Конструирование надежного теста.
Общая картина
Введение
Подготовка заданий теста
Общие принципы анализа заданий
Конструирование тестов по критериальному принципу
Конструирование тестов с помощью факторного анализа заданий
Конструирование тестов с помощью теории сложности заданий
Классический анализ заданий
Следующие шаги
Резюме
Ответы на задания по самопроверке.
Измерение настроения и мотивации.
Общая картина
Введение
Оценка настроений
Четыре проблемы в измерении настроения
Методы измерения настроения
Измерение мотивации
Будущие перспективы
Резюме
Ответы на задания по самопроверке
Заключение
Общепризнанные положения
Дискуссионные положения
Недостаточно исследованные проблемы
Заключение
Приложение А
Корреляции
Важность г2
Особые случаи
Приложение Б
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА И ПЕРЕВОДЧИКА
Проблема индивидуальности — одна из базовых проблем психологии, имеющая большое значение и для теории, и для решения многих прикладных задач. Ее теоретическая значимость определяется, прежде всего, тем, что любая общепсихологическая закономерность реально существует только в разнообразных индивидуальных вариантах и, строго говоря, она сама может быть понята и формализована только через тот или иной вид их обобщения. Решение же многих прикладных психологических задач требует и знания индивидуальных различий, и их надежной диагностики, и оценки прогностических возможностей тестов и т.д. — в конечном счете, именно понимание индивидуальности ребенка и взрослого лежит в основе успешного обучения и воспитания, профориентации и профотбора, эффективной психотерапии и т.д.
Однако несмотря на такую значимость проблемы, посвященных ей обобщающих работ у нас очень мало (Егорова М. С Психология индивидуальных различий. М., 1997; Либин А. В. Дифференциальная психология. М., 1999). Поэтому мы надеемся, что предлагаемая вниманию читателей книга К. Купера будет интересна и полезна всем, кто знакомится с дифференциальной психологией или работает в этой области.
Безусловно, привлекательной особенностью книги являются весьма компетентный критический анализ, сопровождающий изложение каждого подхода к исследованию индивидуальности и теоретических концепций, и психометрика. Автор часто и прямо предупреждает читателя о неоправданных увлечениях некоторыми теориями и неправомерном использовании диагностических и статистических методов, не удовлетворяющих необходимым требованиям. Эти рекомендации весьма ценны, поскольку исходят от специалиста с большим опытом исследовательской, практической и преподавательской деятельности. Хочется надеяться, что читатель-психолог заинтересованно вникнет в них.
Хотелось бы обратить внимание читателей и на малоизвестный у нас подход к диагностике, обозначенный в переводе как «теория сложности заданий». При всех трудностях, связанных с его реализацией, он, по-видимому, может оказаться более информативным для оценки индивидуальных особенностей (во всяком случае, в когнитивной сфере), чем традиционные психометрические процедуры[1].
При переводе и редактировании текста мы столкнулись с некоторыми трудностями не языкового, а научно-содержательного характера. Касается это, прежде всего, понятий personality, person, individuals, individuality. В тексте книги они используются практически как синонимы, что противоречит принятому в отечественной психологии разведению понятий индивид, личность, индивидуальность. Это отражает, очевидно, отсутствие методологически аргументированного различения биологического (индивидуального) и социокультурного (личностного) уровней в интегральной структуре индивидуальности; отсюда и некоторые формулы типа «Генетика личности» и т.п., которые будут, вероятно, восприняты отечественными читателями с некоторым недоумением. Поэтому целесообразно каждый раз выяснять, о каких конкретных чертах индивидуальности (personality — в терминологии автора) идет речь. Возможно, это станет стимулом и для более тщательного продумывания проблем, связанных со структурой индивидуальности, — всесторонний анализ, предлагаемый К. Купером, стимулирует это направление мысли.
Мы с удовольствием представляем эту содержательную и высокопрофессиональную книгу нашим читателям.
И. В. Равич-Щербо
кандидат психологических наук
Т. М. Марютина
доктор психологических наук
профессор
МОЕЙ МАТЕРИ И ПАМЯТИ МОЕГО ОТЦА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга целиком посвящена индивидуальным различиям — области психологии, изучающей то, каким образом и, что не менее важно, почему люди психологически существенно отличаются друг от друга. В ней также рассказывается о том, как можно количественно оценить индивидуальные различия с помощью психологических тестов и других методов. Эта книга в первую очередь предназначена студентам психологических факультетов, изучающим такие курсы, как Индивидуальные различия, Личность, Интеллект и способности, Психометрика, или Оценка индивидуальных различий. Однако студенты, специализирующиеся в других областях (таких, как образование) или имеющие более высокий уровень подготовки, например, учащиеся на курсах постдипломного образования в области психологии труда, вероятно, также найдут в ней много полезного для себя, впрочем, как и любой другой читатель, интересующийся природой, происхождением и оценкой личности и интеллекта.
Эта книга возникла на основе курса из 20 лекций, который был прочитан мною в Королевском университете Белфаста. Она была написана главным образом из чувства неудовлетворенности существующими учебниками. Имеется множество превосходных учебников, описывающих теорию личности, но изолированное использование только одного из них всегда казалось мне недостаточным, поскольку студенты, получающие психологическое образование, разумеется, должны иметь знания в области психологии способностей, настроения, мотивации и т.д.
Более того, в большинстве учебников не рассматривается, каким образом можно охарактеризовать индивидуальные различия или оценивать тесты. Это представляется мне серьезным упущением, поскольку многие читатели этой книги, вероятнее всего, используют тесты в той или иной форме или варианте (например, как часть своей исследовательской работы или профессиональной деятельности). Однако данная книга — не учебник по психометрике, поэтому читатели напрасно будут искать в ней математические формулы, составляющие фундамент этой области психологии. Помня о пресловутом неприятии студентами-психологами математических выкладок, я пытался обеспечить концептуальное понимание важных вопросов. Тем не менее, я обстоятельно и достаточно детально проанализировал тему факторного анализа, поскольку этот метод имеет фундаментальное значение для многих теорий личности и способностей. При этом в одной главе представлено его концептуальное понимание, а в другой показано, как выполнять факторный анализ и интерпретировать получаемые результаты.
Главы в книге делятся на две самостоятельные категории. Первые 10 глав посвящены основным теориям личности и способностей, настроений и мотивации; следующие 10 глав описывают способы оценки индивидуальных различий. Возможно, у читателей возникнет желание прочесть их, чередуя (глава 1, глава 11, глава 2, глава 12 и т.д.), поскольку подобная тактика гарантирует усвоение любых необходимых методических вопросов, например, принципов факторного анализа перед прочтением соответствующих теоретических глав. Каждая глава содержит несколько заданий по самопроверке, позволяющих читателям оценить, насколько верно они поняли ключевые моменты. Ответы на задания можно найти в конце каждой главы.
Следует также сказать о критериях включения в книгу теорий и методологических проблем. Я включал теории, если они убедительно подтверждаются эмпирическими данными, важны с точки зрения истории или полезны для прикладной психологии. В книгу не вошло значительное количество материалов, касающихся развития личности и способностей, не были включены теории социального научения, или теории конструктивистских моделей, поскольку, как правило, их рассматривают в других учебных дисциплинах. Во второй части книги наряду с традиционно значимыми вопросами (надежность, валидность и т.д.) я анализирую новые аспекты более сложных проблем (например, теорию сложности заданий или происхождение и обнаружение искажений в тестах умственных способностей), которые могут оказаться важными для тех, кто будет использовать, проверять и интерпретировать результаты психологических тестов в своей профессиональной деятельности.
Я должен поблагодарить многих за помощь и поддержку при написании книги. Бывшие студенты и те, кто еще продолжает учиться, измученные аспиранты обеспечивали полезную обратную связь при работе с черновыми вариантами книги. Мой руководитель отделения, коллеги и друзья (здесь весьма трудно провести разграничение) в Королевском университете всегда были готовы оказать поддержку. Пол Клайн (Paul Kline) не только пробудил во мне интерес к этой области, но и научил меня критическому подходу. На протяжении всего периода работы огромную помощь мне оказала Наоми Мередит (Naomi Meredith), мой всегда терпеливый редактор. Особую признательность следует адресовать Уэсли Муру (Wesley Moore) за всю его разностороннюю помощь.
Заключительные слова благодарности я адресую неизвестному студенту, который сделал следующую доброжелательную запись в недавно распространенной «анкете оценки учебного курса»:
Это именно тот вариант изложения, который должен составлять содержание психологии... Он действительно касается наиболее важных вопросов и доходит до сути вещей...
Последнее полностью отражает и мои чувства. Если читатели, пройдя свой путь ознакомления с этой книгой, испытают то же самое по отношению к науке об индивидуальных различиях, я буду чувствовать себя полностью удовлетворенным.
Колин Купер, Белфаст, Январь, 1997
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Большинство направлений в психологии основывается на широких обобщениях, касающихся поведения людей, при этом они фактически исходят из того, что люди имеют много общего между собой. Так, когда возрастные психологи обсуждают «стадии развития», негласно допускается, что все дети развиваются примерно одинаково. Социальные психологи также разрабатывают теории, чтобы объяснить, почему люди в общем могут обнаруживать покорность авторитету, предубеждение и другие формы группового поведения. Специалисты по теории научения полагают, что общие принципы классического или оперантного обусловливания применимы ко всем представителям одного вида, а во многих случаях обнаруживают и межвидовую идентичность. Физиологические психологи обычно исходят из того, что у всех людей нервная система имеет приблизительно одинаковый тип строения и должна так же одинаково функционировать.
К сожалению, ни одно из этих утверждений, по-видимому, не соответствует в должной мере нашему повседневному опыту. Одни дети развиваются быстрее, чем другие. Одни индивидуумы оказываются более покорны авторитету, чем другие, в то время как третьи демонстрируют более сильное предубеждение. Хотя выступления специалистов в области теории научения звучат в высшей степени авторитетно, нередко обнаруживается, что у одних индивидуумов (будь то крысы или люди) обусловливание вырабатывается быстрее, чем у других, в то же время некоторые индивидуумы могут вообще никогда не справиться с определенным заданием и их могут потихоньку исключить из эксперимента. Такие вещества, как кофеин и алкоголь, по-видимому, на одних людей оказывают значительно большее воздействие, чем на других. И даже психофизиологические показатели (такие, как потоотделение кожи и рисунок биоэлектрической активности мозга) обнаруживают значительную межиндивидуальную вариативность.
Эти «индивидуальные различия» важны и в повседневной жизни. Работодатели не склонны принимать на должность первого же человека, откликнувшегося на объявление; вместо этого они могут искать того, кто имеет определенное сочетание жизненных установок, способностей, навыков и мотивов. Большинство из нас делает то же самое, когда заводит приятелей или ищет спутника жизни, терпеливо перенося громкую музыку и скучая на вечеринках либо обращаясь в брачные агентства, вместо того чтобы просто жениться или выйти замуж за человека, который живет в соседней квартире.
Итак, я полагаю, что существуют четыре главные причины, по которым следует изучать индивидуальные различия.
• Это само по себе интересно. Примеры, приведенные выше, говорят о том, что мы придаем индивидуальным различиям большое значение, поэтому выяснение того, как и почему одни люди отличаются от других, само по себе представляет интригующую проблему.
• Психологические тесты полезны в прикладной психологии. Изучение индивидуальных различий почти неизбежно влечет за собой создание психологических тестов. Они измеряют способности, знания, личностные особенности, настроения и многие другие характеристики и представляют огромную ценность для психологов, работающих в области образования, труда, для клинических психологов, а также для учителей, медсестер, консультантов по вопросам карьеры и всех, кого может интересовать возможность диагностировать трудности в обучении, дизлексию или выдающиеся умственные способности, кто ищет способ оценивать готовность человека к продвижению по службе, уровень депрессии или пригодность к работе, которая требует особого внимания к деталям. Правильное использование психологических тестов может принести пользу как обществу, так и отдельным людям.
• Тесты являются «зависимыми переменными», полезными и в других областях психологии. Психологи широко используют тесты при проведении экспериментов. Клинический психолог может предполагать, что чувство безнадежности нередко приводит к попыткам самоубийства. Для того чтобы проверить эту гипотезу, необходимо иметь возможность измерять чувство безнадежности как у совершавших, так и у несовершавших суицидальные попытки людей, и простейший (хотя совсем не обязательно наилучший) способ сделать это заключается в том, чтобы найти соответствующий психологический тест. Когнитивные психологи, изучающие связь между настроением и памятью, должны иметь возможность оценить и настроение, и память, чтобы проверить, насколько валидна рассматриваемая теория, поэтому они нуждаются в надежных опросниках, оценивающих настроение.
• Остальные области психологии могут лучше прогнозировать поведение, когда они учитывают индивидуальные различия. Выше мы отмечали, что другие направления психологии при прогнозе поведения опираются на общие закономерности. Например, «поведенческая терапия» использует принципы обусловливания для ликвидации какой-то нежелательной привычки. Терапевт может знать, что некоторые из его пациентов могут быть «излечены» с помощью этой методики, но вряд ли он в состоянии предсказать, много или мало пользы извлечет любой конкретный индивидуум из этой терапии. Однако не составит большого труда установить, что эффективность определенного типа лечения зависит от личностных особенностей человека и от его способностей: лечение, оказавшееся весьма успешным для одних людей, может не иметь никакого воздействия на других. Действительно, некоторые исследования эффективности вознаграждения и наказания, проведенные Гансом Айзенком, дают основания полагать, что по одной из личностных черт, а именно по интроверсии, по-видимому, можно предсказывать, от какого подкрепления — позитивного или негативного — индивидуум получит больше пользы.
Таким образом, существуют весомые научные и практические основания для изучения индивидуальных различий и их оценки.
Основные вопросы
Любая попытка понять природу индивидуальных различий реально должна быть направлена на решение двух самостоятельных вопросов. Первый из них касается структуры индивидуальных различий: каким образом следует концептуализировать индивидуальные различия? В следующих главах представлен широкий диапазон ответов на этот вопрос. В самом деле, было высказано предположение, что личности вообще не существует и то, как мы себя ведем, может полностью определяться ситуацией, в которой мы оказываемся, а не чем-то находящимся «внутри нас», и доказательства в пользу таких утверждений должны быть тщательно проанализированы.
Второй вопрос касается того, каким образом и почему возникают индивидуальные различия в настроении, мотивации, способностях, личности. Следует четко понимать, что исследования, отвечающие на вопрос: каким образом возникают индивидуальные различия — реально лишь начинаются, в то время как в отношении их структуры существует общее согласие. Было бы лишней тратой времени проводить эксперименты, пытаясь понять, как действует «социабельность» (или «креативность», «депрессия», «мотивация достижений» и т.д.), если нет весомых доказательств того, что социабельность в первую очередь представляет собой важную характеристику личности. Таким образом, изучение процессов логически должно вытекать из изучения структуры. Процессуальные модели индивидуальных различий отвечают на следующие вопросы: почему одни дети намного успешнее действуют в школе, чем другие? Почему одни люди застенчивы, а другие бесцеремонны? Почему настроение у одних людей постоянно меняется в широком диапазоне от депрессии к эйфории и обратно? Почему основным мотивом у некоторых индивидуумов являются исключительно деньги?
Мы не надеемся ответить на все эти вопросы в следующих главах, однако непременно познакомим читателей с тем, что известно о биологических и до некоторой степени социальных процессах, которые составляют основу личности, настроения, способностей и мотивации.
Тем не менее, существует конкретная проблема. До тех пор, пока нет возможности надежно измерять индивидуальные различия, будет совершенно невозможно, с одной стороны, определять структуру личности, интеллекта и т.д., а с другой — исследовать процессы, лежащие в их основе. Разработка хороших, точных средств диагностики индивидуальных различий (направление психологии, известное как психометрика) представляется абсолютно необходимым, крайне важным шагом в развитии и проверке теорий, касающихся природы индивидуальных различий и лежащих в их основе процессов. По этой причине каждая глава, описывающая в этой книге ту или иную теорию личности, сопровождается главой, обсуждающей вопросы измерения индивидуальных различий.
Как можно обнаружить индивидуальные различия? Какого рода данные следует использовать, чтобы обнаружить индивидуальные различия? Ответить на этот вопрос не так легко, поскольку имеется несколько возможностей.
Клинические теории
Некоторые теории сформировались на основе опыта клинических психологов, пришедших к выводу, что способы, используемые ими для концептуализации «аномального поведения» (особенно таких факторов, как тревога, депрессия и низкая самооценка), могут оказаться полезными для понимания индивидуальных различий в «нормальной» популяции. Однако некоторые исследователи делали излишне поспешные выводы. Фрейд, например, изучив весьма небольшую выборку женщин из высших слоев венского общества (многие из которых обнаружили симптомы столь необычные, что они даже не указаны в современных диагностических справочниках), отказываясь верить некоторым их рассказам (например, воспоминаниям о сексуальном насилии), тем не менее, выстроил огромную и сложную теорию структуры личности и функций, касающуюся человечества в целом.