Полиморфность интеллектуальной деятельности

Процесс распредмечивания и структурирования психологических знаний в систему учебно-познавательных задач является одной из сложнейших проблем гуманитарного познания. Не случайно методика изучения психологии располагает очень малым выбором задачников, сборников упражнений и заданий, в отличие, например, от математики или физики, при изучении которых выбор сборников за­дач и упражнений происходит среди десятков и сотен изданий.

Однако качество структурирования, обеспечива­ющего презентацию предметного содержания науч­ного знания в системе учебно-познавательных задач, определяется не количеством заданий и упражнений; а психологически четким представлением преподавателя о всем спектре видов познавательной деятельности, которые он предполагает формировать у студентов в процессе освоения ими предметного содержания психологии.

одна из первых проблем методики структурирования предметного содержания учебных курсов — это проблема выбора и построения задач и упражнений, включающих весь спектр видов интеллектуальной деятельности, что и определяет «пространство интеллектуального развития студентов. Каким будет это пространство, зависит от характера предлагаемых (прямо или косвенно) заданий.

Вторая, не менее сложная, проблема, это проблема системной организации на каждом учебном занятии заданий и упражнений, направленных на освоение взаимосвязи всех видов и форм интеллектуальной деятельности. Очевидно, что без создания специального методического инструментария решение такой проблемы невозможно. Многие вузы и системы непрерывного профессионального образований уже узаконили програмы, построенные по принципу межпредметных связей гуманитарных дисциплин и естественнонаучных циклов и включающие многообразные формы занятий, направленные на развитие не только логического мышления, но и интуиции.

Однако методика преподавания, так же, как и педа­гогическая психология, строит свои исследовательские и обучающие программы лишь применительно к про­цессу формирования преимущественно понятийного, словесно-логического мышления. Правда, в последнее время в усилилась ориентация методов обучения в вузе на культивирование форм образного, а не только научно-теоретического, логического, мышления. Однако пока не существует разработанных методов таких междисцип­линарных взаимосвязей, которые позволяют прямо вводить в систему обучения психологов либо в отдельные профессиональные курсы интерпретацию символов в литературных, поэтических, художественных, мифо­логических, сценарных произведениях, т.е. создавать ;пространство развития у студентов интуитивного, чув­ственно-образного символического сознания Для того, чтобы расширить представление о полиморфности познавательной деятельности, о принципиальной гетерогенности мышления, воспользуемся схемой, предложенной ХДрейфусом в его книге «Чего не могут вычислительные машины?».

Схема Дрейфуса в известной мере отражает многообразие видов познавательной деятельности, и ее можно использовать в качестве инструмента анализа определенных форм психологического познания и их культивирования.

Обучение психологии фактически должно иметь дело преимущественно со сложными видами мысли­тельной деятельности — формальным и неформаль­ным. Каждый из них предполагает особые способы обучения, связан с формированием различных типов мышления, а также взаимосвязей предметно-ситуативного, наглядно-образного, понятийного мышления. Здесь не всегда пригодны жесткие правила и алгоритмы, а более уместны творческие ситуации с использованием эвристических проблем. Но только правила и эвристики уже не помогут в формировании мыслительной деятельности четвертого вида. И здесь уже нужно прибегать до­полнительно к примерам, к метафорам и аналоги­ям, обращаться к интуиции, использовать воображе­ние, «сосредоточивать внимание», развивать «чувство ситуации», «понимания контекста» анализ целей и средств, «понимание смысла» и т.д.

Схема Дрейфуса, дающая некоторый аналог полиморфности познавательной деятельности, в том числе и для психологического познания, позволяет вместе с тем понять необходимость использования многооб­разных методов обучения с целью направленного фор мирования различных видов познавательной деятель­ности и форм мышления.

Наши рекомендации