Глава 1. психическое здоровье и факторы его определяющие
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА
Выполнили студентки Финансового Факультета
группы 2210:
Косицкая Валерия
Головачёва Анастасия
Суворова Маргарита
Иванова Екатерина
Горшкова Анна
Москва 2016
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ................................................................................................................... 5
ГЛАВА 2. «БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ» - СТРЕСС И ДЕПРЕССИЯ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ........................................................................ 10
1) Разрушительное влияния стресса на здоровье................................. 10
2) Способы борьбы со стрессом............................................................ 13
3) Депрессия и её влияние на психическое здоровье............................ 15
ГЛАВА 3. ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ФОБИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕБРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................... 27
ВВЕДЕНИЕ
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого индивида. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены. Необходимо добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Безусловно, здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Важной составной частью здоровья человека является психическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.
Актуальность нашего исследования состоит в том, что все мы, студенты, на протяжении учебного процесса не раз сталкиваемся со стрессовыми ситуациями, которые, безусловно, накладывают свой отпечаток на наше психическое и эмоциональное состояние. А если к этому прибавить различные неурядицы и проблемы личной жизни, то и вовсе можно впасть в состояние депрессии или, ещё хуже, подорвать своё психическое здоровье и, в результате, серьёзно заболеть. Стоит отметить, что молодёжь чаще всего страдает от психических заболеваний, которые являются одними из самых тяжело поддающихся лечению, поскольку на 90% выздоровление зависит только от желания самого пациента.
Цель исследования состоит в изучении состояния психического здоровья студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова, в информировании студентов о последствиях небрежного отношения к психическому здоровью, а также в разработке способов борьбы с пагубным влиянием стресса и депрессий, в том числе используя возможности, предоставленные нашим университетом.
В рамках данной цели были поставлены следующие задачи:
1). выявить факторы, определяющие психическое здоровье
2). изучить влияние стресса и депрессии на наш организм
3). провести опросы среди студентов, с целью определения количества учащихся, страдающих от стресса и депрессий
4). с помощью опроса узнать, как студенты нашего ВУЗа предпочитают справляться со стрессом
5). разработать способы борьбы со стрессом, в том числе за счёт занятий физической культурой
6). рассказать, с какими психическими заболеваниями и фобиями могут столкнуться те, кто не следят за своим психическим здоровьем
Объектом исследования являются студенты нашего университета.
Предметом исследования является их психическое здоровье.
Значимость работы состоит в том, что полученные знания о предмете исследования позволят студентам избежать серьёзных проблем с психическим здоровьем.
Несмотря на то, что степень изученности данной темы достаточно высока в целом, она всегда будет актуальной и тем более интересна учащимся РЭУ, поскольку исследование было проведено при их непосредственном участии, а комплекс мер был разработан исходя из возможностей нашего университета. В этом же заключается и новизна работы.
Исследование состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
Психическое здоровье личности следует рассматривать как комплекс полноценных психосоматических функций, благодаря которым человек способен безболезненно адаптироваться к всевозможным стрессам, неожиданным ситуациям, быть активным, работоспособным, жизнерадостным и полным сил. Психическое здоровье является детерминантной общего состояния благополучия и гармонии, достичь которого невозможно без соответствующей внутренней мотивации, уверенности в себе, присущем спокойствии и хладнокровии. Понятие психического здоровья противопоставляется психическим отклонениям, расстройствам и заболеваниям, возникающим вследствие неправильного образа жизни, пережитого сильного стресса, переутомления и в редких случаях генетической предрасположенности к определенному типу психосоматической болезни.
Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также
вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Психическое здоровье должно характеризоваться:
• отсутствием психических или психосоматических заболеваний;
• нормальным возрастным развитием психики;
• благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.
Существует несколько факторов, которые в определенной степени влияют на состояние психического здоровья человека:
1.Внешняя среда и природно-климатические условия.
Одним из основных факторов окружающей среды, влияющих на эмоциональное состояние человека, является природный ландшафт. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь она чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может по-разному влиять на психоэмоциональное состояние. Природное окружение несет определенную информацию о его состоянии – через форму, цвет, звук. Информация, которая активно усваивается человеком, существенно влияет на организм и поведение человека. Так, эстетически привлекательная форма природного окружения возбуждает определенное отношение к нему, сопровождающееся сильными положительными эффектами: радостью, удовольствием, любовью, наслаждением. Эти переживания включаются в жизненные процессы личности, создавая ощущение бодрости, желание и потребность действовать. Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его психике и здоровье. Это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире, какова звукопроницаемость ее стен, как человек добирается до места работы, с кем она повседневно общается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит психологическое состояние человека, его работоспособность, активность, настроение – вся ее жизнь. В городах человек придумывает тысячи ухищрений для удобства своей жизни – горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений. Однако в больших городах особенно сильно проявляются и недостатки жизни – жилищная и транспортная проблемы, повышение уровня заболеваемости. Во многом это объясняется одновременным воздействием на организм двух, трех и более вредных факторов, каждый из которых оказывает незначительное воздействие, но в совокупности приводит к серьезным бедам людей.
2.Анатомо-физиологические данные, в том числе болезни.
Болезнь создает трудную для больного жизненно-психологическую ситуацию. Человек испытывает переживания, чувство тревоги, страха, дискомфорта. Эта ситуация включает в себя множество разнородных моментов: процедуры и прием лекарств, общение с врачами, перестройка отношений с близкими и коллегами по работе. Большое количество негативных моментов налагают отпечаток на собственную оценку болезни и формируют окончательное отношение к своему заболеванию.
3.Образ жизни.
Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. Каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т.д. Этим объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – степень удовлетворения основных материальных и духовных потребностей: возможности потребления тех или иных продовольственных и промышленных товаров, обеспеченность здравоохранением, жилищными и культурными условиями, т.е. количественный аспект удовлетворения потребностей. Качество жизни отражает степень удовлетворения содержательных потребностей (мотивации жизни, комфортность труда и быта, качество питания и условия приема пищи, качество одежды, жилья и т.п.), которые проявляются в возможностях самоутверждения, самовыражения, саморазвития и самоуважения. Стиль жизни – это определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, характеризующие ее относительную самостоятельность и способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной, содержательной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие "здоровый образ жизни".
4.Здравоохранение.
Здравоохранение – система государственных и общественных мероприятий по предупреждению заболеваний и лечению заболевших. Существующая система здравоохранения не может снизить рост заболеваемости населения, связанный с неблагоприятными изменениями условий жизни, трудовой деятельности, окружающей среды, так как не имеет реальных социальных и экономических возможностей влиять на причины возникновения болезней. Решение проблемы находится в области совершенствования механизмов саморегуляции, расширения физиологических резервов человека, достижения утерянной гармонии в структуре организма и личности.
Вопрос психического здоровья населения сегодня остро стоит в каждой стране мира. По данным Всемирной организации здравоохранения около 15% жителей планеты нуждаются в скорой психиатрической помощи и лечении психических заболеваний. Среди указанного количества 25% отводится на психоэмоциональные проблемы жителей Российской Федерации, коих по сравнению со статистикой 1990-х годов стало в 2 раза больше на сегодняшний день. Психическое здоровье и эмоциональное состояние граждан России ежегодно ухудшается в среднем на 2,5%. На первом месте находятся пациенты с непсихотическими эмоциональными расстройствами (48, 1%), далее следуют больные, имеющие психозы и прогрессирующее слабоумие (27,3%), остальную же часть составляют умственно отсталые пациенты (24,6%). Эксперты утверждают, что с начала 1990 года и по сегодняшний день значительно увеличилось число пациентов, страдающих биполярным аффективным расстройством, эпилептическими припадками и шизофренией. В перечне психических заболеваний в 1992 году появился новый термин – социально-стрессовые расстройства, возникающие вследствие резких неожиданных жизненных перемен.
Укрепление психического здоровья – задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой индивидуальности, се уникальности. Этому необходимо учить и на основе соответствующих знаний формировать навыки управления своим психическим состоянием, укрепления здоровья, раскрытия резервных возможностей человека.
5. Биологические факторы.
К биологическим факторам, повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относится возраст.
В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся: младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов; подростковый период (12-- 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства период инволюции -- со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов.
Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин.
Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые события. Это объясняется различными социально-биологическими их характеристиками. Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения.
6. Социальные факторы.
К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны.
Зарубежными исследователями было доказано, что депрессии чаще возникают у представителей среднего и низшего социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств.
Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. Причем безработица с большей вероятностью способствует развитию депрессии у тех, кто в прошлом уже терял работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в течение двух лет, особенно у лиц с неблагоприятным семейным климатом и отсутствием социальной поддержки.
Для настоящего времени характерны такие социально обусловленные патогенные факторы, как локальные войны, вооруженные конфликты, террористические акты, -- они приводят к стойким нарушениям психического здоровья не только у непосредственных участников, но и у мирного населения. Человеку нелегко привыкнуть к войне -- к ее опасностям и лишениям, к иной шкале жизненных ценностей и приоритетов. Психические расстройства выявляются у 60-- 85 % лиц, переживших столь мощные стрессогенные воздействия.