Классификация разумной деятельности

I. Ассоциативная II. Простая формальная III. Сложная формальная IV. Неформальная
Характеристика деятельности
Независимость от смысла и ситуации Смысл зависит от ситуации и полностью представим в точной форме Зависимость от ситуации во внутреннем контексте; зависимость от внешней ситуации отсутствует Зависимость от смысла и ситуации, непредставимых в явном виде
Отношение к обучению
Деятельность врожденная или приобретаемая в ходе повторения действий Обучение с помощью правил Обучение с помощью правил, а также практики Обучение с помощью непосредственно понимаемых примеров
Игры на воспоминание (ассоциации). Например, «игры в города» Разрешимые и квазиразрешимые игры, например, «крестики-нолики» (алгоритмы поиска или просчитывания) Неразрешимые игры, например, «шахматы» (глобальная интуиция и подробное просчитывание) Нечетко определенные игры, например, загадки (перцептивное угадывание)
Лабиринтные задачи (метод проб и ошибок) Комбинаторные задачи (неэвристический анализ в терминах «средства и цели») Сложные комбинаторные задачи (планирование, анализ путей в лабиринте) Задачи с открытой структурой (инсайт, интуиция)
Пословный перевод (использование машинного словаря) Доказательство теорем с помощью машинных автоматических процессов (алгоритм поиска доказательств) Доказательство теорем, для которых не существует машинно-автоматических процедур (интуиция и просчитывание) Перевод с одного естественного языка на другой (понимание языковых выражений в контексте их использования в языке)
Реакция на жесткий стимул (врожденные механизмы и классический условный рефлекс) Распознавание простых четких образов, например, печатного текста (поиск признаков, конъюнкция которых определяет принадлежность к соответствующему классу) Распознавание сложных образов при наличии шума (поиск закономерностей) Распознавание видоизмененных, искаженных образов (родовое распознавание или использование парадигм)
Типы программ
Дерево решений. Поиск по спискам. Сравнение с образцом. Алгоритмы Эвристики, служащие для сокращения перебора Никаких

Схема Дрейфуса в определенной мере отражает многообразие видов познавательной деятельности, и ее можно использовать также и для анализа психологического познания. Так, современное обучение психологии направлено в значительной мере на формирование первых двух видов познавательной деятельности, наиболее простых как по своей структуре, так и с точки зрения способов управления их развитием. Курсы психологии так или иначе обусловливают и формирование менее формализуемого третьего вида мыслительной деятельности. Ее можно соотнести с областью решения большого числа психологических задач, связанных с использованием научных понятий и закономерностей для распознавания и классификации форм коллективного и индивидуального поведения, для планирования и выбора разных стратегий восприятия и понимания, решения проблем, практического действия.

Область неформального мышления, гибкого поведения, не
подчиняющегося правилам (четвертый вид разумной деятельности), — это область общения на естественном языке, понимание текстов, перевод с одного языка на другой. Все это — задачи с открытой структурой, требующие для своего решения практики, интуиции, учета контекста и ситуации. Большая часть собственно психологических проблем, уже изученных и еще стоящих перед наукой, так или иначе ею решаемых, относится к этому виду мыслительной деятельности. Далеко не всегда существуют научные пути решения этого рода проблем, тогда как в жизненной практике люди справляются с ними и достигают эффективных решений.

Обучение психологии фактически должно иметь дело преимущественно со сложным формальным и неформализуемым видами мыслительной деятельности. Каждая из них предполагает особые способы обучения, связана с формированием различных типов мышления, а также взаимосвязей предметно-ситуативного, наглядно-образного, понятийного мышления. Здесь не всегда пригодны жесткие правила и алгоритмы, а более уместны творческие ситуации с использованием эвристических проблем для задач из области сложной формальной деятельности. Но только правила и эвристики уже не помогут в формировании мыслительной деятельности четвертого вида. И здесь уже нужно прибегать дополнительно к примерам, к метафорам и аналогиям, обращаться к интуиции, использовать воображение, «сосредоточивать внимание», развивать чувство ситуации, «понимания контекста» (Дрейфус, 1978, с.268), анализ целей и средств, «понимание смысла» и т.д.

Схема Дрейфуса, дающая некоторый аналог полиморфности
познавательной деятельности, в том числе и для психологического познания, позволяет вместе с тем понять необходимость использования многообразных методов обучения с целью направленного формирования различных видов познавательной деятельности и форм мышления.

Вопросы:

1. Дайте развернутую характеристику ассоциативной познавательной деятельности учащегося.

2. Дайте развернутую характеристику простой формальной познавательной деятельности учащегося.

3. Дайте развернутую характеристику сложной формальной познавательной деятельности учащегося.

4. Дайте развернутую характеристику неформальной познавательной деятельности учащегося.

Наши рекомендации