Определить, какие изменения необходимо внести, чтобы обеспечить совместимость между человеком, машиной и средой
Чтобы выявить неувязки между возможностями человека-оператора и потребностями системы, необходим эргономист
Глава 7 Готовые стратегии (конвергенция)
(специалист по инженерной психологии). По-видимому, такой анализ совместимости невозможно выполнить до того, как система будет разработана настолько детально, что можно будет воспроизвести ее основные части в действующих моделях и воспользоваться существующими методами прогнозирования реакций человека (разд. 9.6). Разница между методами классической эргономики и методами проектирования систем человек — машина заключается в том, что во втором случае исследование совместимости проводится с учетом целей, затрат, сроков окончания работ и требований ко всей системе. Когда используются эти системные критерии, гораздо яснее становятся преимущества метода, в котором технические решения приспосабливаются к достоинствам и недостаткам человека, в отличие от метода, когда возможности человека изучаются "классически", т.е. в далеких от реальности лабораторных условиях.
В примере с разработкой системы управления автостоянкой поиск неувязок между человеком и машиной можно было бы начать с составления детального перечня последовательных событий. Затем нужно в деталях определить информацию, затраты времени и технические устройства, необходимые человеку для выполнения каждой порученной ему операции. При этом, может быть, выяснится, что некоторые переменные — например кривизна дороги на подъездах к автостоянке, интенсивность транспортного потока в часы "пик" и т.д. — имеют решающее значение. Тогда придется проводить натурные испытания, чтобы установить максимальную кривизну дороги, при которой невнимательный водитель останавливается достаточно близко к автомату для выдачи контрольных талонов. Возможно, придется также перераспределить некоторые подфункции между человеком и машиной; например, для того, чтобы точно выдерживать расстояние от автомобиля до автомата,1 можно предусмотреть высокий бордюр, который бы накладывал ограничение на поперечное положение автомобиля.
Замечания
Пример автостоянки был выбран лишь потому, что его легко описать в немно-
гих словах. Однако существуют системы, в которых добиться согласованности между возможностями человека и машины намного сложнее. Примерами могут служить дорожное движение с характерными для него частыми авариями; телефонная система, в которой абонент часто проявляет нервозность, а телефонистка перегружена работой; технические библиотеки, где так трудно получить конкретную информацию из хранилища в тот момент, когда она необходима.
Трудно назвать большую систему, которая была бы разработана по изложенной здесь методике и в то же время с самого начала была бы свободна от вполне предвидимых неувязок между человеком и машиной. Возможно, многие подсистемы в области пилотируемых космических полетов приближаются
к этому уровню, но даже здесь в работе человека многое недодумано. Новые формы массового обслуживания, такие, как места отдыха и развлечения, крупные магазины, системы регулирования дорожного движения, системы учебного телевидения, больницы, многопериферийные вычислительные системы, все шире предоставляют возможность и выдвигают необходимость проектирования систем человек — машина. Внедрению этого метода мешают чисто субъективные препятствия: лишь немногие из тех, кто финансирует разработку новых систем, знают о существовании методик, исключающих такие дефекты систем, как высокая частота аварий, высокая стоимость обучения и недостаточная гибкость системы.
Принцип поиска, на котором постро-