Мотивационные установки клиента. Типы запросов

В.В. Столин выделяет три основные мотивационные ориентации, встречающиеся у клиентов консультации:

1. Деловая ориентация (два вида):

А) адекватная деловая ориентация. Клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (в решении проблемы). Текстом жалобы, всей манерой поведения он дает понять, что доверяет учреждению, в которое обратился, консультанту, ожидает помощи, но и не переоценивает вероятный эффект этой помощи готов сотрудничать и выполнять все предписания.

Б) неадекватная деловая ориентация: клиент преувеличивает возможности консультанта, так или иначе выражает завышенные ожидания эффективности его помощи. «Я уверен, что вы – маг и волшебник и вы, только вы, можете мне помочь».

2. Рентная ориентация (два вида).

А) «Обаятельный рантье»: клиент как бы считает, что его откровенность, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, доверие к консультанту – этого достаточно, чтобы переложить ответственность на плечи консультанту. «Ну теперь вы знаете, ответственность теперь на вас, что мне делать даьше?».

Б) «требовательный рантье»: «ответственность на вас, иначе зачем вы здесь сидите и вам деньги платят». «Теперь вы обязаны все устроить и т.п.».

3. Игровая ориентация: возникает впечатление, что клиент обратился в консультацию для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, он дает понять, что он не такой уж профан в психологии, кое-что читал и как бы предлагает консультанту пройти у него аттестацию, доказать свою компетентность. В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность и трудность своей проблемы, хотя реально этой безнадежности не чувствует. Важным моментом первичной психодиагностики является анализ поведения клиента во время первой беседы. Он может проводиться по тем же параметрам, что и жалоба, т.е. как подтверждающий, уточняющий или опровергающий высказанной в жалобе локус и т.д., мотивационную ориентацию. (поза, мимика, жесты, речевая экспрессия и т.д.).

Информация, извлеченная из первой беседы с клиентом требует обобщения. Удобно проводить это обобщение, выделяя своего рода психологические синдромы, включающие специфические характеристики сюжета, локуса, самодиагноза, проблемы, запроса, подтекста. Предлагаются несколько психологических синдромов, которые имеют значение для первоначальной дифференциации клиентов.

Подозрение на душевное заболевание. Психолог-консультант должен уметь опознать случаи с явно выраженной симптоматикой эндогенных психозов или реактивных психотических состояний и, зафиксировав это, обязан порекомендовать клиенту обратится в соответствующее медицинское учреждение, к психиатру. Признаки, на которые следует обратить внимание: сбивчивость, нелогичность сюжета, повторы, отсутствие связи между фрагментами, наличие галлюцинаций, бреда, общий малоэмоциональный тон или, напротив, чрезмерное возбуждение; неучет реакции консультанта, неясность запроса.

Синдром поиска социальных союзников.

Клиент ищет социальных союзников, которые помогли бы ему «найти управу», наказать, принудить к чему-то называемое лицо. Субъектный локус ж.алобы – третьи лица, как правило, взрослые, объектный локус – несоответствие поведения лица закону, морали, справедливости и т.д. Проблема: «Хочу заставить, отомстить, наказать, не дать возможности, но не справляюсь». Запрос: «Помогите обуздать, наказать, повлиять (в моих интересах)». Отношение к лицу, о котором идет речь, выражено в подтексте: с антипатией, с уважением как достаточно сильного врага, но не с уважением человеческих достоинств. Отношение к консультанту – утилитарное. Клиент знает, что хочет и интересуется лишь действиями в этом направлении. Очень чуток к тому, «за кого» консультант. Попытки консультанта объективно разобраться в проблеме интерпретирует как намерение консультанта стать на сторону его врага. (Можно предполагать наличие параноидного синдрома). Наиболее правильная консультационная тактика: разъяснение сугубо психологического, а не юридического и административного характера учреждения, направленное в нужное учреждения за разъяснением правовой стороны вопроса. Длительная психологическая консультация в этом случае, как правило, невозможна.

В.К. Лосева и А.И. Луньков, анализируя запросов клиента выделяют:

Запросы конструктивные и неконструктивные.

К конструктивным запросам относят:

Запрос об информации: клиент запрашивает информацию о границах нормы, о возможностях психологического изменения и его прогнозе, о вариантах дальнейшего развития ситуации).

Запрос о помощи в самопознании: клиента интересует наличие у себя определенных способностей; пытается разобраться в своей роли по поводу происходящего с ним; нуждается в помощи по самопринятию и самопониманию.

Запрос о помощи в саморазвитии: клиент достаточно полно осознает свои затруднения и четко и конкретно формулирует свою потребность в помощи («помогите научиться общаться», «помогите улучшить память», «научите управлять своими эмоциями» и т.д.).

Запрос о трансформации (у клиента обнаруживается потребность начать жить как бы «с чистого листа»: пытается обрести новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного).

Запрос о снятии симптома (клиент формулирует свои трудности через описание определенных симптомов: жалуется на эмоциональные и когнитивные нарушения, описывает коммуникативные трудности, энергетические и психосоматические проблемы).

К неконструктивным запросам относят:

Запрос с предельным обобщением: клиент формулирует свои трудности, исходя из установки не на решение проблем, а на их избегание («Я хочу всем нравиться», «Мне нужно, чтобы мой ребенок всегда меня слушался»). Манипулятивный запрос: клиент формулирует свои трудности как потребность изменить кого-то, он жаждет помощи в управлении кем-то без его согласия («Сделайте так, чтобы он меня полюбил» и пр.).

Неконструктивные запросы необходимо трансформировать в конструктивные.

Профессионализм консультанта будет проявляться в формировании адекватных психологических установок у клиента по отношению к ситуации консультирования, избегании создания у клиента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необходимо переориентировать запрос в сторону возможного, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д.

Наши рекомендации