Раздел 1.Мои чувства (14часов)

Тропинка к своему Я

(рабочая программа по психологии для начальной школы)

Исполнитель:

Синкина Ирина Борисовна,

Учитель-психолог СОШ № 2

г. Междуреченск

Кемерово 2012

Пояснительная записка

Тропинка к своему Я

Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие

школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

- стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

Целькурса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 136 часов.

Общая характеристика предмета:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологическийкомпонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальныйкомпонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационныйкомпонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развитияявляются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

Формы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

Метапредметными результатамиизучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Класс

Регулятивные УУД:

· овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

· извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

· учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

· строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

· уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

· учиться исследовать свои качества и свои особенности

· учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

· учиться наблюдать

· моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

· учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

· учиться работать в паре и в группе

· выполнять различные роли

· слушать и понимать речь других ребят

· осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Класс

Регулятивные УУД:

· учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников

· учиться прогнозировать последствия своих поступков

· определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

· учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

· строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

· находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)

· делать выводы в результате совместной работы в группе

· учиться графически оформлять изучаемый материал

· моделировать различные ситуации

· усваивать разные способы запоминания информации

Коммуникативные УУД:

· учиться позитивно проявлять себя в общении

· учиться договариваться и приходить к общему решению

· учиться понимать эмоции и поступки других людей

· овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

3 - 4 класс

Регулятивные УУД:

· осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

· извлекать необходимую информацию из текста

· определять и формулировать цель в совместной работе

· учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

· осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

· реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

· планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

· соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

· наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

· обогатить представление о собственных возможностях и способностях

· учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

· оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

· учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

· находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

· адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

· ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

· учиться контролировать свою речь и поступки

· учиться толерантному отношению к другому мнению

· учиться самостоятельно решать проблемы в общении

· осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

· формулировать своё собственное мнение и позицию

· учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы .Основной формой работы является психологический тренинг.

Содержание программы

Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Первый класс

Раздел 1.Мои чувства (14часов)

Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.

Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.

Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.

Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?

Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.

Как справиться с гневом?

Может ли гнев принести пользу?

Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?

Наши рекомендации