Удовлетворенность трудом. Доверие

Андре Бюссинг «Мотивация и удовлетворенность»

- мотивация и удовлетворенность не могу быть измерены прямым путем

- процессуальные и содержательные теории мотивации

- направления исследований удовлетворенности трудом могут быть сгруппированы в 3 главные категории: причины и ограничения(неудовлетворенности), последствия удовлетворенности (неудовлетворенности) и исследование уровней удовлетворенности (неудовлетворенности)

- динамичная теория удовлетворённости Бруггеманн – новый подход

удовлетворенность работой – конструкт, обещающий субъективное видение человеком всех факторов, составляющих данное рабочее место (моя работа)

удовлетворенность трудом как переделённое психическое состояние, вызванное определенным балансом между уровнем притязаний и возможностями их осуществления (Свенцицкий)

подходы к понятию удовлетворенности можно разделить на 4 группы по двум основаниям(Герберт Розештиль):

1) критерию времени (удовлетворенность как временное состояние и как стабильная во времени эмоциональная реакция)

2) критерию ориентации (на стимул или на потребность)

Кирхлер и Хёльцл – все теории можно разделить на 5 групп

1) модель обусловливания – причинно-следственной связи (что обусловливает удовлетворенность)

2) теории обмена и справедливости

3) теории инструментальности (удовлетворенность работой как результата предвосхищения соотношения затрат и прибыли)

4) модель баланса (удовлетворенность как результат познавательного процесса)

5) теории обучения (уровень удовлетворенности тем выше, чем приятнее переживания на рабочем месте)

Корреляты удовлетворенности:

- продуктивность – связи нет, корреляция не значима, коэффициент корреляции 0,17.

- текучесть – обратная связь с удовлетворенностью

- удовлетворённость жизнью – прямая связь с удовлетворенностью

- преданность организации(идентификация себя с организацией, с ее ценностями, целями, организационной культурой) – связь есть

модель удовлетворенности А. Бруггеманн

- исходные моменты: общие признаки рабочей ситуации и конкретные признаки рабочей ситуации(условия)

и

общие потребности и ожидания и конкретные потребности и ожидания

где общее как должное, а конкретное как реальное

- сравнение должного и фактического уровня удовлетворения потребностей (исполнения ожиданий) – если расходятся, возникает неудовлетворённость трудом, если равны, то стабилизирующая удовлетворённость

- далее- процесс поддержания/повышения/понижения требований

теория выгорания Масла(к). 10 факторов, которые приводят к выгоранию:

единственный фактор из 10, который невозможно решить никак засчет собственных ресурсов, только уволиться: ценности. «Теории выгорания- только англий». Водопьянова, Старченкова.

Формы удовлетворенности:

Прогрессивная УР – повышение уровня притязаний, потенциальное повышение креативной неудовлетвореннсоти

Стабилизированная УР – ориентация на сохранение удовлетворенности в том виде, в котором она присутствует на данный момент

Пессимистичная УР – неудовлетворение потребностей

Псевдо УР – вытеснение проблемы

Фиксированная НР- фрустрация без попыток изменения ситуации, застревание.

Конструктивная НР- активность с фокусом на решение проблемы

Критика: модель не учитывает специфические условия, при которых принимается решение об уровне притязаний.

Связь между удовлетворенностью и доверием в организации

Методики:

1) методика оценки уровня доверия в организации Р.Б. Шо

факторы:

- доверие

- последовательность

- результативность

- забота

2) методика оценки субъективного отношения к организационной культуре и удовлетворённости А.Майер(адаптация В.Чикер)

факторы:

- мои коллеги

- мой начальник

- моя деятельность

- условия труда

- мое развитие

- организация / руководство

- защищенность рабочего места

- оплата

Наши рекомендации