Глава 4. Развитие научного понятия об Измененных состояниях сознания

Я не знаю, кто придумал выражение измененные состояния сознания, но «до середины 60-х годов подобные состояния рассматривались только как патологические» (Велик, с. 26).

Основное— Море сознания— Прибрежные воды

Глава 4. Развитие научного понятия об Измененных состояниях сознания - student2.ru Это мнение современного исследователя ИСС вполне подтверждается статьями тех исследователей, что используют это выражение лишь для пояс­нения своих предметов, которыми занимаются давно и как бы в ключе ста­рой традиции. Как пример приведу высказывание Евдокии Гаер, которая давно изучает шаманизм для того, чтобы помочь выживанию народов Севе­ра России.

«Часто слышишь мнение, что шаманы — это больные люди. Нет, шаманы здоровы, но часто это люди нервные, близкие к состояниям измененного сознания, склонные к припадкам, что как раз и рассматривалось, как способ вызвать ду­хов. Но шаман, в отличие от обычного неврастеника, мог своими нервными при­падками прекрасно управлять» (Гаер, с. 13).

Каким образом могло родиться такое представление? Если задуматься об этом, то оно оказывается чрезвычайно значимым. Судите сами. Ни сейчас, ни тем более до 60-х годов прошлого века Наука не знала, что такое сознание вообще. Соответственно, она не могла определить и некую научную норму для сознания. Но при этом любые отклонения от нормы, именуемые ее измене­ниями или измененными состояниями, резко порицались, объявляясь пато­логиями. Это может означать только одно: Наука использовала для определе­ния нормы и отклонений от нее ненаучное понятие о сознании. А какое?

Скажем так: научно-политическое. То есть соответствующее не явно за­явленной цели Науки искать истину, а скрытой цели научного сообщества захватить власть над миром. Ярче всего эта цель проявляется в той части Науки, которая относится к Медицине, где чаще всего и используется по­нятие нормы. Особенно это заметно на примере Психиатрии, которая и одари­ла мир понятиями психопатии, неврастении и вообще «нервный человек».

Как вы понимаете, «нервничать» не относится к неврологии и не отно­сится к нервам. Это первый шаг по обработке сознания обычных людей, предпринятый когда-то очень давно психиатрами. Нервность или нервоз­ность — исключительно «психологические» болезни. Но Психиатрия — не наука. Я уже писал об этом и повторюсь еще раз.

Психиатрия — часть «репрессивной системы государства», как сейчас говорят. Хотя вернее было бы сказать, что это тюремно-успокоительная служ­ба, занявшая высокое положение в государстве не научными достижения­ми, а тем, что предоставляет Власти вполне определенную услугу. Она уби­рает из общества те помехи покою, с которыми не могут справиться судебные и правоохранительные органы.

Слово «органы», как вы понимаете, перекочевало в государственный язык из Медицины, а точнее, через Медицину из Физиологии. Это проявле­ние все того же стремления Физиологии стать царицей Наук о человеке — его Механической физикой. Государство — большой организм, в котором все части подобны органам человека. А «человеческий организм» — малень­кое клеточное государство, перерабатывающее мир в дерьмо.

Психиатрия захватила свой надел потому, что делает нужное дело — обеспечивает государственный покой. Но при этом, чтобы ее действия были оправданы, она должна была выглядеть Наукой. Просто тюрьмы в государ-

Глава 4. Развитие научного понятия об ИСС

Глава 4. Развитие научного понятия об Измененных состояниях сознания - student2.ru стве были и без нее. Для нового, научного общества нужны были научные тюрьмы. Психиатрия должна была хотя бы выглядеть Наукой. И поскольку исследовать «психику», а точнее, сознание, Психиатрии было недосуг, она изобрела несколько действенных приемов, убеждающих обывателей в ее на­учности. Один из них — жесткая привязка к Царице Наук о человеке — Физиологии. Физиология изучает нервную систему и утверждает, что психи­ка — это работа нервной системы. Следовательно, ни для одного человека научного склада ума не может быть сомнительным, что психические заболе­вания связаны с расстройствами нервной системы. Они просто не могут быть не связаны! И поэтому мы вполне можем назвать их неврозами или нервоз­ностью и вообще использовать слово нервы.

Уже после, по мере проявления действительных исследований, стало ясно, что нервные болезни и нервность или нервозность вещи разные. Но понятие вводилось в самом начале победоносного шествия Физиологии.

Другим проявлением хитрости и приспособленчества является жесткая привязанность современной Психиатрии к медикаментозным средствам ле­чения, то есть, попросту говоря, к лекарствам или химии. Никто, кажется, даже не задавался вопросом, а в состоянии ли химия воздействовать на пси­хику, душу или дух. Все ведь изначально знали, что обманывают и воздей­ствуют на то, что воздействию химии доступно, — на тело. А при чем тут лечение психики? А, не мешайте! Видите, люди делом заняты.

Между тем, вопрос о возможности проследить воздействие химических веществ на сознание человека невольно должен был возникнуть, потому что одним из средств лечения в Психиатрии являются наркотики. Они, кстати сказать, вызывают изменение состояний сознания, и большая часть путеше­ственников «в иные реальности» до сих пор простенько глушат себя этой химией. Вероятно, это измененное состояние сознания и было первым, ко­торое наблюдали медики. И наблюдали с предельным осуждением, которое и закрепилось за понятием измененного состояния сознания вообще. Нарко­ман не полезен в государственной машине, он грязь, мусор, мешающий ее работе, и должен быть из нее вычищен. Вот суть психиатрического очищения.

Государственный орган не может не осуждать то, что делает винтик госмашины неуправляемым. Наука, когда у нее была такая возможность, предпочитала не изучать, а запрещать и осуждать все, что нарушало обще­ственный покой и требовало от нее какой-то работы. Держать и не пущать! В этом суть научного очищения.

Но с 60-х годов двадцатого века отношение к измененным состояниям сознания меняется. Это, безусловно, связано с тем, что после победы в 20-х годах научной революции власть и значение Церкви во всем западном мире резко упали. С ними упало и значение религии или веры. Начался отход от привычного состояния сознания, которое управляемо обычаем. Вот это и было действительным отклонением от нормы.

Normaпереводится с латыни как правило, образец, закон или законоус-тановление.Если учесть, что само слово рождается до появления римского права в народе, то оно означает обычай, образец для подражания в поведении.

151

Основное— Море сознания— Прибрежные воды

Глава 4. Развитие научного понятия об Измененных состояниях сознания - student2.ru Вот это и есть собственно психиатрическое понятие о норме, точнее, пси­хической норме.

До сих пор психиатр судит о здоровье больного не так, как механик судит о машине. Механик исходит из внутреннего устройства. Если в устрой­стве все верно, то машина исправна, независимо от того, как «ведут себя» окружающие машины. Физиология хотела добиться того же самого в отноше­нии человека, превращая его в неврологическую машину. Но Психиатрия — не наука не только в смысле поиска истины. Она и не Наука в семье Наук, а всего лишь прикрывается наукообразностью, являясь орудием управления поведением людей. Значит, она — часть государственной машины, которая тоже является сообществом божественных сущностей.

Поэтому, крича о своей научности, она далеко не всегда применяет то, что выдумывают Науки. Так не приняла она и физиолого-медицинский под­ход к норме, поскольку это пустышка, а сохранила тот, что обеспечивал действенную работу. Подход этот — бытовой или обычный. Его применяют все правоохранительные органы, но закрепив в законодательстве. Психиат­рия не может закреплять свой предмет законодательно потому, что тогда она ограничит себе возможность пресекать новые отклонения. Поэтому пси­хиатрам приходится быть гораздо гибче юристов. Они должны исходить из своего чутья. Чутья на обычность и необычность поведения.

Норма психиатрии — это всегда норма поведения, что означает способ­ность человека соответствовать обычаям народа, вести себя как все, не вы­деляясь из общего стада. Уже одного этого достаточно, чтобы человека оста­вили в покое, даже если он совершенно невменяем. Если его сумасшествие таково, что у него нет ни искорки смысла в глазах, но ведет он себя как машина, запрограммированная на «правильное поведение», его поставят на учет, но отпустят. Он — не социально опасный.

Если же человек покажет, что он в состоянии осознанно исполнять правила поведения, то это просто здоровый человек. Его даже судить можно, то есть передать из ведомства Психиатрии в ведомство правоохранительных органов.

Однако любое сообщество нуждается в науке и научности, когда ему приходится решать сложные жизненные задачи. Там, где Психиатрия созда­ет свою науку, — эта наука не механическая и не физиологическая. Там, где надо действительно работать, а не изображать из себя одну из сестер-побе­дительниц, наука-психиатрия действительно наука о духе. Хотя бы о народ­ном духе, проявляющемся в обычаях. Хотя Бога психиатры в свое ведомство не допускают — это было бы уже слишком. Между тем, если вспомнить слова Рам Дасса, игры в измененные состояния сознания появились в 60-х годах именно как попытка вернуть изгнанных наукой Богов.

«В конце 60-х— начале 70-х годов в наших поисках пути был период фана­тизма и путаницы. Мы импортировали модели Востока с огромной скоростью и очень старались обратиться, но в согласии с нашей традицией продвигаться от периферии к центру, — хотя мы и приняли множество символов и всякого снаряжения и могли снаружи выглядеть, как Будда, — внутренне мы были про­сто кем-то, кто старался выглядеть Буддой. Мы были озабочены всякими обетами

Глава 5. Последние десять лет

Глава 4. Развитие научного понятия об Измененных состояниях сознания - student2.ru и обязательствами, отношением к учителям, всей концепцией Гуру и тем, что такое Путь.

В 60-х годах слово "Бог " все еще было табу, и мы говорили об "измененных состояниях сознания"» (Рам Дасс, Зерно на мельницу, с. 201).

В сущности, начиная с 60-х и кончая современными танцевальными марафонами под Экстази, мир заявляет Науке: Нет! Заявляет неуправляемо­стью, потерей «нормального» поведения. Молодые революционеры так рва­лись к власти, что бездумно вырвали подпорки из-под огромного обще­ственного здания, чтобы занять это место, и теперь на них сыплется все то, что раньше держали на своих плечах другие. А именно — Вера и Обычай.

Мало кто задумывался, что сегодняшнее состояние западного мира, ко­торый живет в наркотическом угаре, — это достижения механистической Науки. Все это — уход от превращения в машину, для которой возможна норма, в иные состояния сознания, неподвластные механическому управ­лению. Для людей попроще — это пьянство и наркомания. Так убивают себя целые народы из тех, кто ближе к природе и не хотят жить в научном мире. Куда они уходят с Земли? В небытие или иные миры, я не знаю. Но они уходят, как только государственная машина добирается до них.

Остальные уходят по-разному, но с этой планеты, как с тонущего ко­рабля, бегут все, у кого еще есть душа. Иначе говоря, все, для кого возмож­но возрождение в иных мирах.

Дела Богов.Наука, почувствовав своими не очень-то быстрыми мозгами, что происходит что-то страшное и скоро просто некем будет править, предпринимает какие-то шаги. Какие? Да это самое изучение «измененных состояний сознания». Она надеется, что если их изучить, то можно как-то отвердить оползень — заморозить его или залить бетоном. Попросту, ввести все те места, куда сбегают люди, в научный мир и придавить. А беглецов и беглянок вернуть.

Мы сбежим дальше, хочется ответить ей!

Но что означает вся эта бесконечная игра в догонялки между живой душой и научной машиной? Конец зеленой планеты? Или же именно так Природа и Мировой дух познают себя? Ведь, сбегая в неведомые простран­ства и открывая их, я тем самым делаю их доступными для исследования и понимания. И пусть Наука — мертвый механизм — но в ней и помимо нее множество живых людей, способных исследовать и познавать.

Были ли когда-либо в истории человечества времена, когда познание неведомого шло так мощно? Судя по силе сопротивления, которое оказыва­ет этому познанию госпожа Наука — нет. Нас еще ни разу не ставили перед выбором: либо познаете себя, либо погибнете всей планетой!

Наши рекомендации