Упражнения на взаимное понимание 4 страница
Несколько человек сообщают, что, по их ощущениям, на роль "козлов отпущения" были выбраны именно они. Здесь полезно не спешить открывать истинное положение дел, а дать возможность этим участникам поподробнее рассказать, из чего складывались их ощущения. Их сообщения как нельзя лучше актуализируют групповую рефлексию на происшедшее во время дискуссии по произвольно заданной теме.
Нередка ситуация, когда истинный "козел отпущения" не почувствовал себя таковым, зато приписывали себе эту роль те, кого миновал сей выбор. Сослаться на плохое выполнение задания группой теперь уже сложно. Участникам остается анализировать факторы, связанные с особенностями личного восприятия конкретной ситуации общения, собственным самоотношением. Параллели с живой жизненной реальностью здесь становятся настолько очевидны, что даже реплики других членов группы оказываются ненужными и участники, обнаружившие подобные личные ошибки, нередко лишь отмахиваются и глубоко задумываются.
Полезен для группового осмысления будет также рассказ участника, побывавшего в роли "козла отпущения" и понявшего свою роль, о том, каково ему было находиться в этом положении. Акцент в рассказе желательно делать именно на описание внутренних ощущений, а не на способах определения своей роли. Наряду с очевидными здесь обнаруживаются и несколько неожиданные для всех остальных впечатления.
"У меня возникло ощущение комфорта и уюта сразу. Было впечатление, что возникла суровая, грубоватая, но надежная защита. Я обнаружил, что не несу ни за что в этой компании никакой ответственности, что со мной обращаются как со "своим в доску". Меня обрывали, перебивали, махали на меня рукой. Даже покрикивали. И это положение было сначала очень уютным. Потом я понял, что они, то есть вы все, так наседают на меня потому, что имя, сообщенное им, было моим именем. И я понял, что "козел отпущения" – это я. Но что-то вы все делали не так. Ведь я не чувствовал себя изгоем".
Откровения подобного характера нередки в этой игре. Они дают богатую пищу для обсуждений. Вот лишь некоторые из диспутов, возникавших по окончании этой игры на различных тренингах для руководителей и предпринимателей, проводимых автором.
Проблема взаимосвязи личной свободы от ритуалов, правил, норм и места в иерархии. Чем ниже позиция члена группы в иерархической лестнице, тем в большей степени он чувствует себя свободным от норм. Его, конечно, и "клюют" больше, но с него и спрос меньше. Как это ни парадоксально, но "козел отпущения" может позволить себе в личном плане значительно больше, чем тот, кто главенствует в иерархии. Например, пьянство или аморальное поведение начальника железной дороги будет в центре внимания общественности. Оно будет интересно значительно большему количеству людей, чем пьянство : и аморальное поведение стрелочника этой железной Дороги, на которого, как известно, как на "козла отпущения", списываются все грехи.
Проблема взаимосвязи свободы и ответственности. Чем более человек свободен, тем за меньшее он ответственен. Абсолютно свободный человек ни за что не отвечает. Он отвечает лишь за себя. Руководитель отвечает за многое, например, за результаты деятельности своего коллектива. Но руководитель – это, пожалуй, самый несвободный человек на предприятии, поскольку он является заложником своих подчиненных. От качества их работы, от добросовестности, с какой они выполняют его поручения, зависит репутация руководителя, чья подпись стоит, в частности, на юридических документах, гарантирующих выполнение предприятием определенных обязательств перед заказчиками. Выговоры и увольнения, примененные к нерадивым, не восполнят провала.
Это лишь два примера, иллюстрирующих направления в развитии групповой дискуссии по окончании предложенной игры.
* * *
Игры, упражнения, тренинговые "номера" и процедуры, основными эффектами которых являются эффекты, связанные с проблемами взаимного восприятия и взаимного понимания людей в общении, сводятся к тому, что участники получают и генерируют по отношению друг к другу обратные связи различного типа, вида, характера, формы[8]. Здесь следует обозначить наиболее предпочтительную динамику изменения характера и формы обратной связи, предполагаемой в том или ином упражнении, игре, в зависимости от состояния, уровня зрелости группы.
На ранних этапах развития групповой динамики, самых первых, начальных фазах тренинга уместно предлагать упражнения, где обратная связь носит формализованный, анонимный и опосредованный характер. То есть впечатления группы относительно конкретного участника формализуются, например, в виде десятибалльной шкалы оценки по какому-то конкретному параметру. Далее, эти баллы участник получает от остальных членов группы, допустим, на листочках бумаги без подписи. Так соблюдается анонимность и опосредованность. "И хочется, и колется" – так образно охарактеризовал один из участников тренинга свое состояние в начале занятий. Имелось в виду, что многим очень интересно, какое впечатление они производят на остальных. Но спросить боязно, стыдно, неловко. На вопрос о прямой и открытой обратной связи в начале тренинга также ответ практически не дается. Мешают общежитейские стереотипы, нормы поведения, озабоченность личным соответствием социально желательным, принятым в данной обстановке ритуалам.
На следующих этапах развития группы следует видоизменять обратные связи. Начинать видоизменение их лучше с постепенного усложнения, а затем и отказа от формализации, регламентации и прочих сужающих свободу выражения ограничений. Например, отказываясь от взаимных оценок в баллах, можно заменить их сначала на ассоциативную форму обратной связи, а затем отказаться от ассоциаций и использовать вид обратной связи, описанный в игре "Мнения".
Отказ от анонимности обратных связей правильнее будет реализовать не тотально, а ситуативно, периодически возвращаясь к ней, помня, что право на отказ имеется у каждого участника. Это одно из основных правил, выполняющих функции "техники безопасности" на любом тренинге.
Упражнения, сгруппированные в этой главе, используются в тренингах любого назначения, любой направленности. Потребность участника самого разного учебного процесса в получении обратной связи о себе, не будучи удовлетворенной, как правило, разрушительно действует на результативность учебного процесса. Даже в группах, ориентированных на решение некоей внешней по отношению к личности участников проблемы, даже в тренингах, где отрабатываются некие инструментальные навыки, создание возможности для членов группы получить сведения о том, какое впечатление они производят на окружающих, а также реализация собственных желаний сообщить личное мнение об остальных, ощущение гармонии в межличностных отношениях не только продвигают человека в разрешении его проблем общения с людьми, но и корректируют его образ себя, его самоотношение, его систему самооценок.
Если же устроители какого-либо вида групповой учебной (необязательно даже психологической) работы пренебрегают аспектом межличностных отношений, то эти процессы самопроизвольно выносятся за скобки учебной программы. Выяснение типа "что он думает о том, что я думаю о нем" так или иначе идет и, развиваясь стихийно, не всегда является фактором, содействующим учебному процессу. Иными словами, чем бы ни занимались люди, собравшиеся в группу, они неизбежно пройдут через этап прояснения взаимного восприятия и взаимного понимания.
Стало уже банальным высказывание, что человек становится человеком, только смотрясь в другого как в зеркало. Группа тренинга межличностного общения – объемное зеркало. Каждый участник имеет возможность вместо пресловутого и неуловимого объективного взгляда на себя со стороны получить взамен столько субъективных точек зрения на собственную персону, сколько имеется человек в группе. Для большинства из нас ценнее оказывается последнее. Можно все же усомниться в необходимости помещать естественный, стихийный процесс выяснения отношений в группе в регламентированные рамки, в русло тренинга. Не вдаваясь в теоретический анализ этой серьезной проблемы, можно ответить образно. Поскольку мы, хотим того или нет, смотримся в других как в зеркало, при стихийном разглядывании мы не застрахованы от двух крайностей. Не удовлетворившись изображением, мы либо объявим все зеркала кривыми и станем жить в королевстве кривых зеркал, либо, приписав собственные пороки отражающему их зеркалу, поместим себя в царство кривых рож[9]. Для того чтобы уменьшить вероятность попадания в такие крайние состояния, и существует вид тренинга, упражнения которого были представлены в этом параграфе.