И генетическая модель влияния

Центром процесса влияния является не снижение уровня когнитив­ной неуверенности, а социальный конфликт. Три модальности влия­ния — инновация, конформность и нормализация — отражают воз­никновение конфликта, его разрешение и избегание. Влияние — это основа процессов, связанных с возникновением социальных конф­ликтов и их разрешением. Московичи исходит из того, что люди не любят конфликтов и разногласий с другими людьми, конфликты де­лают их неуверенными и беспокойными. Конфликтная ситуация не­приятна, и мы стремимся избежать ее с помощью нормализации и конформизма, т. е. с помощью достижения согласия через влияние. Именно это и становится источником власти меньшинства. Мень­шинство способно создать конфликт, отказаться идти на компромисс, посеять сомнения и вызвать неуверенность, а также создать такую ситуацию, в которой у большинства не останется иного выхода, кро­ме как принять новую точку зрения. Меньшинство способно исполь­зовать нелюбовь большинства к конфликтам и его потребность в со­гласии. Вот мы и подошли к генетической теории влияния, которую

создал Серж Московичи. В ее основе лежат представления о том, что влияние не унилатерально и направлено не только «сверху вниз», но и «снизу вверх»; что каждый член группы, независимо от его соци­ального статуса, — не только объект, но и субъект влияния; что влия­ние не только контролирует социальную среду, но и изменяет ее, что оно связано с возникновением и разрешением конфликта, направле­но на достижение общих оценок объективной реальности, предпоч­тений и самобытности и что эффективность влияния зависит от сти­ля поведения его «источника», от того, каков паттерн его поведения и как оно организовано.

В том, как именно меньшинство создает конфликт и оказывает влияние, ключевым эмпирическим фактором является стиль его поведения, его «риторика», включая и «самопрезентацию источника влияния, логику его аргументации и прочие ораторские приемы, представляющие собой символические переменные» (Moscovici & Faucheux, 1972, p. 158). Наиболее важным элементом поведения яв­ляется последовательность, причем в одинаковой мере важны какин-траперсональная последовательность в разных ситуациях и в разные моменты времени, так и интерперсональная, или социальная, согла­сованность между индивидуумами, т. е. консенсус. Последователь­ность — признак уверенности и приверженности согласованному выбору, он может проявляться в разных формах — от «настойчивого повторения... через избегание любого противоречащего поведения к выработке логической системы ее демонстрации» (Moscovici & Fau­cheux, 1972, p. 158). Достигшее согласия меньшинство зримо: оно об­наруживает себя, создает конфликт, порождает сомнения относитель­но установленных норм и лишает уверенности в них, сигнализирует о том, что не пойдет на компромисс и не отступится, что оно уверено в успехе, привержено своим ценностям, уверено в себе (чтобы проти­востоять большинству, нужно чувствовать собственную силу), и пред­лагает альтернативную норму, новый взгляд на вещи, который разре­шит конфликт, если большинство пойдет ему навстречу.

Итак, генетическая теория исходит из того, что пришедшее к со­гласию меньшинство: 1) разрушает устоявшуюся норму и порожда­ет сомнения и неуверенность в умах представителей большинства; 2) проявляет себя, привлекает к себе внимание и «делает себя види­мым»; 3) доказывает, что существует альтернативная и понятная точ­ка зрения; 4) демонстрирует уверенность, последовательность и при­верженность этой точке зрения; 5) сигнализирует о своей решимости

1 2 6 Глава 4. Влияние меньшинства

Экспериментальное подтверждение генетической модели..

не идти на компромисс и отстаивать свою позицию и 6) и убеждает большинство в том, что единственный способ восстановить стабиль­ность в обществе и когнитивную когерентность — пойти навстречу меньшинству. Влияние меньшинства проявляется в виде сложного, многогранного социального и психологического процесса. Что имен­но становится основой убеждения в данной теории? Убеждает ли человека сама по себе риторика, влияет ли стиль поведения на то, как воспринимается информация, или Московичи исходит из того, что меньшинство, владеющее альтернативной нормой, так или иначе, но заставит большинство согласиться с ней? Однозначного ответа на этот вопрос Московичи не дает. Важно также отметить и то, что в 1980 году он радикально изменил свои воззрения и вместо гене­тической теории предложил модель, основанную на дуалистиче­ском процессе (dual-process model), которая усложнила теоретиче­скую картину.

Наши рекомендации