Онтопсихология и онтопсихолог

Направление онтопсихология создано в 70-х годах XX века доктором психологии, социологии, теологии и философии профессором А. Менегетти.

Онтопсихология переводится, как Учение о бытии Души (греч). Абсолютная новизна и сложность онтопсихологии, как научной дисциплины заключается в том, что данная область знания касается именно того, что в значительной мере утрачено современным человеком в результате его исторического развития.

Чтобы понять особенности и место онтопсихологии среди других направлений психологии необходимо провести краткий анализ. Каждое направление современной психологии изучает один из модусов того безгранично сложного, что представляет собой человек. Психоанализ – соотношение структур Эго и Сверх Я; Юнгианский анализ – взаимовлияния Эго, Коллективного бессознательного и его основных архетипов; Гуманистическая психология - высшие ценности, самоактуализация личности; Бихевиаризм – стимулоориентированные аспекты сознания; Экзистенциализм – модусы интенциональности и иерархии личности; Когнитивная психология – субъективность и биокомпьютерные функции; Психодрама – спонтанные механизмы и креативность и т.д. Онтопсихология также как и другие современные направления исследует психологию человека в одном из аспектов, а именно в аспекте первичной причинности психической деятельности, разворачивающейся в различных социо-исторических условиях.

Сегодня большинство людей не сомневается в том, что есть нечто, что существует в нас, рожденное прежде нас и продолжающее свое существование после. Точно так же представляется, что человек не есть ограниченное размерами тела и пространством индивидуального ума существо, а открытая многомерная мыслящая субстанция. С подобной точки зрения примерно до 1970 г. поле современной психологии было по сути однородно в том плане, что все школы изучали психологию человека начиная с момента рождения и до окончания жизни, считая при этом сознание изначально «чистым листом бумаги» с врожденными инстинктами, а коммуникации ограничивающимися пятью органами чувств. Область знаний о личностных, рациональных объективно-обусловленных психологических процессах. Однозначным выводом всех психологических школ без исключения явилось признание того, что проблемы психологического характера возникают только в пространстве столкновения индивидуальности с социумом.

Общим для всех направлений данной группы является ориентация на социальную успешность, что само по себе возражений вызвать не может. Проблематично то, что критериями становления принимаются ценности и дирекции того же самого социума, который и привел человека к неблагополучию. Итогом психотерапевтической работы становиться адаптация, пусть даже очень высокая адаптация к социо-культурной среде, но все-таки не более чем адаптация. Собственно, индивидуальность, которая наиболее ценна для человека, которая является как раз противоположной центробежным процессам общества, оставалась без внимания. Душа, как сущность не принималась к рассмотрению.

После 1970 года одновременно образуются две принципиально отличные от существующих школы – онтопсихология и трансперсональная психология, которые исследуют человека на его глубинном уровне первичных базовых принципов, предшествующих любым детерминантам постнатальной жизни. Однако, и онтопсихология и трансперсональная психология не ограничиваются рубежом рождения, а прослеживают действие базовых жизненных принципов на всю жизнь человека, что до сих пор вообще не принималось в расчет. Между самими этими школами есть существенная разница. Трансперсональная психология предлагает в качестве главного метода постижения сути и нахождения точек опоры для человека (речь идет о терапевтической, философской и когнитивной стратегии) традицию живой практики соучастия через непосредственное проживание контакта со сверх ординарным, как вне пространства Я, так и внутри его. То есть освоение высших моральных принципов и универсальных законов бытия и как следствие становление и восстановление поврежденных психологических структур через практику медитаций, религиозного опыта, трансовых и инсайтных состояний, холодинамических техник. Если еще раз уточнить картографические зоны, то трансперсональная психология тяготеет к личностным и надличностным аспектам, а онтопсихология к личностным и доличностным.

Онтопсихология, основываясь на обширной клинической практике и метафизическом опыте, при этом предлагает иную стратегию – осознанный переход от стереотипного бытия к бытию интенциональному на основе математически выверенных действий. Прикладная задача онтопсихологии та же самая – успешность человека. Маяки принципиально иные – априорное Я субъекта в социо-историческом контексте. Существующие общественные ценности становятся не самоцелью, а лишь антуражем в границах которого развертывается успешность личности. Под успешностью понимается не только достижение социального признания и обретение определенного материального благосостояния, но и сокральная успешность – здоровье, психологический комфорт, эстетическая наполненность. Онтопсихология предоставляет подробную и законченную структурно-динамическую топологию человека в аспектах иерархии смысловых модусов, причинности и жизнеполагающих принципов. Итогом становиться не адаптация к среде, как таковая, а самосозидание Я и созидание среды, когда адаптация становиться естественным и гармоничным процессом. Возможно ли находясь в социуме стать свободным от него? Онтопсихология говорит - да, возможно, если рассматривать свободу не как анархический беспредел желаний и поступков, а как действительную потребность индивида. То есть, в пространстве жизни не рождаются потребности, которые не могут быть удовлетворены. Задача человека вернуть себе однажды утраченное естество. В онтопсихологии данный процесс обозначается термином метанойя – прогрессивная реорганизация ментальных и поведенческих моделей, переориентация от Я – сформированного семейными, общественными, религиозными, культурными и другими стереотипами, на Я – истинное, изначальное. Идея реорганизации в том, что только врожденный мыслящий центр (Онто Ин-се) человека обладает знанием о лучшем, необходимом и победном для индивида. Безошибочное отслеживание интенций Онто Ин-се, как гаранта точности, осуществляется через анализ сновидений, практики имагоки, синемалогии, мелолистики и мелоданса.

Было бы неверным полагать, что онтопсихология, изучая наиболее фундаментальные пласты человеческой психики, может сообщать лишь данные общего порядка и не в состоянии решать насущные задачи, сопровождающие жизнь каждого человека. Наоборот, онтотерапевтические методики исключительно эффективны в области практической психологии. Более глубинный по сравнению с другими направлениями психологии анализ способен устранить причины неблагополучия в корне и соответственно вызвать тотальное оздоровление всей вышестоящей психологической структуры в целом. Как и другие школы онтопсихология работает с неблагополучными клиентами, страдающими зависимостями (в широком смысле), психологически дезориентированными, ослабленными, ошибающимися. Кроме того, онтопсихология в отличие от других школ обладает необходимым знанием для работы с благополучными клиентами – бизнесменами, политиками, людьми искусства и науки в плане вывода их на более высокие уровни успешности за счет открытия резервов интуиции и креативности.

Онтопсихология заполнила последнюю неисследованную область - сущностную субъективность Души и безусловно стала фундаментом для всей психологической науки в целом.

Отличие онтопсихологии от всех предшествующих школ состоит в открытии и детальном исследовании трех изначальных аспектов человеческой психики:

1. Онто Ин-се. (в русском переводе равнозначно понятию Душа). Базовый проект природы, составляющий суть человека (существует до рождения) – мыслящее ядро, структурирующее психобиологическое единство индивида и осуществляющее историческое самосозидание. В своем становлении человек успешно реализуется в интеллектуальном, социальном и психологическом плане только в том случае, если его действия совпадают с интенциональностью (направленным намерением) Онто Ин-се, в противном случае человек проигрывает или заболевает. Только Онто Ин-се гарантирует реальное восприятие окружающего мира. По целому ряду причин событийного характера (психологические травмы, семантическая экспансия окружающих, морально-нравственные нормативы, доступ ума к собственному Онто Ин-се может быть частично или полностью заблокирован. В результате действующим фактором становиться не истинное Я человека, а его «суррогатное Я» сформированное другими.

Онтопсихология впервые вводит понятие экзистенциальная шизофрения – раскол между рациональным сознанием и Онто Ин-се (Душой). Подобная форма раскола закладывается в возрасте 2-3 лет и в большей или меньшей степени присутствует в каждом современном человеке. Раскол может быть и должен быть ликвидирован. (Если, конечно, человек всерьез настроен быть счастливым и успешным)

2. Семантическое поле. Особый (полевой) вид материи – главная коммуникативная составляющая для переноса информации между индивидами, индивидом и природой, индивидом и вселенной. Семантическое поле перемещает информационный код, мгновенно и на неограниченное расстояние. Код, посредством которого в человеке структурируются эмоции, мышление, органические процессы. (До появления онтопсихологии наука не решалась рассматривать коммуникации выходящие за рамки вербального, инстинктивного или образного кодов).

Онтопсихология впервые исследует и вводит понятие негативной психологии. Семантическое поле может нести как позитивный код так и деструктивный в зависимости от своего «индивида-транслятора». Негативность семантического кода всегда зарождается там, где есть «предательство» своего естества, забвение своих сокровенных интересов. Негативный код частично или полностью (в виде болезней или психологического неблагополучия) может компенсироваться на самом индивиде, в таком случае трансляция на окружающих слабо выражена или отсутствует.

3. Монитор отклонения. (от лат. Moneo – то, что подсказывает, исправляет, цензурирует. Deflecto – сбивает с пути, поворачивает в другое направление). Программа, которая конденсируется в клетках головного мозга, искажая аутентичные (соответствующие личному проекту) мысле-образы и заменяя их на чужие. (Если Коллективное бессознательное - это проекция всеобщего знания на индивидуальность, формирующая СверхЯ, то монитор отклонения – это механизм, абсолютизирующий СверхЯ и разрушающий различие между прогрессивной и деструктивной составляющими знания по отношению к индивиду, что приводит к дезориентации и потере человеком своей индивидуальности).

Монитор отклонения – вынужденная реальность современного человеческого общества, но степень его проявления может быть различной от минимальной до всеобъемлющей. Задача онтопсихологического консультирования и терапии состоит в ликвидации монитора отклонения и возвращении человеку его ума в полном объеме. Ликвидация монитора отклонения восстанавливает утраченную интуицию, устраняет деструктивные психологические стереотипы.

Принципы работы онтопсихолога. Этика онтопсихолога. Отличия онтопсихолога от специалистов других школ.

Хотелось бы кратко обозначить основные методы работы онтопсихолога, так как на сегодня данная профессия является редкой и малоизвестной даже в среде специалистов.

На стадии консультирования онтопсихолог во многом использует такие же инструменты, что и любой другой современный психолог.

1. Лингвистический анамнез и биография клиента

2. Углубленный (частный) анализ заявленной проблемы

3. Физиогномический и кинетико-проксемический анализ

4. Проективные тесты (рисунки)

5. Онейрический анализ (сновидения)

Кроме этих пяти «стандартных» инструментов используется 6-й и самый важный, входящий только в компетенцию онтопсихолога – анализ семантического поля. Суть данного инструмента состоит в том, что онтопсихолог – специалист, обладающий сверхординарным восприятием, наблюдает семантическое (эфирное, информационное) поле клиента. Феномены семантического поля, его энергетические конфигурации, дают возможность определить смысловые динамики бессознательного, Анализ семантического поля позволяет онтопсихологу, зачастую, практически мгновенно понять бессознательный проект рефлективной матрицы.

Анализ семантического поля – главный инструмент онтопсихолога и именно он накладывает на данную профессию строгие обязательства.

Во-первых наблюдать семантическое поле может только человек, обладающий особой сенситивностью. Такая способность открывается, как данность только у тех, кто завершил собственный процесс метанойи (приведения своего логико-исторического Я в полное соответствие с Я априорным). Для этого недостаточно просто пройти академический курс и освоить теоретические и практические блоки науки онтопсихологии. Метанойя процесс достаточно длительный, занимает подчас многие годы. Это глубоко личный процесс, и учитель, если таковой имеется, может помогать будущему онтопсихологу лишь условно, так как индивидуальность может воссоздаваться только с опорой на себя и ориентируясь только на самое себя.

Во-вторых необходимость правильного прочтения семантического поля требует от онтопсихолога предельно широкого кругозора относительно культурных, этнических, религиозных, исторических и других традиций. Если онтопсихолог в лице своего клиента столкнется с незнакомой ему традицией, то не сможет идентифицировать наблюдаемое семантическое поле и соответственно разъяснить клиенту суть происходящего.

В-третьих онтопсихолог должен быть абсолютно индифферентен по отношению ко всем традициям, морально-нравственным принципам и ценностям в противном случае собственные семантические проекции также приведут к ошибочным интерпретациям.

В рамках известных понятий онтопсихолог может быть позиционирован, как человек высшего духовного состояния. Номинально онтопсихолог - профессия, но фактически образ жизни, когда индивидуальность, раскрывая себя во всей возможной полноте интегрируется в прогрессивные проекты созидания общества, биосферы и космосоциума. Все это делает освоение данной профессии весьма и весьма сложным делом.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(Концепции и схемы восточной и западной психологии)

Интегральная психология ни в коей мере не является простой суммой достижений ведущих психологических школ. Так же не ставится задача формирования универсального психологического знания, созданного по принципу квинтэссенции существующих теорий. Интегральная психология ставит две основных цели. Первая – создание всеобъемлющей топографии психологического в человеке - концептуальной схемы, разработанной настолько детально, что бы в нее могли быть интегрированы все прогрессивные достижения психологии настоящего и будущего. Вторая – создание ясной концептуальной картины панпсихического пространства в котором Эго совершает свой путь. (Понимая под Эго диалектику ноуменального и феноменального). Первая цель условно обращена к внутреннему в человеке, вторая к внешнему. При этом Интегральная психология не ограничивается дидактикой структурного для других психологических школ, а предлагает открытые векторы и горизонты для построения гностических и терапевтических конструкций с учетом будущих открытий и изменения паттернов восприятия в ходе эволюционирования самого человека (в данный момент мы приближаемся к кардинальному переходу на новую ступень развития).

Своеобразная топография психологического в человеке существует и в западной науке, однако все имеющиеся модели представляют собой хотя и сложно-разветвленные, но плоскостные структуры. Минусы плоскостных моделей развития сознания, присущие: психоанализу, когнитивной психологии, гуманистической психологии, бихевиаризму и другим школам происходят из-за неполного и ошибочного видения всей широты психологического пространства человека. Западная модель распознает во вселенной единственный разумный (психический) субъект – человек. Восточная психология рассматривает (не только гипотетически, а практически через просветленное сознание) все сущее, как наделенное психическим полем, соответственно и разумом. (Человек в иерархии панпсихического разума занимает далеко не верхнюю строчку).

На рис.2 условно показаны зоны и уровни субъективного с точки зрения восточной и западной психологии. (Внутренний круг - территория западной психологии, внешний – восточной)

Строго говоря, западная модель не отрицает наличие поля, как суммы квантов каждого психического движения в человеке, но со времен К. Левина так и не продвинулась, далее первого опыта. Развитие теории зашло в тупик, так как в основе концепции (на рис.5 представлена знаменитая «картофелина» Левина) лежит ошибочное представление о том, что субъект (человек) генерирует психическое поле (хотя признавалась и опосредованная «валентность» окружающих предметов). В то время, как в действительности, человек является операндом микроуровня макропсихического поля, генерируемого иерархиями разумной вселенной.

В западной модели отсутствуют доперсональный и надперсональный психологические уровни. Процесс познания представляется как линейное восхождение к неким когнитивным формациям между временем рождения и смерти. Пространство когнитивного представляется количественным, а не качественным, причем замкнутым само на себя. Качество (самоощущение человека) представляется в конечном счете функцией от количественных факторов жизни. Восточная психология рассматривает психическую деятельность человека непрерывной, понимая временной период между рождением и смертью, как частный случай – квантовый скачек сознания в мир материи. Рис.6

Ошибочно полагать, что доперсональная (родовая) психология являет собой «мертвую букву» истории. Доперсональная психология (можно условно считать ее еще одним модусом коллективного бессознательного (К. Г. Юнг прекрасно знал об этом)) является полноценным механизмом каждого человека (Юнг называл в некоторых работах духов "бессознательными личностями", "расщепленными личностями" или "комплексами"). Точно так же и надперсональная психология представляет собой живую динамику эволюционирующего сознания и в сумме всего того, что было прожито, познано, прочувствовано и осмыслено в персональный психологический период.

Хуже всего обстоит дело с эмоциями. Современная психология, возраст которой исчисляется сотней с небольшим лет, не знает и не принимает в расчет существование инфраэмоций (первичных базовых эмоций), названия которым есть только в восточной психологии: ананда, самадхи, нирвана, бодхи. Восточная психология, возраст которой составляет десятки тысячелетий, воспринимается научным миром как архаичная философия или религия, но не психология (этому будет посвящена отдельная статья). Не стоит полагать, что подобные эмоции – удел только тех, кто занимается духовными практиками (кстати, количество практиков стремительно растет). Каждый ребенок переживает их в полной мере, их и только их. Каждый из нас был там! У ребенка отсутствуют эмоции, присущие взрослому человеку. Именно эти базовые (инфраэмоции) повреждаются в детском возрасте в результате патологического импринтинга семьи и интервенции коллективного бессознательного. На место первичных базовых эмоций, приходят всем нам известные: страх, гнев, раздражение, злость, ревность, ненависть, зависть и пр. С этими эмоциями так безуспешно подчас работает современная психология, поскольку принимает их за истинные, в то время как они являются принципиально чужеродными для человека трансформами. С трансформами можно и нужно работать, но цель должна быть не гармонизация их (что пытается делать западная психология), а возвращение к первичным базовым эмоциям. Такое понятие как Просветление в западной психологии не просматривается даже в зачаточном состоянии, а между тем просветление является полновесным, по сути единственным ноуменальным состоянием психики, в отличие от всех остальных феноменальных ролевых модальностей (гештальты, сцены, паттерны, метапрограммы и пр.). Просветленное сознание – норма здорового, развитого человека. Все прочее представляет собой «болезнь» нового времени. Рис.4.

Этот же рисунок иллюстрирует одну из наиболее сложных тем Эго-психологии. Для западной психологии основополагающим является утверждение о личности как «Источнике поведения и связующем центре между самой личностью и ее окружением» Сами личности представляются, хотя и социально обусловленными, но автономными субъектами. Восточная же психология, определяет, что субъективность человека не более чем феномен сознания (О.П.С. – ординарный паттерн сознания). Каждый, кто перешагнул рубеж просветления со всей очевидностью убеждается, что мы имеем дело не с автономным ядром, а потоком сознания (имеющим начало, но не имеющем конца), исходящим из единого, где сама постановка вопроса о субъективности теряет всякий смысл. (Интегральная психология использует концепцию личности, в том виде, как она понимается западной психологией, в рамках локальных программ на начальном этапе психотерапии)

При всех своих «недостатках», западная психологическая школа совершила грандиозную исследовательскую работу и дала современному человеку необходимый инструмент для аутентификации. На рис.1 показана структурная схема сознания, признанная всеми современными школами. Незначительные различия могут касаться выделения подзон: предсознательное, перцептивная система, эмотивная и др. По-разному понимаются механизмы формирования и функционирования ядер и планов психической структуры. Различны терапевтические подходы. Однако, данная система доказала свою относительную эффективность.

Мы говорим «относительную эффективность» потому, что ее критерии сегодня замкнуты сами на себя. Западную психологию правильнее было бы назвать социоадаптологией, поскольку она решает вопросы адаптации человека в конкретной социо-культурной среде. Об этом в статье издержки гуманистической психологи. Второе – что бы не говорили, а статистика отставленной эффективности дает очень низкие показатели, особенно в части запросов глубинного личностного роста.

Резюмируя этот краткий обзор, позволим себе высказать такую мысль. На современном этапе развития необходимо интегрировать достижения западной и восточной школ, но начинать процесс метанойи необходимо с использования западных методик. Слишком серьезный разрыв в психическом поле между изначальным (душа) и операционным (интеллект) наблюдается сегодня у большинства людей. Не случайно А. Менегетти – человек высочайшего просветления в своих трудах даже не упоминает о восточной психологии. Нет смысла прикасаться к высшему прежде чем будут расчищены авгиевы конюшни бессознательного. Только в его трактате «Основы философии» обозначены горизонты следующего этапа. «Несомненно, в высшем свете онто Ин-се можно придти к самому продвинутому откровению, поскольку все великие пророки (призванные непревзойденными свидетелями Богооткровения) использовали онто Ин-се: достигая активнодействующего потенциала онто Ин-се, мы приходим к той нормальной истине, которая может быть подчерпнута также из ряда религиозных откровений … Этим распахивается онтовидение и Ин-се, постигая себя отсутствием всякого феномена, становится очевидным экстазом в Начале-Отце всех вещей»

На рис.3 можно видеть, что западная психология (сколь изощренной бы ни была попытка представить структуру сознания) представляет собой (флатландия, как называет ее К. Уилбер) маленькую плоскость в картине действительных масштабов сознания человека. С другой стороны и восточная психология сама по себе будет одномерной топландией не способной вывести человека из тупика коллективного сознания.

Интегральная психология предлагает объемную многосекторную и многоуровневую модель. Данная модель, основана на результатах масштабных исследований Западной и Восточной психологии. Лидером Интегральной психологии сегодня, бесспорно, является К. Уилбер.

Учение интегральной психологии построено на ряде оригинальных постулатов.

Центральным является понятие о «Великом Гнезде Бытия». Смысл Великого Гнезда Бытия чрезвычайно глубок и значим, не только как концепция мироустройства, но и потому, что он является пожалуй единственным универсальным понятием на протяжении всех последних тысячелетий для философии, культуры, научных академий, а теперь и молодой по сравнению с ними науки психологии. Значит, может быть принят в качестве основополагающего. Великое Гнездо Бытия схематически можно представить в виде ряда концентрических сфер, где каждая более высокая охватывает и включает в себя все более низкие. Принцип построения сфер – от причины к следствиям, от поля к материи, от Бога к человеку. Великое Гнездо Бытия можно приравнять к пространству сознания. Сознанием пронизаны все формы материи, как полевые так и физические.

Эта идея не нова. Еще Фехнер, личность в психологии более чем уважаемая, в своем труде «Начала Психофизики» (1850) указывал: «Вся вселенная имеет духовный характер, а феноменальный мир физики представляет собой лишь внешнее проявление этой духовной реальности, восходящей к Богу». «..Божественный дух суть одно, всезнающее и всесознающее, т.е. обладает всем сознанием вселенной и таким образом содержит в себе все индивидуальные сознания…в более высокой и высочайшей взаимосвязи». «Это объединение не нарушает, но обуславливает нашу индивидуальность, которая по своей природе имеет лишь относительный характер». «Как земля вовсе не отделяет наши тела от вселенной, но соединяет нас с вселенной и включает в нее, так и Дух Земли, отнюдь не отделяя наши духи от божественного духа, образует более высокую индивидуальную связь каждого высокого духа с духом вселенной». Подобный взгляд сам Г.Фехнер считал светлым взглядом, в противовес восприятию материи как косной, лишенной какого-либо телеологического значения, который он называл темным взглядом. К сожалению, классическая психология, восприняв многое из трудов Фехнера, пришла к отрицанию Духа и Души в их единстве. И по сей день в западной психологии господствует темный взгляд.

Следующими понятиями интегральной психологии, являются:

Базовые уровни сознания (Холархии) – качественно различные уровни организации сознания.

Базовые структуры сознания (Холоны) – устойчивые целостные паттерны бытия и сознания. (Холоны представляют собой множественные структуры, вложенные в Холархии)

Базовые волны сознания – представляют собой динамическую (вертикальную) составляющую развития сознания.

Развитие человека представляет собой индивидуально-асинхронное волновое движение через Холоны и Холархии в пространстве Великого Гнезда Бытия. Причем, в разных жизненных обстоятельствах человек может находится на разных волнах, а аспекты его сознания могут находится на многих волнах одновременно! Интегральная психология рассматривает развитие индивидуума, как движение через принципиально различные реальности возрастающей духовности в противовес к линейно-количественному подходу, принятому в современной психологии. В свою очередь постигаемые реальности не являются заданными высотами, а являются потенциальностями, которые будучи актуализированы в сознании, могут достигать безграничных величин формы и содержания. Движение через реальности: тело-ум-душа-дух осуществляется на любом уровне развития - их может постигать индивидуум, находящийся даже в самой начальной стадии развития. Глубина постижения будет различной. Согласно интегральной психологии развитие не может быть умозрительным. Развитие – это принятие реальности и одновременное включение в эту реальность.

Работа интегрального психолога заключается в определении «зависшего» участка сознания, как в «прошлом» клиента, так и в «настоящем», подразумевая под этим блокировку эволюции сознания на уровнях развития превышающих гносеологический стандарт современного человека и «подъем зависшего» участка на должный уровень актуализации.

НЛП (Нейро-лингвистическое программирование)

– направление психологии, оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности - лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и его психологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. НЛП - исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат». Слабостью НЛП, по мнению многих специалистов (мы к этому мнению присоединяемся), является отсутствие осмысления «картины мира» и построения адекватных моделей поведения, способных эффективно работать в самом широком диапазоне задач, в изменяющихся условиях реальности.

КОУЧИНГ

сформировался в 90-е годы XX столетия (тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента) (Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп). Коучинг – причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями - life, то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате психологического (до конца не изученного) взаимодействия коуча и клиента-игрока.

Коучинг – это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.

Коучинг, обычно, проводится в формате сессий от получасовых до часовых, возможно по телефону, что может быть в ряде случаев очень удобным.

Сомневаюсь, что формат статьи позволит в полном объеме раскрыть эту тему, описать коучинг с разных сторон: историю возникновения, философию, цели и задачи, методы работы, и многое другое. Это объем, как минимум, одной книги. Поэтому начну с малого, с ответов на вопросы:
направления коучинга;
кому нужен коучинг;
его отличие от других видов консультирования и обучения;
кое-что из основ его философии, задач, как проходит.
И начнем, пожалуй, традиционно – с определения.


Коучинг – профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, за минимальное время и с минимальными усилиями. Это один из методов консультирования, возник 20 лет назад, разработан психологом и бизнес-консультантом Томасом Леонардом, а так же его коллегой Джоном Уитмором. Коучинг вобрал в себя все лучшее от психотерапии, психологического консультирования, бизнес-тренингов, наставничества, консалтинга и менеджмента.

Направления коучинга:

Бизнес-коучинг: решение задач, поиск ответов на вопросы в плоскости профессиональной деятельности человека – то есть в бизнесе. Здесь два направления работы:
Коучинг для руководителей – все о вопросах управления, руководства, направления организации и сотрудников. А точнее: лидерские технологии, построение команды, конфликты, корпоративная культура, мотивация персонала, реорганизация, реструктуризация, стратегическое планирование, и т.п.;
Коучинг для рядовых сотрудников компании: как войти в коллектив, став своим человеком; как научиться встраиваться в любую команду, в любую компанию с разными стилями управления, как находить общий язык с разными руководителями; конфликты с руководителем и коллегами; как преодолеть кризис профессионального роста; как пройти собеседование, испытательный срок; как сделать карьеру; как достойно выступить на совещании, представить свой проект; тайм-менеджмент; решение профессиональных задач (например, для торгового представителя – как грамотно работать с возражениями потенциального клиента), и многое другое.


Личностный коучинг: решение проблем, задач, поиск ответов на вопросы в плоскости личной жизни. И здесь два направления:
Коммуникативное – выстраивание, налаживание отношений с окружающими людьми (близкими, друзьями, семьей);
Личностное – работа клиента со своей личностью – уверенность в себе, адекватная самооценка, осмысленность жизни, самоопределение в жизни (кто я? куда и зачем жить? почему именно так, с этим человеком? и т.п.), поиск внутренних сил, источников бодрости и активности, стрессоустойчивость – как управлять эмоциями, и многое другое.


Целевая аудитория:

Кому нужен коучинг?
Всем, кто понимает, что жизнь – это движение, а смерть – остановка. А двигаются те, кто имеет смелость желать большего, чем есть сейчас, кто готов время от времени пересматривать свои привычные стратегии (жизни, общения, работы) и повышать качество своей жизни и/или работы. Если же говорить чуть серьезнее, то целевая аудитория коучинга делится на тех, кто использует его – на пользователей, и клиентов коучинга.

Пользователи – это люди, чья работа так или иначе связана с менеджментом, либо – консультированием, лечением, обучением. Это менеджеры, что уже пришли к пониманию того, что старые методы управления подчиненными не только не способствуют их эффективной работе, но и подавляют инициативность, делают подчиненных безответственными, работающими «для галочки», не желающими вкладываться в компанию временем и силами. Это менеджеры по персоналу, что ищут новые способы построения кадровой политики, пути формирования лояльности персонала, болеющего за компанию душой. Это консультанты, психологи, психотерапевты, ищущие новые эффективные методы работы.

Клиенты – от бизнесменов до домохозяек. Все, кто готов стать самодостаточным в бизнесе, личной жизни. Самодостаточность, это когда вам будет достаточно самого себя (собственных знаний) для постановки и достижения целей, решения задач личных и профессиональных. В каких областях жизни? Посмотрите еще раз «Направления коучинга».

Чем коучинг отличается от психотерапии, консультирования, тренинга?

Психотерапия – область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия на людей с целью избавления их от психологического дискомфорта. Вы пришли к психотерапевту, у вас есть какой-то дискомфорт, например, повышенная тревожность. Психотерапевт с вами поработал, дискомфорт убрал, и на этом свою работу закончил. Сфера деятельности психотерапии – пограничная, между медициной и психологией.

Консультант – дает советы и рекомендации. Вы рассказали о проблеме, консультант вас выслушал, если надо – провел диагностические мероприятия, вы совместно сформировали образ желаемого результата, затем на выбор консультант предлагает несколько вариантов решения вашей проблемы. Вы рекомендации принимаете или нет.

Тренинг – кладезь приемов, техник и прочего инструментария, которым вас на тренинге учат пользоваться. На тренинге – вас учат.

Коучинг – вроде бы о том же: вы приходите с задачей, коуч помогает вам ее решить. Но… устранив психологический дискомфорт у клиента, коуч закончит свою работу только когда будет гарантия, что дискомфорт ушел навсегда, а клиент научился его предупреждать – сам, без чьей бы то ни было помощи.
Коуч дает советы и рекомендации, может выступать в роли тренера, но только в самую последнюю очередь – если совет попросил клиент. Например, у него нет времени вместе с коучем разбираться в ситуации – нужен быстрый ответ: куда вложить деньги.

Что же тогда делает коуч?
Основное отличие коучинга от других методов консультирования, обучения, и, в том числе, менеджмента состоит в том, что коуч не дает клиенту (а менеджер своему подчиненному) готовых решений и ответов, не указывает, что и как надо делать, а помогает ему найти наилучшее решение самостоятельно.

Основная философия коучинга – человек сам знает, как решать свои задачи, ему нужно лишь немного помочь. Как в одной старой истории про лошадь и якобы Карла Роджерса: «Однажды деревенский мальчик (Роджерс) увидел заблудившуюся и забредшую к ним на ферму незнакомую лошадь. Он взял да и отвел ее хозяину. Хозяин удивился: откуда мальчик узнал, куда надо вести лошадь? «А я и не знал – лошадь знала. Я только не давал ей сбиться с пути», - ответил мальчик». Что делал этот мальчик? Он не позволял лошади отвлекаться: слишком часто останавливаться, беззаботно щипать траву, «бегать за бабочками».

Тимур Владимирович Гагин (президент Межрегиональной ассоциации центров НЛП): «Человек сам знает, как ему нужно измениться, или что надо делать и прямо сейчас, и вообще. Может быть он не понимает своего знания, но это знание у него есть».

Вот, а у коуча есть опыт и квалификация «идти за лошадью» - не давая клиенту сбиться с пути. Что будет делать коуч? Он поможет четче осознать ваши цели и их важность, а так же возможные преграды, что мешают вам на пути, ну, или в скором времени могут помешать. Коуч не позволит вам отвлекаться от вашей цели: лениться, «бегать за бабочками», беззаботно прожигать жизнь (забывая о цели).

Как это выглядит на практике?

Коучинг не соответствует традиционным запросам: хочу много, и чтобы самому ничего не делать. Вы придете к коучу и обнаружите, что большую часть времени говорить, ставить цели, искать варианты решений, ответы на свои вопросы будете вы. Коуч будет только спрашивать. Коуч завалит вас вопросами, и некоторые из них будут неприятными. Почему до сих пор не достиг своей цели? Что мешает? Чего боишься? В чем прелесть для тебя до сих пор топтаться на этом месте? Какие есть выгоды для тебя быть неудачником (или, например: постоянно волноваться, быть таким агрессивным)? Менеджер, использующий коучинг, обязательно спросит у вас несколько вариантов ответа на ваш же вопрос.

Значительная часть времени общения с коучем будет посвящена осознанию – какие есть преграды, почему вы до сих пор не получаете желаемое. О каких преградах идет речь?

Как-то одному зоопарку губернатор города N со своей широкой руки подарил белого медведя. Подарить-то подарил, да зоопарк к этому готов не был. Поэтому руководство зоопарка распорядилось временно поместить белого медведя в большую клетку, пока не будет построен специальный бассейн. Но медведь-то белый – большой, поэтому самая просторная клетка, какую нашли в зоопарке, оказалась тесной для полярного гиганта. И медведь делал три шага в одну сторону, грузно разворачивался, задевая прутья клетки, затем три шага в другую сторону, опять грузно разворачивался… Прошло время, бассейн построили, из клетки медведя выпустили, дав ему новые и гораздо большие возможности, но… медведь упорно продолжал делать три шага в одну сторону, грузно разворачивался, вновь три шага в другую сторону, опять разворот… За то время, пока он сидел в клетке, ожидая когда же построят бассейн, он тоже кое-что построил – клетку… внутри себя.

Порою мы бываем этим медведем. Мы ходим вроде бы по просторам своей жизни, но на самом деле – по «просторам» клетки, что есть внутри нас. Для кого-то основа клетки психологическая – из детства, прутьями которой являются его собственные и общественные верования, убеждения, догмы и различные табу. За то время, пока человек ожидает свой «бассейн» - взрослую и самостоятельную жизнь, внутри него выстраивается клетка: «Так нельзя… Можно только так… Тебе не положено… Запрещено… Ты неудачник, делать что-либо стоящее не способен… Ты не привлекателен…, и т.п.». А для другого прутья клетки, это просто-напросто сформировавшийся шаблон поведения, или восприятия других людей. Где-то – давно устаревший и переставший быть эффективным способ работы, или управления подчиненными.

Ограничивающие убеждения, стереотипы, привычки, устаревшие шаблоны поведения, инерция, узость взгляда – вот прутья наших клеток, объекты осознавания – то, что покажет вам коуч. Вернее, коуч будет просто спрашивать, а вы сами увидите эти и другие преграды и ограничения на вашем пути.

Да, коуч будет спрашивать, а не советовать. Коучинг отказывается учительствовать, зная, как это неэффективно.

Когда нас учит жизни кто-то,
Я враз немею:
Житейский опыт идиота
Я сам имею...
Игорь Губерман

Н-да, грустное это зрелище, когда кто-то (порою просто прочитавший несколько книжек) начинает учить человека жить, тем более руководителя, как ему управляться с его детищем (бизнесом, командой сотрудников, семьей).

Вместо поучений коуч бросит вам вызов! Он не позволит навесить на себя ответственность за ваши результаты, за вашу жизнь, тем более – за вашу работу. Лучший эксперт в вашей жизни, работе – ВЫ, а коуч профессионал в другом – в сильных и метких вопросах. Коуч не знает правильных ответов, но знает правильные вопросы. Он помогает вам лучше воспользоваться вашими экспертными знаниями (в вашей жизни и работе): осознать, что происходит, понять себя и то, что вы хотите от жизни и бизнеса, найти верную стратегию, как заполучить желаемое.

Но коучинг не однобок – это не только вызов. Коучинг, это еще и поддержка всех, пусть пока еще слабеньких, ростков ваших желаний. Коуч будет идти за вами, за вашими ответами и решениями, своими вопросами не давая вам сбиться с пути. И это действительно вызов и поддержка одновременно – коуч говорит: «Ты сильный, способный, умелый! Ты сам знаешь как жить, куда и зачем, сам знаешь ответы на свои вопросы (профессиональные в том числе)!». Это вызов вашей лени, неверию в себя, вашим сомнениям. И это поддержка вашим смелым идеям и начинаниям – вера в вашу способность «свернуть горы».

Помимо вызова и поддержки, вопросами коучинг стимулирует ваше самообучение. Слово coach переводится с английского как «тренер». Коуч тренирует не вас, а вашего внутреннего Учителя – ту часть вашей личности, что отвечает за ваше самообучение, что верит в ваши способности, что становится вашей личной палкой-подгонялкой по жизни. Вы сами становитесь учителем для себя – так, что дальше по жизни будете уметь самостоятельно находить и получать нужные знания, правильно ставить цели, выпутываться из проблем.

Здесь в какой-то степени коучинг работает против себя – лишая себя постоянных клиентов. Если вы работаете с профессиональным коучем, то через некоторое время обнаружите, что коуч вам больше не нужен. В своей работе коуч открыт, его вопросы просты и понятны – постепенно вы научаетесь самостоятельно задавать себе эти вопросы – вы становитесь коучем для себя. Так коучинг взращивает вашу самодостаточность.

«Если ты поймал человеку рыбу – ты накормил человека на сегодняшний день. Если ты помог человеку научиться ловить рыбу – ты накормил человека на всю жизнь», - это древнее высказывание один из важных ориентиров работы коуча – его задача «накормить» вас на всю жизнь.

В завершении хочу отметить, что я ни в коем случае не противопоставляю коучинг психотерапии, консалтингу, тренингу, проверенным временем стилям менеджмента. Все присутствует во всем. Как коучинг есть в работе менеджера, психотерапевта, консультанта, бизнес-тренера, так и в коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений, течений, вариантов управления людьми, обучения, консультирования, коррекции. Отличия лишь в структуре работы, ее форме и последовательности, направляющих акцентах. Коучинг, это не самостоятельная дисциплина, это всего лишь метод консультирования, стиль менеджмента. Поэтому может быть коуч-психотерапия, коуч-консультирование, коуч-тренинг, коуч-менеджмент. Приставка «коуч» означает, что работа с вами базируется на философии коучинга, принципах его работы.

Формы коучинга:

Обычно коучинг проходит в форме специальных встреч. Эти встречи принято называть коуч-сессиями. Коуч-сессии могут быть индивидуальными и групповыми. Иногда коучинг проходит без отрыва от реальности. То есть – коуч-сессия включена в реальную деятельность клиента (или группы) – проходит во время совещаний, переговоров, поиска и принятия трудных решений, и т.п. Коуч просто присутствует, наблюдает, если это в ситуации допустимо – задает вопросы, либо задает вопросы после.

Коучинг в менеджменте, это тоже особая форма общения с подчиненными, которая строится по правилам коучинга. Коуч-менеджмент – особая и большая тема, требующая отдельного описания.

Этапы работы на коуч-сессии:

Условно работу на коуч-сессии можно разделить на следующие этапы:
Постановка цели – осознание чего же на самом деле хочешь, ее важности и «вкусности»;
Анализ реальности – что есть в настоящий момент – каковы ресурсы, ограничения, возможности;
Поиск решения;
Составление пошагового плана достижения цели;
По желанию клиента, со стороны коуча поддержка во время движения к цели.

Какова длительность коуч-сессии?

Индивидуальная коуч-сессия длится около 60 минут. Причем ее длительность регламентируется коучем, а не клиентом. Сессия может закончиться через 15 минут, после ее начала, а может и через 80 минут. Коуч знает, когда надо остановиться. При этом, оплата всегда берется ровно за 60 минут, независимо от того, сколько вы на самом деле работали. Почему? Дерзну предположить, что вы платите не за время проведенное с коучем, а за… результат. И если результативнее закончить сессию на тридцатой минуте, коуч закончит ее ровно тогда, когда вашему результату надо.

Каждый раз вы сами решаете, нужна ли еще одна сессия. Бывает достаточно трех-пяти сессий, а при наличии большого жизненного (профессионального) проектов работа может растянуться до полугода.

Каковы условия успешного коучинга?

Со стороны коуча это:
Отношение к клиенту как к зрелой личности, способной самостоятельно решать проблемы, брать на себя ответственность за свои поступки. Если же коуч относится к клиентам как к детям, неспособным найти нужное решение и не желающим брать на себя ответственность, то они и ведут себя соответственно. Садятся на шею коуча (а сотрудники организации – своему руководителю), и просят его нести ответственность за их жизни, вести по жизни за ручку, как неразумных и ни за что не отвечающих детей.
Терпимость к точкам зрения, отличающимся от его собственных и искреннее желание выслушать и понять позицию другого человека. Умение удержаться от преждевременных советов, оценок и решения проблем за других.
Искренняя заинтересованность в том, чтобы клиент (а у менеджера – его подчиненный) добивался успеха. Отсутствие стремления «присвоить победу себе». Это очень важный пункт. Чем профессиональнее коуч, тем незаметнее его работа, и клиентам порою кажется, что коуч ничего не сделал. Ведь он не советовал, не поучал, не говорил «правильные вещи». Если это так, то порадуйтесь за себя – вы работали с настоящим профессионалом.
Владение навыками коучинга. Понимание, когда и как его применять, и что важно – знание того, когда коучинг проводить не нужно. А нужен, например, оперативный антикризисный консалтинг, или традиционная психотерапия, или...


Со стороны клиента это:
Желание достичь цели, решить задачу, найти ответ на волнующий вопрос. А если клиента к коучу привели (родители, начальник отправил, менеджер навязывает подчиненному такой стиль общения), а он сам никакого коучинга не хочет, то толку от таких встреч будет мало.
Готовность брать на себя ответственность за происходящее, за свою жизнь, работу и успешность в ней.
Доверие к коучу, как к помощнику.


В заключении хочу еще раз повториться и отметить то, что вы и так заметили, читая эту статью. Коучинг не настолько древняя «профессия», чтобы быть полезным всем. Коучинг только для тех, кто желает большего, чем имеет сейчас, кто не стоит на месте, ни в личной жизни, ни в работе. Коучинг для активных, кто отказывается быть в пассивной просящей позиции «научите меня», но заявляет «вы намекните, где искать, а я найду и научусь сам». Вы, как человек, такой? Вы, как менеджер, хотите иметь таких сотрудников? Тогда коучинг это то, с чем вам стоит познакомиться.

Наши рекомендации