Теоретические основы этики деловых отношений

УДК 65.01 (075.8)

ББК 65.290-2я73

Рецензенты:

кафедра управления персоналом Академии труда и социальных отношений;

первый заместитель директора Института труда Министерства тру­да и социального развития РФ, заслуженный экономист РФ, д.э.н., профессор А.Ф. Зубкова.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.

К38 Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 368 с. — (Серия «Выс­шее образование»).

ISBN 5-16-001082-3

В учебнике, подготовленном учеными кафедры управления персоналом Государственного университета управления, излага­ются теоретические, методические и практические вопросы эти­ки деловых отношений: природа этики деловых отношений; эти­ка деятельности организации и руководителей; сущность вербаль­ного, невербального, дистанционного общения, манипуляций в общении, управления общением; правила деловых отношений; этикет делового человека и деловых отношений.

Книга предназначена для студентов, магистрантов, аспиран­тов, а также преподавателей дисциплины «Этика деловых отно­шений». Она может быть полезной руководящему составу и специалистам по управлению персоналом организаций.

УДК 65.01(075.8)

ББК 65.290-2я73

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель настоящего учебника — вооружить читателя научными и прикладными знаниями в области этики деловых отношений. Учебник охватывает широкий круг проблем этики деловых отно­шений, сгруппированных в три раздела: «Теоретические основы этики деловых отношений» (гл. 1, 2, 3); «Общение как инструмент этики деловых отношений» (гл. 4, 5, 6, 7, 8); «Правила и этикет деловых отношений» (гл. 9,10, 11).

Раздел 1. В первой главе раскрывается природа, сущность и основные принципы этики деловых отношений. Она знакомит читателя с закономерностями межличностных отношений и при­оритетными проблемами в этой области. Вторая глава рассматри­вает влияние этики и этических норм на социальную ответствен­ность организации, повышение результатов ее деятельности. Тре­тья глава посвящена раскрытию взаимосвязи этических норм организации и руководителя, знакомит читателя с методами управ­ления этическими нормами межличностных отношений в коллек­тиве. В ней приведены рекомендации по этике решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций.

Раздел 2. В четвертой главе рассматривается сущность обще­ния как коммуникативного инструмента этики деловых отноше­ний, приводятся виды и методы управления деловым общением. Пятая глава излагает основы деловой риторики, касается сущнос­ти культуры речи, дискуссии и речевого поведения, дает рекомен­дации по использованию средств выразительности деловой речи. Шестая глава знакомит читателя с основами, а также кинесическими и проксемическими особенностями невербального общения, раскрывает сущность визуального контакта. В седьмой главе рас­сматриваются этические нормы телефонного разговора и культу­ра делового письма. В восьмой главе дается характеристика ма­нипуляций в общении, правила нейтрализации. Здесь же раскры­ваются приемы, которые стимулируют общение, исключающее манипуляции.

Раздел 3. Девятая глава излагает правила подготовки публич­ного выступления, проведения деловой беседы, собеседования, служебного совещания, переговоров с деловыми партнерами, а также правила конструктивной критики. Десятая глава раскрыва­ет сущность этикета, имиджа делового человека, содержание ви­зитной карточки. Здесь рассматриваются вопросы этикета привет­ствий и представлений, внешнего облика делового человека. За­вершающая — одиннадцатая глава учебника — характеризует правила поведения в общественных местах, этикет деловых при­емов, особенности делового общения с иностранными партнера­ми, а также вопросы искусства комплиментов и вручения подар­ков.

Каждая глава учебника заканчивается контрольными вопросами и практическими заданиями. Контрольные вопросы позволя­ют читателю оперативно проверить степень освоения прочитан­ного материала, а практические задания — закрепить эти знания при выполнении конкретных задач и тестов.

В написании учебника приняли участие: д.э.н., проф. А.Я.Кибанов (Предисловие, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.5, 4.4, 5.1, 5.2, 6.2, 7.2, 9.3, 9.5; практические задания: 1.2, 2, 3.1, 3.4, 3.5, 3.6, 4.1, 4.2, 5Д, 5.2, 7.1, 7.2, 7.3, 8.2, 9,1; Приложения 2, 3); к.э.н., доц. Д.К. Захаров (1.1, 1.3, 3.3, 3.4, 5.3, 5.4, 7.1, 9.1, 9.2, 9.4, 9.6, 10.3, 10.4); к.э.и., доц. В.Г. Коновалова (1.2, 1.4, 2.3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.5, 6.1, 6.3, 6.4, 8, 10.1, 10.2, 10.5, И; практические задания: 1.1, 3.2, 3.3,4-3, 4.4,.6, 8.1,9.2, 9.3, 10,11; Приложение 1).

Руководитель авторского коллектива — зав. кафедрой управле­ния персоналом ГУУ, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования А.Я. Кибанов.

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 1

Наши рекомендации