Удовлетворенность трудом. Доверие
Андре Бюссинг «Мотивация и удовлетворенность»
- мотивация и удовлетворенность не могу быть измерены прямым путем
- процессуальные и содержательные теории мотивации
- направления исследований удовлетворенности трудом могут быть сгруппированы в 3 главные категории: причины и ограничения(неудовлетворенности), последствия удовлетворенности (неудовлетворенности) и исследование уровней удовлетворенности (неудовлетворенности)
- динамичная теория удовлетворённости Бруггеманн – новый подход
удовлетворенность работой – конструкт, обещающий субъективное видение человеком всех факторов, составляющих данное рабочее место (моя работа)
удовлетворенность трудом как переделённое психическое состояние, вызванное определенным балансом между уровнем притязаний и возможностями их осуществления (Свенцицкий)
подходы к понятию удовлетворенности можно разделить на 4 группы по двум основаниям(Герберт Розештиль):
1) критерию времени (удовлетворенность как временное состояние и как стабильная во времени эмоциональная реакция)
2) критерию ориентации (на стимул или на потребность)
Кирхлер и Хёльцл – все теории можно разделить на 5 групп
1) модель обусловливания – причинно-следственной связи (что обусловливает удовлетворенность)
2) теории обмена и справедливости
3) теории инструментальности (удовлетворенность работой как результата предвосхищения соотношения затрат и прибыли)
4) модель баланса (удовлетворенность как результат познавательного процесса)
5) теории обучения (уровень удовлетворенности тем выше, чем приятнее переживания на рабочем месте)
Корреляты удовлетворенности:
- продуктивность – связи нет, корреляция не значима, коэффициент корреляции 0,17.
- текучесть – обратная связь с удовлетворенностью
- удовлетворённость жизнью – прямая связь с удовлетворенностью
- преданность организации(идентификация себя с организацией, с ее ценностями, целями, организационной культурой) – связь есть
модель удовлетворенности А. Бруггеманн
- исходные моменты: общие признаки рабочей ситуации и конкретные признаки рабочей ситуации(условия)
и
общие потребности и ожидания и конкретные потребности и ожидания
где общее как должное, а конкретное как реальное
- сравнение должного и фактического уровня удовлетворения потребностей (исполнения ожиданий) – если расходятся, возникает неудовлетворённость трудом, если равны, то стабилизирующая удовлетворённость
- далее- процесс поддержания/повышения/понижения требований
теория выгорания Масла(к). 10 факторов, которые приводят к выгоранию:
единственный фактор из 10, который невозможно решить никак засчет собственных ресурсов, только уволиться: ценности. «Теории выгорания- только англий». Водопьянова, Старченкова.
Формы удовлетворенности:
Прогрессивная УР – повышение уровня притязаний, потенциальное повышение креативной неудовлетвореннсоти
Стабилизированная УР – ориентация на сохранение удовлетворенности в том виде, в котором она присутствует на данный момент
Пессимистичная УР – неудовлетворение потребностей
Псевдо УР – вытеснение проблемы
Фиксированная НР- фрустрация без попыток изменения ситуации, застревание.
Конструктивная НР- активность с фокусом на решение проблемы
Критика: модель не учитывает специфические условия, при которых принимается решение об уровне притязаний.
Связь между удовлетворенностью и доверием в организации
Методики:
1) методика оценки уровня доверия в организации Р.Б. Шо
факторы:
- доверие
- последовательность
- результативность
- забота
2) методика оценки субъективного отношения к организационной культуре и удовлетворённости А.Майер(адаптация В.Чикер)
факторы:
- мои коллеги
- мой начальник
- моя деятельность
- условия труда
- мое развитие
- организация / руководство
- защищенность рабочего места
- оплата