Антиамериканский бунт» западноевропейских психологов

Принципы социологической социальной психологии (психологической социологии) есть методологическая основа данной парадигмы. Философия и этика также являются неотъемлемыми ее ориентирами. Взаимодействие когнитивистского варианта парадигмы объяснения и западноевропейского интеллектуального опыта в ходе истории сыграли огромную роль в формировании парадигмы. Но главным отличием от парадигмы объяснения является признание и выделение специфики человека и общества как объектов познания. Необходимо помнить, что метод объяснения заключается в ориентации на точные науки (математика, физика) и их точные количественные методы, направленное движение от эмпирического метода к теоретическому, признание превосходства метода над теорией. Метод понимания, наоборот, основывается на более «мягких» методах наук (этнография, культурология, лингвистика), приоритеты этого метода принадлежат теории, признается дедуктивное познание (от теории к методу). Модель человека выглядит так: человек образует и интерпретирует смыслы, используя символы и знаки. Общество – это система взаимодействующих между собой социальных субъектов разного уровня (индивиды, группы, общество). Общество формирует человека через культуру, но одновременно человек и есть его активный творец. Основа понимания предмета социальной психологии содержит в себе такие идеи. Культура создается посредством общения, отношения в обществе есть отражение основных принципов общения. Социальная жизнь – это основа идеологии и общения. И основной задачей социальной психологии является изучение таких явлений. Индивиды и группы, создающие свою реальность, управляющие друг другом, создающие объединяющие их связи, - это область исследования социальной психологии. Идеология (их товары и отношения) является средством обмена и потребления, а язык - деньгами. Такое определение предмета влияет и на выбор основных объектов. Главными у них являются отношения между субъектами самого социального процесса (как правило, между группами) и их отражения в сознании индивида и коллектива. Философская и теоретико-методологическая основа парадигмы понимания начала формироваться еще в XIX- XX веках, но в 60-х годах этот процесс можно рассматривать как антитезу американской парадигме. В 1972 году группой ведущих западноевропейских ученых была выпущена книга, которая была апогеем всей предыдущей критики относительно социальной психологии в США. Чем же было вызван такой негатив европейцев по отношению к американским социальным психологам? Можно сказать, что это было продиктовано реальной жизнью, социальными процессами, происходящими в Западной Европе в 70-х годах. Крайне обострилась идеологическая и политическая борьба между западноевропейскими странами. При этом наблюдалась идеологическая конфронтация между социальными системами, ухудшение проблем между различными этническими группами. Совокупность всех этих конфликтов в социуме стала реальностью, которую ни общество, ни социальные психологи не могли не замечать, а тем более не считаться с ней. В таких условиях американские социо-психологические модели человека, общества, их взаимодействия выглядели просто неадекватно. И такая несостоятельность американской парадигмы для западноевропейцев была подкреплена движением студентов в 60-х годах. Это послужило толчком к переосмыслению социальными психологами ранее принятых принципов и постулатов. Общественное давление, политическая обстановка в целом заставили задуматься и искать новые пути. Хотя в это же время социальная психология в США продолжала следовать своей прежней традиции исследования. Направление дальнейшего движения западноевропейской социальной психологии было обусловлено развитием социологии и психологии (эти науки являются прародителями соцпсихологии). Таким образом, был предоставлен богатый материал, который накопился западноевропейскими социальными науками, для обеспечения решения многих теоретических задач. Именно благодаря такому богатейшему материалу появилась возможность совершить переход от натурализма к субъективизму. Одним из серьезных шагов для этого была коллективная монография, отражавшая процесс нарастающей поляризации внутри социальной психологии Западной Европы. Одни психологи были страшно недовольны прежними постулатами и были готовы искать новые, которые помогли бы найти ответы на вопросы о методе исследования явлений в социуме, как в лаборатории, так и в естественной среде, о природе теории как таковой, о ценностях общества и человека, об их природе, о специфичности методов исследования в социальной психологии в естественных науках. Принцип методологического индивидуализма – это результат идеологии общества Америки и позитивистской методологии. Согласно этому принципу, поведение индивида и его взаимодействие с ему подобными – это единица анализа социальных явлений. Человек, будучи объектом исследования, не имеет отличий от природных объектов. Такое утверждение основано на следующем: • простая совокупность индивидуального – есть социальное; • социальное не имеет составляющих, которые невозможно было бы пояснить психологическими и психофизиологическими законами; • социальное и несоциальное не имеет большой разницы, так как человек является всего лишь элементом окружающей его среды. Отсюда, социальное лишается символических систем, языка и общения и превращается в одну из частей общей психологии. Не будучи отдельной единицей и не найдя своего аспекта в социальном, такая социальная психология остается без предмета изучения и общей теории и выступает как описательная научная дисциплина. Также она не имеет собственных методов, что заставляет заимствовать их у других наук (общая психология, этнография). Но в противовес таким негативным моментам возникает новый фундамент, который может поспособствовать социальной психологии стать похожей на точную науку о поведении человека в социуме, при этом аспекты смыслов и знаков исключаются из психологии ценой утраты смысла всего исследования. Так были предложены основные постулаты позитивного образа социальной психологии: • теория направляет ход исследования, не методы; • предмет социальной психологии, исследующей поведение человека в социуме, - это смысловой и знаковый аспект общения; • социальная психология находится в зависимости от мировоззренческих взглядов социальных психологов, осознающих значимость своей деятельности в обществе.

Наши рекомендации