Методы изучения особенностей личности дошкольников с общим недоразвитием речи
Метод наблюдения
Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Он позволяет получить представление о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности, при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего.
Исследователи выделяют два вида наблюдения:
> пассивное наблюдение, когда исследователь не вмешивается в деятельность ребенка;
> активное наблюдение или естественный психолого-педагогический эксперимент, разработанный А.Ф. Лазурским (1911),при котором преднамеренное вмешательство в жизнь ребенка совмещается с изучением его психических функций и личности в целом.
Применение данного метода требует соблюдения определенных условий:
наблюдение должно быть длительным;
> наблюдение должно проводиться целенаправленно;
> материалы наблюдения необходимо фиксировать;
> наблюдение должно проводиться в естественных условиях;
> наблюдение должен осуществлять специалист, знающий особенности детей.
При изучении детей с тяжелыми нарушениями речи очень важно осуществлять наблюдение за коммуникативным поведением детей. Основными параметрами такого наблюдения являются:
> стремление ребенка к контакту;
> желание ребенка общаться со сверстниками, взрослыми;
> преимущественный вид контакта;
> ситуации, вызывающие коммуникативные трудности;
> наличие переживания дефекта;
> формы, в которых это переживание выражается;
> негативные поведенческие проявления при попытках установить контакт;
> наличие паралингвистических средств общения (жест, мимика и т.д.).
Методика «Несуществующее животное»
«Несуществующее животное» - одна из наиболее популярных рисуночных методик, данные которой позволяют выдвинуть определенные гипотезы об особенностях личности. Этот метод исследования построен на теории психомоторной связи. Автор методики И.С. Дру-каревич (1947).
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем».
Оборудование: лист бумаги (формат А4; при рисовании расположение листа вертикальное); простой карандаш средней мягкости; ластик; набор цветных карандашей.
Различные аспекты анализа и интерпретации результатов данной методики представлены в работах следующих авторов: Л.Ф. Бурлачук, Н.С. Бурлакова и В.И. Олешкевич, Е.С. Романова и О.Ф. Потемкина, д.Я. Райгородский, Е.И. Рогов, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и др.
Методика «Дом— дерево — человек» (ДДЧ)
Для изучения эмоционального состояния дошкольников с ОНР целесообразно использовать рисуночный тест «Дом - дерево - человек». Автором теста является американский психолог Дж. Бак (1948). Данная методика позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека».
Оборудование: лист бумаги (формат А4), простой карандаш (желательно карандаш 2М, так как при его использовании хорошо видны изменения в силе нажима); ластик.
Особенности анализа и интерпретации рисунков теста ДДЧ представлены в работах таких исследователей, как Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова и О.Ф. Потемкина, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и др.
Методика «Моя семья»
Цель рисуночной методики «Моя семья» - выявление особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на нарушение общения.
Рисунок семьи для диагностики внутрисемейных отношений использовали исследователи Р. Берне, В. Вульф, А.И. Захаров, Л. Корман, С. Кауфман, В. Хьюс и др.
Инструкция: «Нарисуй, свою семью». (При этом не рекомендуется объяснять детям значение слова «семья», а если возникает вопрос «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию.)
Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш; ластик; набор цветных карандашей.
После выполнения задания ребенку предлагают ответить на вопросы: «Кто это?», «Им весело или грустно?», «Кто из нарисованных здесь самый счастливый? Несчастный? Почему?» и т.д.
Особенности интерпретации рисунка семьи представлены в работах вышеназванных авторов, а также современных исследователей (Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова и О.Ф.Потемкина, С.С. Степанов, Е.Т.Соколова и др.).
Методика Розенцвейга
Тест «рисуночной фрустрации» Розенцвейга является достаточно известным диагностическим инструментом и имеет широкое применение в отечественной психологической практике.
Его первое издание появилось в 1944 г. и предназначалось для исследования взрослых. В 1948 г. была опубликована специальная версия этой методики для детей 4-14 лет.
Тест Розенцвейга предназначен для диагностики особенностей поведения в ситуациях фрустрации. Под фрустрацией понимается состояние человека, возникающее в ситуациях, когда его деятельность сталкивается с непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями.
Ситуация фрустрации - это ситуация блокирования деятельности, ситуация, в которой затруднено достижение цели или удовлетворение потребности.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Здесь дети нарисованы в разных сложных ситуациях. Взрослые, видимо, их ругают или что-то требуют от них, а ребенок им что-то должен ответить. Как ты думаешь, что говорит ребенок в данной ситуации?» (Ответы не требуют развернутых речевых высказываний, что определяет целесообразность использования методики при изучении детей с ОНР.)
Оборудование: стимульный материал теста - 24 контурных рисунка, на которых представлены различные фрустрирующие ситуации.
Специальные показатели, на основании которых производится оценка и интерпретация данных (профиль фрустрационных реакций, паттерны и т.п.), представлены в авторском варианте (С. Розенцвейг, 1948), а также дополнены Н.В. Тарабриной (1974). Показатели фиксируются в протоколе определенного образца.