Резюме 3-й главы

Наряду с законами и теориями, для понимания природы психики необходимы также принципы, являющиеся формой обобщения законов и теорий и инструментом решения основных задач науки. Подчеркивая значение принципов, физик С. И. Вавилов говорит даже о «физике принципов». В этом же смысле можно говорить и о «психологии принципов».

Исторически и логически выстраивается цепочка философских, общенаучных и более конкретных принципов, актуальных для психологии. В этом ряду наиболее важными являются такие философские и общенаучные принципы, как принцип эволюции, детерминизма и др.

К собственно психологическим относятся принципы ассоциации, гештальта, интроспекции и некоторые другие. Системно-генетическая психология строится на основе трех взаимосвязанных принципов. К их числу относятся: 1) принцип целостности и структурности; 2) активности; процессуальности и 3) функционально-генетической иерархии психологических структур.

Все многообразие методов психологии укладывается в простую схему. Следует различать три основных метода — беседу, наблюдение и эксперимент, их совокупность как исследовательский модуль и методические цепочки от каждого из них в виде дополнительных и специальных методических приемов и множества конкретных методик, в том числе тестов (рис. 2, стр. 77).

В комплексе этих методов, методических приемов и конкретных методик находит свое выражение «метод психологии в единственном числе», как его понимал С. Л. Рубинштейн.

Вопросы для самопроверки к 3-й главе

1. Назовите основные философские и общенаучные принципы, актуальные для психологии. Что такое «физика принципов» и нужна ли «психология принципов»?

2. Расскажите о трех принципах системно-генетической психологии.

3. В чем заключается проблема метода в психологии?

4. В чем достоинства беседы, наблюдения и эксперимента как методов психологии и какие ограничения свойственны каждому из них? Что такое исследовательский модуль?

5. Проблема тестов в советской и мировой психологии.

6. Расскажите о принципах теоретического анализа психодиагностических методик.

Глава 4. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

Ключевые слова

Психологическая таксономия.

Уровни-компоненты психики и связи между

ними. Девять уровней процессов, состояний

и интегральных психологических образований.

Процессы: первичные, вторичные

преобразовательно-познавательные

и центрально-регуляторные.

Метод психологического портрета (МПП)

Наши рекомендации