IV.4.2. Переживание-преодоление критических ситуаций

Как фактор диагностикии коррекции девиантного

Поведения подростков

С момента возникновения критической ситуации человек всту­пает в динамические отношения с ней, что представляется как

процесс переживания (Ф.Е.Василюк). Следовательно, пережива­ние критических ситуаций есть работа личности — деятельность направленная на их преодоление.

Рассматривая трансформацию личности как процесс, в ходе которого осуществляется психическая работа по преобразованию исходного содержания в трансформированную предметность можно предположить, что трансформация выступает как пережи­вание-преодоление критической ситуации. В процессе пережива­ния-преодоления критической ситуации следует особо выделить феномен совпадающего поведения.

Совпадающее поведение — совладание-переживание,' цель ко­торого — достижение реалистического приспособления субъекта к окружающему, позволяющее ему удовлетворить свои потреб­ности.

Таким образом, переживание-преодоление критических ситуа­ций — это деятельность, внутренняя интеллектуально-волевая ра­бота по установлению душевного равновесия, утраченной ос­мысленности существования и «производство» нового смысла. Переживание критической ситуации можно диагностировать по па­раметру «психические состояния», включающему в себя: 1) субде­прессивные состояния; 2) состояния фобического круга; 3) состоя­ния нервно-психического (эмоционального)" напряжения. О на­личии критической ситуации могут также свидетельствовать из­менения в психологическом времени — фиксация на психоло­гическом прошлом, его дискретность/континуальность и напря­женность/ненапряженность.

Анализ результатов проведенного нами исследования показы­вает, что для 79,9% испытуемых субдепрессивные состояния яв­ляются выраженными, для 13,8 % — низко выраженными, отсут­ствие данных состояний отмечается у 6,15 % подростков.

Корреляционный анализ свидетельствует о наличии положи­тельных связей субдепрессивного состояния с ситуационными реакциями: отрицательного баланса(у 47,6 % испытуемых), де­мобилизации (у 52,2 % испытуемых)" ведущей к развитию реак­ции дезорганизации (у 64,5 % испытуемых).

Обнаружена также связь между реакциями демобилизации, дезорганизации и состоянием нервно-психического (эмоциональ­ного) напряжения. Данное состояние является выраженным у 75,3%, низковыраженным у 10,7% и не выраженным вообще у 15,3 % испытуемых. Состояние нервно-психического напряжения сопровождается ситуационными реакциями:,эмоционального дис­баланса (у 72,2 % подростков), пессимистической (у 44,5 % под­ростков). Наличие отрицательной связи между данным состояни­ем и социально-желательным поведением может свидетельство­вать о том, что с увеличением «напряжения» происходит сниже­ние установки на такое поведение.

Кроме того, имеется положительная связь, указывающая на зависимость нервно-психического напряжения от состояний фо­бического круга (неуверенность, тревожность, беспокойство, опа­сение, страх). Ярко выражено это состояние у 62,9%, слабо — у 23,0 % и не наблюдается у 13,8 % подростков. Состояние фобиче­ского круга определяет снижение установок на социально-желае­мое поведение (отрицательная связь), а также детерминирует по­явление реакции демобилизации, дезорганизации и пессимисти­ческой, которая связана с показателем устойчивости/неустойчи­вости личности, имеющим связи с отклоняющимся поведением (аддиктивностью и делинквентностью).

Резюмируя, отметим, что состояния фобического крута детер­минированы нервно-психическим (эмоциональным) напряжением и субдепрессивными состояниями. Опосредующим звеном при этом выступают ситуационные реакции. Состояния фобического круга ведут к снижению установки на социально-желаемое поведение и переходу на защитно-средовую диспозицию, которая развивается по мере нарастания фрустрационного напряжения, что соответ­ствует развитию состояний нервно-психического (эмоционально­го) напряжения. На фоне этого появляются: реакция дезоргани­зации, негативно влияющая на учебную деятельность подростка; реакция демобилизации, характеризующаяся изменениями в сфере контактов подростка значительным их сужением или отказом во­обще, что формирует чувства одиночества, беспомощности, без­надежности. Это ведет к пессимизму как ситуационной реакции.

Состояния фобического круга зависят от личностной тревож­ности (положительная связь), которая имеет высокий уровень у 41,8%, умеренный (средний) — у 43,6% и низкий — только у 14,5 % подростков. Личностная тревожность связана с агрессив­ным, суицидальным поведением подростков и ситуационной тре­вожностью, которая высоко выражена у 23,6%, умеренно — у 50,9 % и слабо — у 25,4 % подростков данной группы.

Тревожность, отражаясь в субъективном плане в психологи­ческом времени, связана с психологическим прошлым подрост­ков и с ненапряженностью их настоящего. Фиксация на прошлом отмечается у 11,1 %, напряженность настоящего — у 18,5% под­ростков. Напряженность прошлого имеет положительную связь с | его дискретностью (отмечена у 42,5 % подростков), а также связа­на с появлением реакции оппозиции, которая выявлена у 58,3 % подростков.

Напряженность психологического прошлого имеет отрицатель­ную связь с волевым контролем эмоциональных реакций. Следо­вательно, при повышении напряжения происходит снижение во­левого контроля. Он, в свою очередь, определяет аддиктивное по­ведение (положительная связь). В то же время имеется отрицатель­ная связь между аддиктивным поведением и неустойчивостью

личности; между неустойчивостью личности и ее концентрично­стью. Исходя из этого, при повышении концентричности идет снижение неустойчивости, при этом «тормозится» развитие аддик-тивного и делинквентного поведения. Отметим, что концентрич­ность выражена у 58,18% подростков, а неустойчивый личност­ный баланс — у 61,8 %. Увеличение личностной тревожности ведет к понижению напряжения психологического настоящего посред­ством роста ситуационной тревожности. Тревожность связана с со­стоянием фобического круга, агрессивностью и суйцидальностью. Внутреннее суицидальное поведение отмечается у 50,0 % подрост­ков, а агрессивность как оппозиционные реакции — у 58,3 %.

На формирование девиантного поведения оказывает влияние тревожность, порождающая состояния фобического круга, пес­симистические и оппозиционные реакции. При этом отрицатель­ные связи между пессимистической реакцией и неустойчивостью личностного баланса, делинквентным и аддиктивным поведени­ем могут свидетельствовать о том, что через состояния фобиче­ского круга посредством пессимизма неустойчивость личности на­ходит выход в суицидальном и агрессивном поведении. Происхо­дит это на фоне напряженности, дискретности психологического прошлого, фиксации на Нем.

Механизм возникновения девиантного поведения у подростков можно представить следующим образом: взаимодействие подростка с критической ситуацией как совокупностью событий ведет к по­явлению ситуационной тревожности, провоцирующей состояния нервно-психического (эмоционального) напряжения, фобического круга, а также субдепрессивные состояния, которые сопровожда­ются такими ситуационными реакциями, как дезорганизация, демобилизация, пессимизм и оппозиция. Наряду с этим происхо­дит переход ситуационной тревожности как состояния в личност­ную тревожность как черту. В индивидуальной концепции психо­логического времени это выражается в фиксации на прошлом, его напряжении и дискретности. Это ведет к снижению волевого контроля эмоциональной реакции, неустойчивости личностного баланса, концентричности, что провоцирует переход подростка на «защитно-средовую» диспозицию и феномен средового отчуж­дения. Результатом является развитие девиантного поведения по определенному типу, в данном случае это агрессивное и суици­дальное поведение.

ПАКЕТ МЕТОДИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ, ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

/. Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков

Инструкция. Для заполнения анкеты вам необходимо ответить на все вопросы.Помните, что здесь не может быть правильных или неправиль-

I ных ответов. Участие в исследовании является добровольным, и лишь от нашего желания зависит, будете вы подписывать анкету или нет. Самос главное — ваши ответы, которые окажут нам большую помощь.

1. Предположим, к вам обратились ваши родные, друзья или одно-1'классники с просьбой в трудной для них ситуации (ссоры, конфликты, ' споры, разногласия) помочь найти выход из нее.

Как бы вы поступили?________________________________________

2. В вашей жизни были случаи, когда возникало несколько неприят­ных для вас событий в одно и то же время, а вы были их участниками или очевидцами. Отметьте крестиком, какие это были события. Начи-

I найте свой ответ словами «У меня были...», «Я переживал...». Постарай-I тесь выбрать:

ссоры, конфликты с друзьями; - конфликты, споры, разногласия с одноклассниками;

ссоры, конфликты,между родителями; между родителями и родствен-I никами;

неприятности во взаимоотношениях с учителями;

разногласия между родителями и учителями;

неприятные переживания (сожаление) из-за того, что совершил, сде­лал или собираюсь сделать;

неприятности в учебе — неуспеваемость;

конфликты с братом или сестрой;

конфликты с милицией;

конфликты с родителями;

неприятные внутренние переживания — одиночество, «что-то тревожит»;

если что-нибудь другое, пожалуйста, напишите:____________________

3. Знаком «х» с левой стороны шкалы укажите, как давно произошли К неприятные для вас события, а с правой — вероятность их повторения в | будущем.

Прошлое л ■ Будущее

I _1___2___3_4___5.___6^_ Настоящее ___6___5___4___3___2___1_

(сейчас)

1. Очень-очень давно 6. Очень скоро

2. Очень давно 5. Скоро

v 3. Давно 4. Не очень скоро

4. Не очень давно 3. Нескоро

5. Недавно 2.Очень нескоро

■ 6. Совсем недавно 1. Очень-очень нескоро

4. Вспомните случаи, когда вы были участником неприятных для вас и событий. Отметьте, что вы чувствовали после этого. Начинайте свой от-[ вет словами: «После неприятных событий, которые я видел, в которых «участвовал или о которых слышал и думал, я чувствовал...»:

удовлетворение 3 — 2—1—0—1—2 — 3 неудовлетворение

веселье 3 — 2—1 — 0 *- 1 — 2 — 3 тоску

возбуждение 3 — 2—1 —0—1—2 — 3 подавленность

\ отсутствие страха, 3 — 2— I —0—1—2 — 3 страх, опасение опасений

спокойствие 3 — 2— 1—0—1—2 — 3 беспокойство

уверенность 3 — 2 — 1— 0— 1— 2 — 3 неуверенность

самостоятельность 3 — 2 — 1—0—1—2 — 3 беспомощность успокоение 3-2—1—0—1-2-3 легкую тревожность

расслабление 3-2 — 1—0-1-2-3 напряжение

бодрость 3 — 2—1—0—1—2 — 3 усталость

беззаботность 3 — 2—1—0—1—2-3 озабоченность

свободу 3-2—1—0—1—2 — 3 занятость

5. Отметьте (х), какие мысли, желания вы испытывали после непри­ятных для вас событий, случившихся почти в одно и то же время. (Вы были их очевидцем или участником.) Начинайте "свой ответ со слов «После неприятных для меня событий, я чаще всего...»:

испытывал чувство гнева, злости на себя или на окружающих;

возникало желание что-нибудь пнуть, сломать, разрушить, ударить кого-нибудь;

возникало желание «выплеснуть» эмоции, зло;

оценивал людей и их работу только с худшей стороны, «придирался к ним»;

оценивал, «оглядывался», на прожитые, годы, на свое прошлое;

оценивал перспективы будущего — строил планы на будущее;

подводил итог тому, что я сделал в прошлом, подводил итог своей жизни, прожитых лет;

появлялись мысли типа «заснуть и не проснуться», «если бы со мной произошло что-нибудь, и я умер...» и т.д.

6. После того как вы пережили несколько неприятных для вас собы­тий, случившихся одновременно, отметьте крестиком (х), как вы чув­ствовали себя после этого. Начинайте свой ответ словами «После непри­ятных событий, которые я пережил, я испытывал,.,»:

комфорт 3-2 — 1—0—1—2-3 дискомфорт

удовольствие 3 — 2 — 1— 0— 1— 2 — 3 неудовольствие

спокойствие 3 — 2 — 1—0—1—2 — 3 тревожность

радость 3 — 2—1—0—1—2 — 3 уныние

что все изменится 3 — 2—1—0—1—2 — 3 безысходность,

в лучшую сторону безвыходность

уверенность в себе 3 — 2—1—0—1—2 — 3 неуверенность в себе

мир вокруг меня 3 — 2—1—0—1^2 — 3 окружающий мир

не изменился стал «мрачным»

что бывает и хуже 3-2—1—0—1—2 — 3 хуже уже некуда

чувство, что не один 3 — 2—'1—0— 1—2 — 3 одиночество

самостоятельность 3 — 2 — 1—0—1—2 — 3 -беспомощность

надежду на измене- 3 — 2—1—0—1—2—^ безнадежность

ния

удовлетворение от 3 — 2 —. 1— 0— 1— 2— 3 неудовлетворение

того, что делаю

расслабление 3 — 2 — 1 -— 0 — 1 — 2-— 3 напряжение

спокойствие 3 — 2 — 1 — 0— 1 — 2 — 3 возбуждение

что мое самочувст- 3 — 2 — 1—0—1—2 — 3 ухудшение

вие не изменилось самочувствия

хороший сон 3 — 2 — 1—0—1—2 — 3 плохой сон

7. Нарисуйте на обороте листа ту неприятную ситуацию, которую вы Ивспоминали (представляли), когда отвечали на вопросы.

Обработка результатов

Вопрос 2 — показывает сферы возникновения критических ситуаций у подростков.

Вопрос 3 — лексическая шкала удаленности критической ситуации в психологическое прошлое подростка и ее ожидание в будущем.

Вопрос 4 — диагностирует состояния, свидетельствующие о наличии ■ переживания критической ситуации:

к субдепрессивным состояниям относятся: неудовлетворение, тоска, | подавленность;

к состояниям фобического круга относятся: страх, опасение, беспо-I койство, неуверенность, беспомощность, легкая тревожность;

к состояниям нервно-психического {эмоционального) напряжения отно-щ сятся: усталость, озабоченность, напряжение, занятость.

Вопрос 5 — диагностирует ситуационные реакции: оппозиции и от­рицательною баланса, а также внутреннее суицидальное поведение.

Вопрос 6 — диагностирует ситуационные реакции:

эмоционального дисбаланса: дискомфорт, неудовольствие, тревожность, I уныние; ■>

пессимизма: безысходность, безвыходность, незначительность своих воз-I можностей, «мрачное» мировосприятие, чувство, что «хуже уже некуда»;

демобилизации: одиночество, беспомощность, безнадежность, неудов­летворение от деятельности;

дезорганизации: напряжение, возбуждение; ухудшение самочувствия, ■плохой сон.

Вопрос 7 — рисунок способствует выявлению и осознанию трудно-Е вербализуемых проблем и переживаний подростков. Уточняющие вопро-Е сы по рисунку: «Что происходит?»; «Кто изображен?»; «Чем занимаются 1 люди?»; «О чем они думают?»; «"Что они чувствуют?»

Сферы возникновения критических ситуаций у подростков (на приме-ре исследования подростков с отклоняющимся поведением)

Ссоры, конфликты с друзьями 74%

Конфликты, ссоры, разногласия с одноклассниками 60%

Ссоры между родителями, родственниками 52 %

Неприятности с учителями 50%

Разногласия между родителями и учителями 28%

Переживание (сожаление) из-за того, что сделал 58%

Неуспеваемость 60 %

Конфликты с братом, сестрой 56%

Конфликты с милицией 54%

Конфликты с родителями 52 %

Неприятные внутренние переживания 32%

Ссоры моих подруг, друзей с родителями 2 %

II. Диагностика психологического времени

Оценка временных ориентации осуществляется с помощью трех би-I полярных шкал.

Инструкция. Если вы в наибольшей степени согласны с утверждени­ем, то обведите крайние X; если согласны с обоими утверждениями, то поместите вашу отметку посередине шкалы. Промежуточные между край­ней и срединной оценки соответствуют большему или меньшему согла­сию с тем или иным утверждением.

Я часто вспоминаю Я живу буду-

события, которые X — X — X — X — X — X — X щими плана-со мной происходили ми и надеж-

дами

Я часто вспоминаю

события, которые X — X — X — X — X — X — X Я живунастоя-со мной происходили щим

Я живу настоящим X — X — X — X — X — X — X Я живу будущи­ми планами и надеждами

Обработка результатов

Ориентация на прошлое — я часто вспоминаю события, которые со мной происходили.

Ориентация на настоящее — я живу настоящим.

Ориентация на будущее — я живу будущими планами и надеждами.

///. Диагностика переживаний временных ориентации

Инструкция 1. Оцените переживания событий прошлого. После этого обведите кружком выбранный вами ответ. Постарайтесь как можно реже выбирать ответ «О».

3 — совершенно верно

2 — верно

1 — пожалуй, так

О — согласен с обоими утверждениями

Мое прошлое кажется мне:

медленным 3-2-1-0-1-2-3 быстрым
пустым 3-2-1-0-1-2-3 насыщенным
плавным 3-2-1-0-1-2-3 скачкообразным
приятным 3-2-1-0-1-2.— 3. неприятным
непрерывным 3-2-1-0-1-2-3 прерывистым
сжатым Ч у I n __ 1 ? Ч растянутым
однообразным 3-2-1-0-1-2-3 разнообразным
организованным 3-2-1-0-1-2-3 неорганизованным
цельным 3-2-1-0-1-2-3 раздробленным
беспредельным 3-2-1-0-1-2-3 организованным

Инструкция 2. Оцените свои переживания жизни в настоящий пери­од. После этого обведите кружком выбранный ват]ответ. Постарайтесь как можно реже выбирать ответ «0».

3 — совершенно верно

2 — верно

1 — пожалуй, так

0 — согласен с обоими утверждениями

В настоящий момент моя жизнь:  
течет медленно 3-2-1-0-1-2-3 течет быстро
пустая 3-2-1-0-1-2-3 насыщенная
плавная 3-2-1-0-1-2-3 скачкообразная
приятная 3-2-1-0-1-2-3 неприятная
непрерывная 3-2-1-0-1-2-3 прерывистая
сжатая 3-2-1-0-1-2-3 растянутая
однообразная 3-2-1-0-1-2-3 разнообразная
организованная 3-2-1-0-1-2-3 неорган изованная
цельная 3-2-1-0-1-2-3 раздробленная
беспредельная 3-2-1-0-1-2-3 ограниченная

Инструкция 3. Оцените события будущего. После этого обведите круж­ком выбранный вами ответ. Постарайтесь как можно реже выбирать от­вет «0».

3 — совершенно ве'рно

2 — верно

1 — пожалуй, так

0 — согласен с обоими утверждениями

Мое будущее кажется мне:

медленным 3-2-1-0-1-2-3 быстрым
пустым 3-2-1-0-1-2-3 насыщенным
плавным 3-2-1-0-1-2-3 скачкообразным
приятным - 3-2-1-0-1-2-3 неприятным
непрерывным 3-2-1-0-1-2-3 прерывистым
сжатым 3-2-1-0-1-2-3 растянутым
однообразным 3-2-1-0-1-2-3 разнообразным
организованным 3-2-1-0-1-2-3 неорганизованным
цельным 3-2-1-0-1-2-3 раздробленным
беспредельным 3_2-1-О-1.-2-3 ограниченным

Обработка результатов^

Анализ проводится по следующим факторам.

Фактор континуальности — дискретности времени

Дискретное время — скачкообразное, прерывистое, раздробленное, 'разнообразное.

Континуальное время — плавное, непрерывное, цельное, с тенден­цией к однообразию.

Фактор напряженности — ненапряженности времени

Напряженное время — сжатое, насыщенное, организованное, доста­точно быстрое.

Ненапряженное время — растянутое, пустое, неорганизованное, мед­ленное.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕГО ТРЕНИНГА

Цель программы— формирование адаптивных копинг-стратсгий, спо­собствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

Задачи программы

1. Создание условий для доверительных, доброжелательных отноше­ний; атмосферы понимания и активного участия в работе группы.

2. Информирование о причинах и последствиях различных форм откло­нений в поведении. Представление девиантного поведения как результата иллюзорного способа решения проблем — их псевдопреодоление, веду­щее к саморазрушению личности подростка, дезадаптирующее его.

3. Формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин, их вы­зывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Осо­знание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования.

4. Приобретение навыков использования активных поведенческих стра­тегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для пре­дупреждения дальнейшего развития девиантного поведения.

Программа состоит из двух разделов:

арттерапевтического — на первый план выступает эмоционально-мотивационная мишень коррекции;

психодраматического — преобладают поведенческая и когнитивно-смысловая мишени коррекции.

Особенность программы заключается в том, что ее можно дифферен­цировать в зависимости от индивидуально-психологических особенно­стей подростков, входящих в состав психокоррекционной группы. Диф­ференциация может проводиться либо внутри определенной коррекци-онной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмо­циональных состояний, одной стратегии поведения), либо между ми­шенями — акцент делается на доминировании кйкой-либо одной психо­коррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой).

Тематический план групповых занятий с подростками

I. Арттерапевтический блок.Цель — коррекция эмоционально-моти­вационной сферы.

Группа 1. Познание (восприятие) себя и отношений с окружаю­щим миром.

Цель — отреагирование эмоций, связанных с отношением к себе; реф­лексия индивидуальных потребностей и отношений с другими людьми.

Занятие 1

Введение. Упражнения с цветами: используя цвета, которые наиболее и наименее предпочтительны в данный момент, попытайтесь изобразить ими разные формы, линии и исследуйте ихсмысловые значения.

Исполнение темы. Упражнение-знакомство: представьте себя группе. не прибегая к словам и пользуясь только рисунком.

Используя лист ватмана, нарисуйте плакат, иллюстрирующий ваш

образ жизни; в рисунке отразите свои интересы, ценности, семью,

друзей, род занятий.

Изобразите с помощью цветов, форм и линий особенности своего

мироощущения.

Занятие 2

Введение. Упражнения с цветами: выберите цвета, отражающие осо­бенности вашего характера или состояния, и попытайтесь, изображая ими разные линии и формы, исследовать их смысловые значения.

Исполнение темы. «Автопортрет*: нарисуйте свое реалистичное изоб­ражение; нарисуйте, как вам хотелось бы, чтобы вас воспринимали; изоб­разите, как вас видит ваши друг и недруг.

«Метафорический автопортрет»: нарисуйте себя в виде какого-ни­будь предмета или животного (можно изобразить фон).

После создания образа расскажите о нем от первого лица.

Нарисуйте, каким предметом или животным вам хотелось бы быть.

Изобразите себя в виде предмета, отражающего ваше состояние в

данный момент.

Изобразите себя в виде растения на том или ином этапе его развития.

Обратите внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым

процессом роста растения.

Занятие 3

Введение. Упражнения с цветами: выберите цвета, «нейтрализующие»

ваши негативные переживания, и, используя их, создайте какой-нибудь

образ.

Исполнение темы. «Грани моего Я»: изобразите себя в центре листа и

разместите вокруг образы, отражающие разные грани вашей личности.

Обратите особое внимание на расположение образов, их размер.

Разместите вокруг себя предметы и людей, отражающих ваши взаи­моотношения.

Изобразите себя в виде сообщества разных персонажей, отражающих различные стороны (грани) вашего «Я».

Нарисуйте четыре «Я** 1) реальное, 2) воспринимаемое с внешней стороны (социальное), 3) идеальное — то, каким хочу быть, 4) бу­дущее.

Занятие 4

Введение. Упражнения с цветами: используя два цвета (приятный и не­приятный для вас), создайте какой-либо образ и сочините о нем рассказ.

Исполнение темы. «Хорошее и плохое»: изобразите то, что ввас есть хорошего иплохого; что вам в себе нравится и не нравится; свои досто­инства и недостатки.

Изобразите идеальное и реальное «Я», включая их положительные и

отрицательные стороны.

Изобразите положительное «Я» и отрицательное «Я»; сочините раз­говор между ними.

Занятие 5

Введение. Упражнения с цветами: создайте два рисунка: один — из цветов, приятных вам, другой — из неприятных, а затем сравните оба рисунка. Придумайте разговор между ними.

Исполнение темы. Мои секреты:

изобразите себя в одиночестве и на людях; в абстрактно-символиче­ской форме нарисуйте, что вы чувствовали, когда были одни и в окружении людей;

изобразите свое социальное «Я» и приватное «Я» — то, которое ни­кто никогда или почти никогда не видел и не увидит; нарисуйте маску самого себя, изображающую вас в состоянии: а) тре­воги, б) тоски, печали, отчаяния, в) напряжения, г) в веселом, при­поднятом настроении. Придумайте историю, в которой эти состоя­ния выступают в роли действующих лиц.

Занятие 6

Введение. «Вырезанные формы»: начертите какую-нибудь фигуру, за­тем вырежьте ее и создайте на ней изображение. Придумайте рассказ о том, что чувствует; что думает; что хочет и что может ваша фигура.

Исполнение темы. «Желания»: изобразите реалистически или абст­рактно несколько ваших желаний:

что вы хотите, что является для вас привлекательным; что вы хотели бы уметь; каким вы хотели бы быть;

нарисуйте, где бы вам хотелось сейчас находиться; нарисуйте то, с чем связаны ваши надежды;

представьте, что вы переправляетесь через реку; нарисуйте то, что находится на другом берегу;

представьте, что вы — подрастающее растение; изобразите окружаю­щий вас пейзаж;

изобразите себя в безопасном, приятном месте, а также людей, жи­вотных или предметы, которые находятся рядом с вами.

Группа 2. Я и моя жизнь.

Цель — осмысление себя в контексте собственной жизни; в контексте психологического времени личности, включающем психологическое прошлое, настоящее и будущее.

Занятие 7

Введение. «Правая и левая рука»: выберите разные цвета для правой

и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками; открыв

глаза, сформируйте образы и опишите их. Объясните выбранные вами

цвета.

Исполнение темы. «Воспоминания детства»: проиллюстрируйте одно

из своих наиболее ранних или наиболее ярких детских воспоминаний. Изобразите по одному из самых счастливых и-,несчастливых событий своего детства (или несколько связанных друг с другом событий). Нарисуйте в абстрактной форме свое детство и раскрасьте его каким-либо цветом. ■ .

Изобразите то, что вам запрещали или не давали делать в детстве. Обо­значьте переживания, которые у вас возникли, каким-либо цветом. Изобразите одно из самых ранних воспоминаний, связанных с рас­ставанием или разлукой. Какое отношение оно может иметь к ситуа­циям, связанным с расставанием в настоящий момент?

Занятие 8

Введение. «Каракули»: закрыв глаза, размашистыми движениями рук

I- создайте каракули. Посмотрев на полученное изображение с разных сто­рон, попытайтесь найти в нем образ и развить его.

Исполнение темы. «Линия жизни»: изобразите свою жизнь в виде ли-

I нии или пути на местности. Обозначьте символами илисловами наибо-

Веезначимые события (группу событий) своей жизни.

Изобразите жизненный путь в виде лабиринта или спирали с обозна­чениями, которые должны включать прошлый, настоящий и буду­щий периоды жизни. Раскрасьте свое прошлое, настоящее и будущее в разные цвета, в зависимости от характера событий, которые в них происходили. «Обзор жизненного пути»: нарисуйте сцены, связанные с наиболее

в яркими воспоминаниями вашей жизни.

Нарисуйте сцены из своего прошлого (детства) и настоящего перио­да жизни. Раскрасьте свое прошлое и настоящее в какой-либо цвет. С чем связан выбор вами цвета?

Нарисуйте сцены, связанные с хорошими иплохими воспоминани­ями, ираскрасьте их в какой-либо цвет.

Нарисуйте сцены, связанные с наиболее важными событиями вашей жизни.

Нарисуйте сцены, связанные с «сильными»чувствами, испытанны­ми вами в прошлом, — одиночество, покинутость; сильное внутрен­нее напряжение; тоска, подавленность; страх, опасение. Каждое чув­ство обозначьте определенным цветом и объясните его выбор. Выберите цвет, который нейтрализует ваши негативные переживания. Изобразите людей — представителей социальных сетей (учителей, дру­зей, знакомых) с которыми у вас связаны «незавершенные» дела или которым Вы не успели сказать и сделать то, что хотели бы сказать и сделать.

Занятие 9 °

Введение. «Каракули»: свободным движением руки нарисуйте слож-I ный «клубок» линий. Найдите в каракулях какой-нибудь образ и сочини-■тепро него рассказ.

Исполнение темы. «Прошлое, настоящее и будущее». Создайте три рисунка, изображающих вас в прошлом, настоящем и будущем.

Нарисуйте то, что наиболее важно для вас в настоящем, прошлом и будущем.

Нарисуйте отрицательные и положительные моменты вашего буду­щего.

Изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения; каждое направление раскрасьте определен­ным цветом.

Изобразите трудные, критические ситуации вашего прошлого, на­стоящего и будущего. Каким-либо цветом обозначьте эмоции, кото­рые вы испытывали, объясните ваш выбор цвета. Нарисуйте, откуда вы пришли, где находитесь икуда двигаетесь.

Нарисуйте ваши потери в прошлом, то, что вы приобрели в настоя­щем, и то, что вы можете приобрести в будущем. С каким цветом это ассоциируется? Изобразите людей, наиболее значимых для вас в прошлом и настоящем

Группа 3. Переживание критических (трудных) ситуаций. Цель — выражение чувств, связанных с критическими ситуациями и их переживанием-преодолением.

Занятие 10

Индивидуальная работа — изображение критической ситуации (кон­фликта), служащее выявлению чувств, связанных с ней, и определению возможных вариантов ее разрешения.

Введение. «Каракули»: используя различные цвета, нарисуйте караку­ли. Постарайтесь выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляю­щиеся при создании разных каракулей.

Исполнение темы. «Проблемы»: изобразите наиболее значимую для вас проблему или ту, которая имеет устойчивый характер.

Изобразите те выгоды, с которыми могут быть связаны эти проблемы.

Выберите цвет и изобразите ваши чувства, связанные с проблемой.

Занятие 11

Введение. «Кляксы»: используя отпечатки краски на бумаге (получен­ные с помощью кисти или руки), создайте образ и опишите его. Цветом обозначьте, что вы чувствовали в процессе рисования.

Исполнение темы. «Критическая ситуация»: изобразите критическую, трудную для вас ситуацию в виде «рассказа в картинках», выделяющего стадии ее развития и события, из которых она состоит.

Создайте маски участникам критической, трудной ситуации.

Создайте композицию на одну из тем «Шторм», «Взрыв», «Огонь»,

«Чудовище» для того, чтобы дать выход чувствам, связанным с

критической, трудной ситуацией.

Зан ятие 12

Введение. Напишите свои инициалы или автограф как можно круп­нее, а затем попытайтесь найти в очертаниях образ и развить его.

Исполнение темы. «Утраты»: нарисуйте образ или символ потери (вещи, человека, ситуации) или нереализованного желания.

Выбрав какой-либо цвет, нарисуйте, что вы чувствовали в ситуации

утраты и в данный момент.

«Ассоциации с цветами»: нарисуйте разными цветами «радость», «по­кой», «удовлетворенность». Это задание используется для снятия эмоцио­нального напряжения.

Занятие 13

Введение. «Чернильные пятна и бабочки»: капните чернилами или жид­кой краской на бумагу, сверните лист пополам, а затем разверните. Преоб­разуйте полученные пятна в образы и составьте на основе них рассказ.

Исполнение темы. «Страхи»: изобразите свой страх (или страхи), а также то, с чем он связан.

Представьте, что вы прячетесь. Где и от кого? Нарисуйте эту ситуацию.

Нарисуйте себя потерявшимся в диком лесу.

Представьте незнакомую дверь или ворота. Нарисуйте, что или кто находится за ними.

Занятие 14

Парная работа — невербальное взаимодействие, осуществляющееся в процессе изобразительной работы, способно генерировать конфликт, который затем обсуждается.

Введение. «Разговор»: каждый участник группы выбирает для себя цвет и подбирает партнера, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают «разговор» цветов на одном листе бумаги. Каждый старается вести свою линию параллельно линии партнера или продолжая ее.

Предварительно распределив цвета, используйте разные формы и

пятна в ответ на формы и пятна, используемые партнером.

Попытайтесь имитировать эмоционально окрашенный разговор (спор,

конфликт).

Исполнение темы. «Критическая ситуация (проблема) и ее разреше­ние»: один подросток изображает проблему на одной части листа, дру­гой — на второй половине.

Нарисуйте чувства, которые возникали у вас и вашего партнера.

«Опасное путешествие»: один рисует путь с препятствиями, другой — способы их преодоления. •>

Нарисуйте и обозначьте цветом чувства и переживания, которые у

вас возникали при встрече с препятствием, в процессе его преодоле­ния и после того, как вы его преодолели.

Занятие 15

Групповая работа — дает возможность наблюдения за групповыми ро­лями и их динамикой, что позволяет выявить конфликт и найти подходы к его разрешению как в процессе работы, так и при ее обсуждении.

Введение. «Рисунок на влажной бумаге»: на влажную бумагу нанесите кистью или разбрызгайте водорастворимые краски. Обратите внимание на смешивание цветов и рвои ощущения, связанные с этим.

Пользуясь фломастером (карандашом), обведите или соедините от­дельные цветовые пятна и дайте им названия.

Исполнение темы. Рисование историй возникновения критических ситуаций в подгруппах по два —пять человек с последующей их переда­чей другой подгруппе, которая пытается определить содержание рисун­ка, роли отдельных участников, событий.

«Критическая ситуация»: каждая подгруппа изображает заданную пси­хологом или выбранную самостоятельно критическую ситуацию и вари­анты ее разрешения. Затем обсуждаются взгляды на эту ситуацию; то, как она может повлиять или влияет на их жизнь; обсуждаются различия в оценках данной проблемы.

«Интерпретации»: каждый изображает какое-либо чувство, связан­ное с переживанием критической ситуации, и обозначает его на обороте листа. После этого рисунки перемешиваются и выбираются по одному для интерпретации и сравнения с обозначениями на обороте листа.

II. Психодраматический блок.Цель — коррекция дисфункциональ­ных, неэффективных способов переживания-преодоления критических

ситуаций и выработка на этой основе адаптивных стратегий преодоле­ния трудных, критических ситуаций, не нарушающих личностное раз­витие подростков.

В качестве тем ролевых игр, выступающих в качестве основного со­держания психодраматических сессий, предлагаем использовать крити­ческие ситуации, выявленные нами в экспериментальном исследовании. Их можно разделить на три группы:

1. Сверстники, друзья:

конфликты, споры, любые «неудачные» отношения с друзьями, од­ноклассниками, после которых возникали неприятные переживания, а также необдуманные поступки и действия;

конфликтные отношения друзей (подруг) с вашими родителями, вы­зывающие у вас чувство обиды, неудовлетворенности, напряжения, оди­ночества, злости, безысходности (безвыходности).

2. Семья:

конфликты, ссоры, напряженные отношения между родителями, между родителями и родственниками;

напряженные, конфликтные отношения с братом (сестрой); напряженные, плохие отношения с. родителями.

3. Школа:

напряженные отношения цаежду родителями и учителями;

конфликты с учителями, с педагогическим коллективом и обслужи­вающим персоналом школы;

плохие взаимоотношения с одноклассниками.

Общей чертой при описании каждой ситуации является то, что в ней у подростков возникают состояния, свидетельствующие о наличии пси-хотравмирующего переживания, а также то, что в-качестве «выхода* из ситуации подростки выбирают определенный тип.отклоняющегося по­ведения. Это могут быть побеги из дома, употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков), совершение противоправных действий, ауто- и гетероагрессия.

При обсуждении каждой сессии необходимо делать упор на то, что девиантное поведение подростков является следствием неэффективного переживания-преодоления критических ситуаций, их псевдопреодоле­ние, а также на поиск новых альтернативных стратегий преодоления трудностей без ущерба для личностного развития.

Необходимо отметить, что сценарий для ролевых игр не является же­стко детерминированным. Иногда он определяется самим подростком, выступающим в качестве протагониста, по ходу психодраматической сес­сии. 4*

В качестве упражнений для «разогрева» как начального этапа психо­драматической сессии предлагаем следующие:

«Встретились два существа»: участники получают' задание придумать и показать сценку, как встретились два существа и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие: они долж­ны представить каждое существо без слов, т.е. жестами, мимикой, типичными для этого существа звуками показать характерные его осо­бенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга.

«Матрешка»: используется для облегчения самопрезентации подростка и стимуляции у него стремления к самопознанию, самораскрытию.

Инструкция: «Упражнение, которое ты сейчас будешь выполнять (если захочешь), дает возможность лучше узнать, кто ты такой и что скрыва­ется за твоей внешней оболочкой. Дело в том, что в человеке много пластов. Верхний — это тот образ, то лицо, которое человек демонстри­рует миру. Этот образ виден всем. А вот нижние слои скрыты от посто­ронних глаз, а порой и сам человек слабо знаком с ними...

Я хочу, чтобы ты на время представил себя такой матрешкой, как бы стал ею. Сначала нужно описать себя таким, каким тебя видят другие люди. Затем — открыть матрешку и найти там скрытый от посторонних глаз слой и тоже рассказать о нем. Потом ты снимешь с матрешки еще одну оболочку и откроешь следующий, более глубокий пласт... Пожалуй­ста, рассказывай о себе до тех пор, пока не дойдешь до таких частей своего «Я», которые ты никому не хочешь показывать».

Этот прием помогает избежать дискомфорта и обеспечивает подрост­ку, выполняющему упражнение, психологическую безопасность.

«Граница»: участники располагаются попарно на расстоянии десяти шагов друг от друга. Необходимо медленно продвигаться навстречу друг другу и постараться уловить момент, когда будет неприятно даль­нейшее приближение партнера, одновременно следя за тем, когда этот момент возникнет у него.

«Психологическая дистанция»: изображение ближайшего окружения подростка (протагониста) через расстояние. При этом психологиче­ская дистанция определяется как оценка отношений человека с кон­кретными людьми, представленная во внешних количественных (про­странственных) характеристиках.

Инструкция: «Степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быт* определена с помощью понятия "пси­хологическая дистанция". Давайте попробуем выразить близость —даль­ность отношений друг с другом через расстояние в пространстве».

Доброволец должен встать лицом к стене, а все остальные участники располагаются за его спиной на таком расстоянии, которое символиче­ски показывает близость их отношений с ним. При этом необходимо учитывать взаимное расположение относительно друг друга. Затем сто­ящие за спиной должны разойтись, запомнив при этом свои места. Пос-I ле этого доброволец поворачивается и расставляет участников так, как, по его мнению, они должны были встать.

В заключение, проводя обсуждение возникших переживаний, следует подумать над такими вопросами: сложно ли было прогнозировать распо­ложение своих товарищей? Чувствовали ли вы себя уверенно, когда рас­ставляли их по местам? Постигло ли вас разочарование, когда вы увиде­ли, какие места они заняли сами? Иди, напротив, вас это обрадовало? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах?

«Волшебный магазин»: участникам необходимо представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются чудесные вещи — любовь,

мужество, мудрость, уважение и т.п. Добровольцев просят выйти впе­ред и попробовать выменять какой-либо товар. Режиссер, играющий роль хозяина лавки, уточняет, сколько чего нужно, от кого получен товар и в связи с чем. Потом он просит что-нибудь взамен, по барте­ру. Разработка этой темы приводит к тому, что покупатель начинает лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий.

В качестве психодраматических техник используются следующие.

Обмен ролями: протагонист (подросток) играет в психодраме роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» (другой подросток из группы) берет на себя роль протагониста. В этом случае вспомогательное «Я» становится объектом проекций, поэтому при об­мене ролями протагонист получает доступ к отвергаемой им части соб­ственной личности, выражает вытесненные потребности, желания, скры­тые мотивы. Техника используется для того, чтобы из другой роли под­росток получил необходимые ему поведенческие образцы или качества. Применение техники позволяет пережить новый эмоциональный опыт и расширить поведенческий репертуар. С се помощью можно управлять эмоциональным напряжением разыгрываемого действия.

Зеркало: подросток, выступающий в роли вспомогательного «Я», дол­жен как можно точнее сымитировать поведение протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия. В этой технике искусст­венно создается проекция для того, чтобы подросток обнаружил те аспек­ты поведения, а через них — желания и чувства, которые ранее отвергал.

Проекция на будущее: эта техника позволяет разыграть возможный вариант развития событий (сцену из будущего). Применение техники дает возможность апробировать новые поведенческие.стратегии, закрепить те способы действия, которые были освоены в психодраме.

Моделирование: демонстрация вспомогательным «Я» альтернативных способов действия для того, чтобы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Происходит обучение подростка-новым поведенческим стра­тегиям.

Свеча: кратковременное, длящееся несколько минут пребывание каж­дого участника в роли протагониста.

Разговоры за спиной: протагонист садится спиной к группе и слуша­ет, как его обсуждают.

Таким образом, можно наметить следующие пути психологи­ческой помощи в критических ситуациях с использованием психо­логического времени личности:

1) перенос потенциального будущего в актуальное настоящее, чтобы мотивы и цели, ценимые сознанием, но вынесенные в не­которую временную перспективу, вошли в феноменологическое «теперь» и стали актуальной и действенной данностью;

2) перенос актуального настоящего в психологическое про­шлое, в аффективном плане это представляется как отстранение эмоции, ее устранение из момента «теперь»;

3) уменьшение степени актуальности событий и отношений прошлого в настоящем. Это связано с увеличением реализованно-

сти и потенциальности событий прошлого и будущего в индиви­дуальной концепции психологического времени личности.

Наши рекомендации