Определить, какие изменения необ­ходимо внести, чтобы обеспечить сов­местимость между человеком, машиной и средой

Чтобы выявить неувязки между возмож­ностями человека-оператора и потребнос­тями системы, необходим эргономист



Глава 7 Готовые стратегии (конвергенция)



Определить, какие изменения необ­ходимо внести, чтобы обеспечить сов­местимость между человеком, машиной и средой - student2.ru


(специалист по инженерной психологии). По-видимому, такой анализ совмести­мости невозможно выполнить до того, как система будет разработана настолько детально, что можно будет воспроизвести ее основные части в действующих моде­лях и воспользоваться существующими методами прогнозирования реакций че­ловека (разд. 9.6). Разница между мето­дами классической эргономики и метода­ми проектирования систем человек — машина заключается в том, что во вто­ром случае исследование совместимости проводится с учетом целей, затрат, сро­ков окончания работ и требований ко всей системе. Когда используются эти системные критерии, гораздо яснее ста­новятся преимущества метода, в кото­ром технические решения приспосабли­ваются к достоинствам и недостаткам че­ловека, в отличие от метода, когда воз­можности человека изучаются "класси­чески", т.е. в далеких от реальности ла­бораторных условиях.

В примере с разработкой системы уп­равления автостоянкой поиск неувязок между человеком и машиной можно бы­ло бы начать с составления детального перечня последовательных событий. За­тем нужно в деталях определить инфор­мацию, затраты времени и технические устройства, необходимые человеку для выполнения каждой порученной ему опе­рации. При этом, может быть, выяснится, что некоторые переменные — например кривизна дороги на подъездах к автосто­янке, интенсивность транспортного пото­ка в часы "пик" и т.д. — имеют решаю­щее значение. Тогда придется проводить натурные испытания, чтобы установить максимальную кривизну дороги, при ко­торой невнимательный водитель останав­ливается достаточно близко к автомату для выдачи контрольных талонов. Воз­можно, придется также перераспределить некоторые подфункции между челове­ком и машиной; например, для того, что­бы точно выдерживать расстояние от ав­томобиля до автомата,1 можно преду­смотреть высокий бордюр, который бы накладывал ограничение на поперечное положение автомобиля.

Замечания

Пример автостоянки был выбран лишь потому, что его легко описать в немно-

гих словах. Однако существуют системы, в которых добиться согласованности между возможностями человека и маши­ны намного сложнее. Примерами могут служить дорожное движение с характер­ными для него частыми авариями; теле­фонная система, в которой абонент час­то проявляет нервозность, а телефонист­ка перегружена работой; технические библиотеки, где так трудно получить конкретную информацию из хранилища в тот момент, когда она необходима.

Трудно назвать большую систему, которая была бы разработана по изло­женной здесь методике и в то же вре­мя с самого начала была бы свободна от вполне предвидимых неувязок между человеком и машиной. Возможно, мно­гие подсистемы в области пилотируе­мых космических полетов приближаются

к этому уровню, но даже здесь в работе человека многое недодумано. Новые фор­мы массового обслуживания, такие, как места отдыха и развлечения, крупные ма­газины, системы регулирования дорож­ного движения, системы учебного теле­видения, больницы, многопериферийные вычислительные системы, все шире пре­доставляют возможность и выдвигают необходимость проектирования систем человек — машина. Внедрению этого ме­тода мешают чисто субъективные пре­пятствия: лишь немногие из тех, кто финансирует разработку новых систем, знают о существовании методик, исклю­чающих такие дефекты систем, как вы­сокая частота аварий, высокая стоимость обучения и недостаточная гибкость системы.

Принцип поиска, на котором постро-


Наши рекомендации