Разделы / темы учебной дисциплины | Вид учебной работы (форма самостоятельной работы) | Часов | Результат |
очная | заочная |
Раздел 1. Экспериментальный метод как система нормативов проверки психологических гипотез и как вид практической деятельности исследователя | | 14 | | |
Тема 1.1. Организация психологического исследования | Изучение литературных источников по теме лекции | | | ОК-3: – знание современных способов научного мышления; – умение рефлексировать над теоретико-методическими основаниями психологической практики; – владение анализом, обобщением, синтезом фактов и теоретических положений. ОК-23: – знание современных способов получения новой информации для расширения интеллектуального и общекультурного уровня; – умение расширять свой интеллектуальный и общекультурный кругозор в области современных методов исследования; – владение навыками подбора и анализа научных исследований в области психологии с целью постоянного совершенствования своего профессионального и общекультурного уровня. ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение навыками анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Тема 1.2. Особенности экспериментального психологического исследования | Изучение литературных источников по теме лекции. Анализ авторефератов кандидатских, докторских диссертаций, научных статей с целью рассмотрения логической структуры психологического исследования | | | ОК-4: – знание содержательных составляющих методологической основы исследований в области психологии; – умение анализировать и обобщать накопленный опыт в области методологии научного исследования, а также использовать его в организации и проведении своих прикладных исследований; – владение навыками организации, проведения, обработки и анализа эмпирических исследований в области психологии. ОК-14: – знаниесовременных нормативных правовых документов организации исследовательской деятельности (например, кодекс практического психолога); – умениесоотносить нормативные правовые документы с содержанием практической деятельности психолога; – владениеэтическими принципами проведения исследований с участием человека. ПК-10: – знание основных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности практического психолога; – умение конкретизировать исследовательские задачи практической деятельности практического психолога; – владение навыками выдвижения и реализации научно-исследователь-ских задач |
Раздел 2. Эксперимент в системе других методов психологического исследования | | | | |
Тема 2.1. Классификация методов психологического исследования | Изучение литературных источников по теме лекции. Подготовка доклада и его электронной презентации по различным классификациям методов психологического исследования. Составление таблицы - сравнительный анализ классификаций методов психологического исследования | | | ОК-11: – знаниесовременных методов получения, хранения, переработки и анализа научных данных; – умение подбирать и проводить стандартизированные методы исследования с учетом проблемы исследования и особенностей контингента испытуемых; анализировать и обобщать накопленный эмпирический материал с помощью различных методов первичной и вторичной обработки данных; – владениеразличными стандартизированными методами исследования, статистическими программами обработки данных (бланковыми и компьютерными). ПК-1: – знание методов исследования с учетом выдвинутых целей и гипотез; – умение соотносить цели исследования с выдвигаемыми гипотезами и методами исследования; – владение навыками подбора методов исследования различных аспектов личности |
Тема 2.2. Метод наблюдения | Изучение литературных источников по теме лекции. Составление программы научного исследования с применением метода наблюдения. Проведение наблюдения за объектом, анализ результатов наблюдения | | | ОК-19: – знание специфики проведения метода наблюдения для сбора, обработки и интерпретации данных, необходимых для решения проблем профессиональной деятельности; – умение проводить наблюдение для изучения различных психологических аспектов; – владение навыками сбора, обработки и интерпретации результатов исследования различных психологических проблем с помощью метода наблюдения |
Тема 2.3. Шкалы и шкалирование в эксперименте | Изучение литературных источников по теме лекции. Разработка оценочных шкал по теме исследования. | | | ОК-9: – знание шкал и специфики шкалирования для проведения анализа научных данных; – умение разрабатывать различного вида оценочные шкалы для психологических исследований; – владение различными статистическими программами обработки данных (номинальных, порядковых, интервальных шкал и шкал отношений). ОК-19: – знание способов и методов сбора, обработки и интерпретации данных, полученных с помощью разных оценочных шкал; – умение подбирать, обрабатывать и интерпретировать оценочные шкалы для изучения различных психологических аспектов; – владение навыками сбора, обработки и интерпретации результатов исследования различных психологических проблем с помощью различных оценочных шкал |
Раздел 3. Психологические гипотезы и теоретические реконструкции в рамках экспериментального метода | | | | |
Тема 3.1. Экспериментальные переменные | Изучение литературных источников по теме практикума. Выполнение учебно-исследовательской работы. Разработка схем взаимодействия экспериментальных переменных. Анализ научных исследований (статьи, монографии, ВКР, авторефераты диссертаций) с целью выделения экспериментальных переменных | | | ОК-5: – знание экспериментальных переменных каксодержательных составляющих научно-исследовательских работ в области психологии; – умениеанализировать и обобщать особенности взаимосвязи между экспериментальными переменными; – владение навыками организации, проведения, обработки и анализа экспериментальных и эмпирических исследований в области психологии. ПК-2: – знание видов экспериментальных переменных; – умениепроводить, обрабатывать и интерпретировать результаты психодиагностических методик, применять математико-статистические методы обработки данных; – владениенавыками проведения, обработки и интерпретации результатов исследования с использованием конкретных методов и выделения независимых, зависимых и внешних переменных |
Тема 3.2. Гипотезы экспериментального исследования | Изучение литературных источников по теме практикума. Написание реферата. Анализ научных исследований (статьи, монографии, ВКР, авторефераты диссертаций) с целью выделения экспериментальных гипотез исследования и определения ее верификации и фальсификации | | | ОК-5: – знаниевидов научных гипотез каксодержательных составляющих научно-исследовательских работ в области психологии; – умение выдвигать научные гипотезы в о психологических исследованиях; – владение навыками подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез в психологических исследованиях.. ОК-23: – знание современных способов получения новой информации для расширения интеллектуального и общекультурного уровня; – умение расширять свой интеллектуальный и общекультурный кругозор в области современных методов исследования; – владение навыками подбора и анализа научных исследований в области психологии с целью постоянного совершенствования своего профессионального и общекультурного уровня. ПК-1: – знаниеосновных видов целей, гипотез и задач научного исследования в области психологии; – умение соотносить цели исследования с выдвигаемыми гипотезами и методами исследования; – владение навыками обоснования гипотез, постановки задач и подбора методов исследования различных аспектов личности |
Раздел 4. Логика установления экспериментальных фактов и обобщений как контроля за выводом | | | | |
Тема 4.1. Формы экспериментального контроля | Изучение литературных источников по теме семинара. Подготовка доклада и его электронной презентации по теме занятия | | | ОК-5: – знание основных форм экспериментального контроля; – умение подбирать различные формы экспериментального контроля с учетом видов психологических исследований; – владение навыками организации, проведения, обработки и анализа экспериментальных и эмпирических исследований в области психологии. ОК-6: – знание основных методов эмоциональной и когнитивной регуляции психических состояний; – умениеанализировать содержание своей профессиональной деятельности и соотносить способы регуляции своего поведения и состояния с содержанием и результатами исследовательской деятельности; – владение методами анализа практической деятельности и способами когнитивной и эмоциональной регуляции психических состояний экспериментатора и участников эксперимента. ПК-2: – знаниетребований к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов; – умениепроводить, обрабатывать и интерпретировать результаты психодиагностических методик, применять математико-статистические методы обработки данных; – владениенавыками проведения, обработки и интерпретации результатов исследования с использованием конкретных. ПК-10: – знание основных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности практического психолога; – умение конкретизировать исследовательские задачи практической деятельности практического психолога; – владение навыками выдвижения и реализации научно-исследовательских задач. ПК-24: – знание основы проектной деятельности в области психологии; – умение реализовать экспериментальные исследования, включающие компоненты проектной деятельности; – владение навыками разработки и реализации исследовательских проектов |
Тема 4.2. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод | Изучение литературных источников по теме занятия Написание реферата. Написание реферата, доклада, подготовка выступления, презентации | | | ОК-5: – знаниесодержательных аспектов гипотетико-дедуктивного метода; – умениеанализировать и обобщать накопленный опыт в области психологических исследований с помощью гипотетико-дедуктивного метода; – владение навыками гипотетико-дедуктивного метода в ходе организации, проведения, обработки и анализа экспериментальных и эмпирических исследований в области психологии ПК-24: – знание основ проектной деятельности в области психологии; – умение реализовать экспериментальные исследования, включающие компоненты проектной деятельности на основе гипотетико-дедуктивного метода; – владение навыками разработки и реализации исследовательских проектов |
Раздел 5. Основы планирования психологического эксперимента и классификации экспериментальных схем | | | | |
Тема 5.1. Компоненты содержательного и формального планирования эксперимента | Изучение литературных источников по теме занятия Подготовка доклада и его электронной презентации по теме занятия | | | ПК-6: – знание современных психодиагностических и эмпирических методов исследования в различных областях психологии как компонентов содержательного планирования; – умение планировать и проводить исследования познавательных и личностных особенностей; – владение различными видами планов экспериментального исследования. ПК-18: – знаниесовременных дидактических приемов оптимизации психической деятельности человека; – умение планировать, организовывать и проводить экспериментальные исследования, включающие коррекционные, реабилитационные, обучающие программы; – владение навыками применения различных дидактических приемов в экспериментальных исследованиях разного вида. ПК-27: – знание современных методов и способов профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – умение составлять индивидуальные планы профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – владение навыками реализации программ профессионального и личностного самосовершенствования. ПК-28: – знаниесовременных инновационных технологий проведения инновационных психологических исследований; – умение проводить психологические исследования с использованием современных психологических технологий; – владение навыками проведения инновационных исследований в различных сферах жизнедеятельности с использованием различных технологий |
Тема 5.2. Классификация экспериментальных планов | Изучение литературных источников по теме занятия Написание реферата. Проведение сравнительного анализа экспериментальных планов (выделение положительных и отрицательных сторон) | | | ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии с помощью различных экспериментальных схем; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Тема 5.3. Факторный эксперимент | Изучение литературных источников по теме семинара. Подготовка доклада и его электронной презентации по теме семинара | | | ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Раздел 6. Валидность экспериментов как цель экспериментального контроля | | | | |
Тема 6.1. Планирование как средство повышения валидности эксперимента | Изучение литературных источников по теме занятия Написание реферата. Разработка плана экспериментального исследования. Составление схемы проверки валидности. Разработка глоссария по теме | | | ОК-14: – знаниесовременных нормативных правовых документов организации исследовательской деятельности (например, кодекс практического психолога, требований к методологической основе исследования и др.); – умениесоотносить нормативные правовые документы с содержанием практической деятельности психолога; – владениеэтическими принципами проведения исследований с участием человека |
Тема 6.2. Виды валидности в экспериментальном исследовании | Изучение литературных источников по теме семинара. Составление глоссария. Проведение сравнительного анализа видов валидности | | | ОК-14: – знаниесовременных нормативных правовых документов организации исследовательской деятельности (например, кодекс практического психолога); – умениесоотносить нормативные правовые документы с содержанием практической деятельности психолога; – владениеэтическими принципами проведения исследований с участием человека |
Раздел 7. Типы психологических экспериментов | | | | |
Тема 7.1. Типы экспериментов в психологии | Изучение литературных источников по теме занятия. Написание реферата. Разработка плана экспериментального исследования по одному из типов. Анализ научных работ с целью определения типа экспериментального исследования | | | ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии с применением различных типов экспериментов; – умение проводить прикладные исследования различных видов и типов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Тема 7.2. Виды экспериментального исследования | Изучение литературных источников по теме занятия. Написание реферата, доклада, подготовка электронной презентации по одному из вопросов занятия. Составление сравнительной таблицы достоинств и недостатков видов экспериментальных исследований | | | ОК-14: – знание видов экспериментального исследования; – умениеорганизовывать исследование различного вида; – владениенавыками организации, проведения, обработки данных экспериментального исследования различного вида. ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований различного вида в области психологии; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Раздел 8. Корреляционный подход в психологических исследованиях | | | | |
Тема 8.1. Корреляционный подход и экспериментальное исследование | Изучение литературных источников по теме занятия | | | ОК-6: – знание основных методов эмоциональной и когнитивной регуляции психических состояний; – умениеанализировать содержание своей профессиональной деятельности и соотносить способы регуляции своего поведения и состояния с содержанием и результатами исследовательской деятельности; – владение методами анализа практической деятельности и способами когнитивной и эмоциональной регуляции психических состояний экспериментатора и участников эксперимента. ОК-9: – знание современных математико-статистических методы анализа научных данных; – умение анализировать и обобщать накопленный эмпирический материал с помощью различных методов первичной и вторичной обработки данных; – владение различными статистическими программами обработки данных (бланковыми и компьютерными). ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Тема 8.2. Корреляционный подход и использование статистических мер связи | Изучение литературных источников по теме занятия. Изучение научных источников (статей, монографий, авторефератов) с целью рассмотрения видов корреляционного анализа результатов экспериментальных исследований | | | ОК-9: – знание современных математико-статистических методы анализа научных данных; – умение анализировать и обобщать накопленный эмпирический материал с помощью различных методов первичной и вторичной обработки данных; – владение различными статистическими программами обработки данных (бланковыми и компьютерными). ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Раздел 9. Квазиэкспериментальный подход в психологических исследованиях | | | | |
Тема 9.1. Общая характеристика квазиэкспериментальных исследований | Изучение литературных источников по теме занятия. Написание реферата | | | ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных квазиэкспериментальных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные квазиэкспериментальные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных квазиэкспериментальных исследований различных аспектов личности, коллектива |
Тема 9.2. Виды квазиэкспериментальных исследований | Изучение литературных источников по теме занятия. Написание реферата, доклада, подготовка электронной презентации | | | ПК-7: – знание особенностей планирования и проведения современных прикладных квазиэкспериментальных исследований в области психологии; – умение проводить прикладные квазиэкспериментальные исследования различных видов; – владение приемами анализа результатов прикладных квазиэкспериментальных исследований различных видов |
Раздел 10. Методологические вопросы организации психологического исследования | | | | |
Тема 10.1. Эксперимент как вид практической деятельности исследователя | Изучение литературных источников по теме занятия | | | ОК-3: – знание современных способов научного мышления; – умение рефлексировать над теоретико-методическими основаниями психологической практики; – владение анализом, обобщением, синтезом фактов и теоретических положений. ОК-4: – знание содержательных составляющих методологической основы исследований в области психологии; – умение анализировать и обобщать накопленный опыт в области методологии научного исследования, а также использовать его в организации и проведении своих прикладных исследований; – владение навыками организации, проведения, обработки и анализа эмпирических исследований в области психологии. ОК-19: – знание способов и методов сбора, обработки и интерпретации данных, необходимых для решения проблем профессиональной деятельности; – умение подбирать обрабатывать и интерпретировать методы и методики для изучения различных психологических аспектов; – владение навыками сбора, обработки и интерпретации результатов исследования различных психологических проблем. ПК-24: – знание основ проектной деятельности в области психологии; – умение реализовать экспериментальные исследования, включающие компоненты проектной деятельности; – владение навыками разработки и реализации исследовательских проектов. ПК-25: – знание способы представления, отстаивания и аргументации; – умение планировать и организовывать внедрение результатов исследования в практику; – владение навыками разработки программ по психологическому сопровождению внедрения результатов исследования различных аспектов личности в повседневную практику. ПК-27: – знание современных методов и способов профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – умение составлять индивидуальные планы профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – владение навыками реализации программ профессионального и личностного самосовершенствования. ПК-28: – знаниесовременных инновационных технологий проведения инновационных психологических исследований; – умение проводить психологические исследования с использованием современных психологических технологий; – владение навыками проведения инновационных исследований в различных сферах жизнедеятельности с использованием различных технологий |
Тема 10.2. Эмпирические данные экспериментального исследования | Изучение литературных источников по теме занятия | | | ОК-14: – знаниесовременных нормативных правовых документов организации исследовательской деятельности (например, кодекс практического психолога); – умениесоотносить нормативные правовые документы с содержанием практической деятельности психолога; – владениеэтическими принципами проведения исследований с участием человека. ПК-27: – знание современных методов и способов профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – умение составлять индивидуальные планы профессионального самообразования и личностного самосовершенствования; – владение навыками реализации программ профессионального и личностного самосовершенствования |
Итого | | | |