рассмотрели некоторые из психол. блоков отдельных людей. Они усиливаются аспектами психологии малых групп и бюрократии.
Группы лидеров.Группы лидеров (руководителей), как и все группы, оказывают сильное давление на своих членов в сторону их подчинения. В условиях продолжительного или периодически обостряющегося давления члены таких групп начинают все больше зависеть от развития и поддержания своих первичных групповых связей. Поскольку группа испытывает потребность в наличии единого фронта против реальных или потенциальных внешних опасностей, нарушитель такого фронта воспринимается как угроза сплоченности группы и единству цели, и тем самым как угроза ее силе. В результате, члены подавляют индивидуальные суждения в пользу сохранения групповой сплоченности — феномен, получивший название «группового мышления» (groupthink).
Бюрократические силы.Все лидеры опираются на бюрократию, обеспечивающую их информ., на основе к-рой принимаются и проводятся в жизнь решения. Тем самым бюрократия приобретает власть над лидерами, ограничивая их действия путем фильтрации предоставляемой им информ. Наибольшей властью обладают бюрократы-эксперты, к-рым лидеры, не будучи экспертами, не могут эффективно противостоять.
Несмотря на соперничество отдельных группировок бюрократии в борьбе за власть, статус и ресурсы, все они объединяются, когда это способствует увеличению их общих ресурсов. Все военные ведомства действуют сообща в представлении политическим лидерам анализов «неблагоприятного развития событий» (worst-case)и в поддержке друг другом требований новых вооружений, поскольку это приводит к увеличению финансирования всех этих структур. Т. о., осн. причиной накопления ядерного вооружения яв-ся соревнование между военными ведомствами внутри гос-в.
Бюрократия еще сильнее, чем отдельные люди, сопротивляется перестройкам, необходимым для действий в новых условиях.
Поскольку ядерное оружие психологически уподобляется обычным видам вооружений, вне зависимости от реальностей, страна, обладающая меньшими или технически более устаревшими запасами оружия, будет рассматривать себя более слабой и будет рассматриваться как более слабая своими противниками и союзниками. Как заявил адмирал Стэнсфилд Тернер: «Но что бы мы ни делали, это не должно ограничиваться корректировкой сложившегося дисбаланса (ядерных) сил; это должно также корректировать восприятие дисбаланса...»
Короче говоря, стремление к достижению безопасности путем накопления ядерного оружия оказывается в действительности скорее гонкой за престижем, нежели за реальной силой. Это особенно дорогостоящая и опасная форма психологической войны, в которой каждое гос-во пытается достичь психол. безопасности ценой реальной безопасности.
Поскольку страх, подобно любой сильной эмоции, затрудняет решение проблемы, усиливая ригидность мышления, препятствуя рассмотрению альтернатив и сужая временную перспективу, с психол. т. зр. первой необходимой предпосылкой для достижения новых принципов международных отношений, совместимых с ядерным оружием, было бы осуществление шагов по снижению взаимных страхов. Поскольку двумя главными источниками взаимного страха яв-ся увеличение запасов ядерного оружия и головокружительная скорость научных исслед. и разработок, к-рые постоянно угрожают новыми «прорывами», обещающим первым шагом могло бы стать введение взаимного замораживания производства, исслед. и развертывания ядерного оружия. На более фундаментальном уровне было бы необходимо разработать способы снижения постоянных взаимных разногласий и разобщенности между государствами и усиления международного сотрудничества.
См. также Агрессия, Разрешение конфликта, ПОИР, Психология толпы, Виктимология, Насилие
Дж. Д. Франк
Специфические пищевые потребности (specific hungers)
С. п. п. — это повышенное предпочтение, отдаваемое индивидом пище, содержащей определенное питательное вещество, напр. минерал или витамин, при условии повышенной потребности в таком питательном веществе. С. п. п. обычно отличают от извращенного аппетита (пика), проявляющегося в особом предпочтении, отдаваемом бесполезным или вредным веществам, таким как глина или грязь.
Феномен С. п. п. был впервые документально зарегистрирован Куртом Рихтером, обнаружившим, что крысы могли адаптивно изменять потребление углеводов, жиров, белков, натрия, кальция, витаминов группы В,витамина Е и др.
Специфическая потребность в хлориде натрия (NaCl), в отличие от др. известных нам специфических пищевых потребностей, видимо зависит от врожденно запрограммированного механизма, к-рый может запускаться нуждой организма в этом веществе. Когда крыса начинает испытывать дефицит в NaCl, она сразу обнаруживает повышенное предпочтение к сортам корма и жидкостям, содержащим NaCl в любой концентрации или содержащим сходный на вкус, но ядовитый хлорид лития (LiCl). Крыса также демонстрирует ускоренный темп оперантного поведения, подкреплявшегося хлоридом натрия до состояния нужды в нем, но находящегося в угашенной форме после появления нужды в NaCl. Есть некоторые доказательства применимости тех же принципов к людям.
В противоположность этому, др. С. п. п., по-видимому, формируются путем проб и ошибок. Очевидно, специфическое предпочтение развивается, по крайней мере в отношении большинства веществ, благодаря процессу исключения, когда животное испытывает и приобретает отвращение к каждой неподходящей пище, к-рую оно пробует. Впрочем, в отношении некоторых питательных веществ, таких как витамины А и D, крысы не приобретают отвращения к дефицитарным рационам и не развивают предпочтений в отношении витаминизированных кормов.
Помимо прочего, иногда происходит научение специфическим предпочтениям. Д. М. Захорик продемонстрировал, что крысы обнаруживали предпочтения к кормам, способствующим восстановлению от авитаминоза, и что они предпочитают эти корма даже в сравнении со старой «безопасной» пищей, к-рая и не вызывала, и не уменьшала дефицитарности.
См. также Недостаточность питания и поведение человека
Дж. Калат
Список личных предпочтений Эдвардса (Edwards personal preference schedule, EPPS)
С. л. п. Э. — это построенный в формате самоотчета личностный инвентарь, позволяющий измерять 15 потребностей и мотивов: унижения (abasement), достижения, аффилиации, агрессии, независимости, изменения (change), уважения, доминирования, стойкости (endurance), привлечения к себе внимания, гетеросексуальных отношений, интрацепии, покровительства, порядка и поиска помощи (зависимости) — все взяты из теории личности Мюррея. Тест предназначен для студентов колледжей и взрослых.
С. л. п. Э. состоит из 210 пунктов, каждый из к-рых содержит два самоописательных утверждения. Утверждения уравнены по своей соц. желательности, однако измеряют различные потребности. Респондент должен выбрать из каждой пары одно, наилучшим образом описывающее его утверждение. К такому формату вынужденного выбора Эдвардс обратился после того, как обнаружил, что вероятность выбора утверждений зависела от их значения на шкале соц. желательности. В случае же формата вынужденного выбора респондент должен отвечать, основываясь на содержании самого пункта (т. е., потребности или мотива), а не на его соц. желательности.
Использование формата вынужденного выбора приводит к тому, что С. л. п. Э. дает ипсативные показатели — т. е. сила каждой потребности выражается не в абсолютных единицах, а относительно силы др. потребностей индивидуума. Отсюда возникают определенные проблемы при интерпретации оценок и проведении исслед. валидности теста, поскольку два респондента, получившие одинаковые оценки по тесту, могут при этом различаться по абсолютной силе своих потребностей или мотивов.
См. также Методика вынужденного выбора, Ипсативное шкалирование, Оценка личности, Методы тестирования
Ф. Браун
Спортивная психология (sports psychology)
Спортивные психологи занимаются приложением психол. теорий и методов к спорту, играм и активным видам отдыха, а также обнаружением более эффективных способов содействия людям овладевать различными видами спорта и достигать в них высоких результатов.
Современная С. п. значительно расширила свою предметную область, поначалу включавшую в себя разделы моторного научения, восприятия и биомеханики. Джон Салмела приводит список, в к-ром специалисты перечисляют свои осн. сферы интереса в данной области. Наиболее распространенными яв-ся научение моторным навыкам, личность, тревога и стресс, конфликт и соперничество, обучение формированию внутренних образов (imagery training), обучение релаксации, гипноз, тренировка внимания, мотивация, социализация, развитие, формирование команды, игра и досуг, мысленная тренировка (mental training), тренировочный процесс, консультирование и готовность к соревнованиям. Область интересов этих специалистов в отношении специфических видов спорта простирается от танцев до бейсбола и баскетбола и от футбола и фехтования до волейбола, гольфа и множества др.