Тема 3. Классификация групп
Сложная структура общества определяет многообразие входящих в него групп. Выделяют условные и реальные группы. Условные группы - объект изучения преимущественно социологии, в них объединяют людей по какому-нибудь общему признаку: по возрасту (молодежь, подростки, пенсионеры), по роду занятий (студенты, учителя, рабочие и т.д.), по степени занятости (работающие и безработные) и т.д. Реально эти группы не существуют, так как у них отсутствуют основные признаки группы (совместная деятельность, общая цель, общие интересы). Реальные же группы существуют на основе взаимодействия. Реальные группы делятся на большие и малые. Большими считаются такие группы, в которых не возможны непосредственные контакты между всеми членами данной группы из-за их большого количества. Малые же группы еще называют контактными, в них устанавливаются межличностные отношения, формируются межличностные роли.
По способу образования группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные возникают на основе какого-нибудь законодательного акта (приказа, указа, постановления и т.д.) К таким группам можно отнести, например, школьный класс, студенческую группу, спортивный клуб, коллектив фабрики. Неформальные группы возникают стихийно на основе личных контактов и взаимной симпатии. К ним относятся группы друзей, воровские шайки, объединения подростков и др. Между формальными и неформальными группами нет непреодолимой границы: неформальные могут со временем стать формальными и наоборот. Например, поклонники рок-группы приняли устав, создали официальное объединение и начинают существовать как официальная группа - фанклуб. Одноклассники после окончания школы продолжают встречаться как группа друзей, то есть становятся неофициальной группой.
По длительности существования группы делятся на временные, создаваемые для достижения определенной цели ( группа туристов, сборная команда на спортивных соревнованиях) и постоянные, в которых существуют прочные межличностные контакты и разнообразные цели деятельности ( семья, коллектив учреждения, завода).
Динамика развития группы
Любая группа - это, прежде всего, совокупность людей, вступающих друг с другом в разнообразные отношения. В процессе своего развития группа проходит ряд стадий или этапов, отличающихся по уровню групповой сплоченности, разнообразию деловых и эмоциональных контактов, степени осознания значимости групповых целей. Группы отличаются большим разнообразием, поэтому не все проходят в своем развитии одинаковые стадии. Можно выделить несколько стадий, наиболее часто встречающихся в процессе групповой динамики.
Диффузная группа - это группа людей, собранных в одно время, в одном месте. Они еще не осознают ни общих целей, ни общих задач, как правило, не знакомы или мало знакомы друг с другом. В такой группе еще не сложились межличностные отношения (ученики первого класса, студенты-первокурсники и т.д.). Но, по мере взаимодействия, члены данной группы постепенно осознают значимость совместной деятельности, начинают понимать, что только согласованные усилия или общая деятельность помогут им удовлетворить свои личные интересы.
Кооперация - следующая стадия развития группы, которая отличается преобладанием деловых отношений. Люди в ней рассматривают других членов данной группы преимущественно только как деловых партнеров, и оценивают только их деловые качества. Эмоциональные контакты в этой группе незначительны, и им не придается серьезного значения. Но совместная деятельность сближает людей, появляется потребность в эмоциональных контактах. Постепенно личные качества партнеров становятся не менее важны, чем деловые. В группе устанавливаются межличностные отношения: большинство симпатизирующих друг другу людей сплачиваются вокруг лидера, а те члены группы, которые не вызывают симпатии оказываются на положении изолированных или отверженных.
Корпорация - это довольно высокий уровень развития группы и далеко не все группы достигают этой стадии. Для нее характерно осознание всеми членами группы значимости общей цели и стремление приложить максимум усилий для ее достижения. Люди, входящие в группу-корпорацию, нередко готовы жертвовать своими личными интересами ради групповых. Для этой стадии развития группы характерен так же высокий уровень сплоченности. Человек в ней чувствует себя защищенно, так как всегда уверен, что товарищи его поддержат в трудную минуту, помогут в беде. В групповом сознании существует четкое противопоставление “своих” и “чужих”. Несмотря на высокий уровень развития межличностных отношений, эта стадия социальными психологами нередко оценивается негативно. Дело в том, что корпорация часто противопоставляет себя обществу в целом, неприязненно, а то и вовсе агрессивно относится к другим группам. Для группы, находящейся на этой стадии характерно явление, получившее название группового эгоизма или корпоративного мышления. Выражается оно в противопоставлении своей группы другим, в стремлении, как на словах, так и на деле утвердить свое превосходство. Примером такого корпоративного мышления могут служить отношения, складывающиеся иногда между параллельными классами (“наш класс самый хороший, мы самые умные, а другие - глупые, мы их презираем”).
Коллектив - это высший уровень развития группы, который характеризуется не только высоким уровнем сплоченности, отношениями взаимовыручки и взаимоподдержки, но и осознанием значимости общих целей, необходимости приложить максимум усилий для их достижения. Коллектив никогда не противопоставляет себя обществу. Члены данной группы осознают важность не только внутригрупповых целей, но и целей всего общества; они готовы при необходимости пожертвовать не только своими личными, но и групповыми интересами ради общественных.
Вопросы и задания
1. Что такое социальная группа?
2. Почему люди объединяются в группы?
3. В чем значение общегрупповой деятельности?
4. Что такое социальная роль? Как происходит процесс их формирования?
5. Что в социальной психологии понимается под конвенциальными нормами?
6. Назовите известные вам виды групп?
7. Какие стадии в своем развитии проходит социальная группа?
Задания 1. Выпишите те группы, членом которых вы являетесь, и попытайтесь определить ваши социальные роли в них.
2. Какие вы можете назвать конвенциальные нормы, существующие а) в вашем классе, б) семье, в) группе друзей?
3. Используя раздел “ Классификация групп” дайте характеристику одной из групп, членом которых вы являетесь.
4. Подумайте: могут ли конвенциальные нормы противоречить официальным законам? Обоснуйте свой ответ.
РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ.