Глава 11 Методы исследования структуры проблемы (трансформация
Библиография
Джонс [74] , Джюйкс, Сойерс и Стил-лермен [112] .
11.7 Определение компонентов по Александеру
Цель
Найти правильные физические компоненты конкретной структуры, которые можно было бы изменять независимо друг от друга в соответствии с последующими изменениями среды.
План действий
1. Выявить все требования, оказывающие
влияние на формирование конкретной
структуры.
2. Определить, является ли каждая пара
требований независимой или нет, и за
фиксировать каждое решение в матрице
взаимодействий.
3. Разложить матрицу на группы с тесной
внутренней взаимосвязью и слабой свя
зью между группами. Это и будут "пра
вильные" компоненты.
4. Разработать конкретные компоненты
для каждого набора требований.
5. Скомпоновать из этих новых компо
нентов новую конкретную структуру или
ввести некоторые новые компоненты в
конкретные существующие системы.
Пример
Поскольку знаменитый пример Алек-сандера с проектированием индейской деревни (Александер [4] ) связан со специфическим образом жизни индейцев, неизвестным многим читателям этой книги, здесь приводится более традиционный пример. Это проблема отыскания правильной планировки для группы жилых зданий, пристраиваемых к какому-либо городу. (Пример дается по книге Чермаева и Александера [113] .)
1. Выявить все требования, оказывающие влияние на формирование конкретной структуры.
Ниже дается перечень 33 требований.
ского шум".
23 Средства снижения фона городского шума в пешеходной зоне. 24. Средства защиты жилища от местного шума.
25 Средства защиты наружных зон от шума, создаваемого в прилегающих к ним зонах.
1Ь. Возможность беспрепятственного подъезда автомобилей в часы "пик".
27. Возможность въезда и выезда авто
мобилей в экстренных случаях: по
жар, скорая помощь, реконструкция и
ремонт.
28. Переход людей из автомобилей в жи
лище при минимальных расстояниях и
затратах сил.
29. Пешеходные тротуары без опасных
или приводящих в замешательство рез
ких изменений уровня и направления
движения.
30. Безопасные и живописные места для
пешеходных и велосипедных прогулок.
31. Изолированные места для свалки му
сора, предотвращающие засорение окру
жающей среды.
32. Эффективная организация службы
быта и размещение приемных пунктов.
33. Частичная защита от атмосферных
воздействий пространств между стоян
ий автомобилей и жилищем.
Александер указывает, что этот перечень
Должен включать все требования, имею
щие какое-либо он к формиро
ванию конкретной с
Чермаев и Александер [113] приводят следующий пример, показывающий, каким путем они обнаруживают наличие или отсутствие взаимодействия:
"Рассмотрим требования, изложенные в п. 11:
"Места входа и въезда, которые можно охранять".
Если судить поверхностно, может показаться, что это требование могло бы быть связано с требованием, изложенным в п. 6 ("индивидуальные входы в квартиру"), поскольку оба они связаны с физической возможностью что-то закрывать. Но наличие контролируемого закрывающего устройства не обеспечивает эффективного преграждения или облегчения доступа внутрь. С другой стороны, хотя в п. 11 не упоминаются акустические аспекты, если подумать о физическом воплощении устройства, например о весе, размере и плотности подгонки двери к косякам, то сразу можно увидеть связь между требованиями пп. 11 и 21 - регулирование шума. Конечно, сам тот факт, что вход или доступ должен контролироваться, с проблемами шума никак не связан. Но если вход должен полностью закрываться, значит, дверь должна быть плотно пригнана, а это качество и относительно небольшие размеры дверей, как и простота их конструкции, позволяют легче решить проблемы защиты от шума и атмосферных воздействий".
Глава 11 Методы исследования структуры проблемы (трансформация)
ма, создаваемого в общественной сфере", относится к снижению шума автомобилей, а не к плотности закрывания дверей.
Трудно понять, каким образом автор пришел к решениям, зафиксированным в матрице (рис. 11.9), и вполне вероятно, что другие специалисты могли бы выявить совсем другие модели взаимодействия. В ответ на эти критические замечания Александер прислал автору объяснения по поводу того, что он имел в виду под "индивидуальным входом" и "контролем за источниками шума"; при этих субъективных значениях схема взаимодействия приобретает смысл. Он
разъясняет, что метод может быть полезен проектировщику лишь в ограниченной мере, позволяя ему осознать структуру его собственных размышлений, но не является средством проверки лих мыслей по отношению к реальной действительности.