Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Наряду с общими психологическими особенностями, харак­терными для класса регулятивных, интегральных процессов, каждый из них обладает определенными специфическими осо­бенностями.

Целеобразование— это процесс формирования цели дея­тельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий. Цель — идеальная форма будущего результата, которая скла­дывается у человека до начала деятельности и оказывает опре­деляющее влияние на все ее содержание. В психологии цель рассматривается как системообразующий фактор деятельно-

сти, который определяет компоненты деятельности и связи ме­жду ними, их временную упорядоченность (план), а также яв­ляется основой других аспектов организации деятельности.

Цель соотносится с системой мотивов личности, в результа­те чего складывается личностный смысл деятельности — важ­нейшее психологическое образование. Деятельность может иметь для субъекта разный личностный смысл при одной и той же цели, но при разных мотивах.

В психологии в связи с важностью соотношения целей и мо­тивов существует понятие «вектор- мотив-цель». Он организу­ет вокруг себя все психические процессы и состояния, вклю­чающиеся в систему деятельности. Это — основной структуро­образующий механизм деятельности, определяющий процесс достижения поставленных субъектом целей.

Цель-образ, цель-результат и цель-уровень достижений — три основные формы субъективных целей.

Цель в любой своей форме складывается до начала деятель­ности, удерживается памятью в процессе деятельности, на­правляет ее и регулирует. Процесс деятельности регулируется тем, чего еще нет, а лишь должно быть получено в итоге. Такой тип организации какого-либо процесса, когда причина и след­ствие меняются местами, называется детерминация по цели, или целевой детерминизм.

Важное условие придания целостности, организованности всей деятельности — иерархичность системы целей, которые должны не противоречить между собой, а работать друг на друга.

Механизм генерации субъективных целей — ключевой мо­мент процесса целеобразования. Выделяют несколько спосо­бов генерации целей.

1. Цель формируется на основе осознания мотива и нахожде­ния объекта, позволяющего реализовать этот мотив. Например, вознаграждение за выполненную работу, где материальный мотив формирует цель.

2. Цель невыполнима и требуется ее переформулирование
или постановка новой цели.

3. Цели могут генерироваться посредством выбора одной из
них субъектом из заданного альтернативного множества. Су­
ществуют два основных типа задания целей — нормативный и
ненормативный. Производным от них способом является ком­
бинированное целеобразование.

Прогнозирование.Процесс этот тесно связан с целеобразо-ванием; с точки зрения психологии он базируется на способно­сти человека к предвосхищению — антиципации будущего, ко­торая является основной формой опережающего отражения субъектом действительности. Этот феномен имеет универсаль­ное значение для всех сторон жизни человека, в особенности для управленческой деятельности.

Процессы прогнозирования и антиципации развертываются в разных формах, которые различаются мерой сложности и со­держанием. Это и текущее прогнозирование, включенное в вы­полнение каких-то иных действий и задач, и специальные дей­ствия по реализации прогноза, произвольно регулируемые субъектом, и самостоятельная деятельность, которая связана с выполнением функций стратегического планирования и про­гнозирования в управлении, реализуемая в индивидуальной и коллективной форме.

Процессы прогнозирования и антиципации имеют уровне-вое строение.

1. Субсенсорный уровень антиципации включает в себя не­
осознаваемые операции, обеспечивающие подготовку к выпол­
нению определенных действий и отдельных движений.

2. Сенсомоторная и перцептивная антиципации базируются
на процессах ощущения и восприятия; они позволяют органи­
зовать действия с учетом возможности появления новой инфор­
мации.

3. Представленческая антиципация основана на функциониро­
вании антиципационных схем. Это — представление о ситуаци-

ях, включающих информацию прошлого опыта человека и тен­денции их возможных изменений.

4. Речемыслительная антиципация — высший уровень
антиципации. На этом уровне становится возможным широ­
кое обобщение и классификация ситуаций. Основной меха­
низм — формулировка гипотез об ожидаемых событиях.

Каждый уровень антиципации соответствует определенно­му уровню сложности поставленных задач. На каждом после­дующем уровне увеличивается временная перспектива осуще­ствляемых прогнозов. Усложняется содержание самого про­цесса антиципации, изменяется состав психических процессов, на основе которых она происходит.

В управленческой деятельности резко возрастает роль анти­ципации, она выступает в новой форме. Суть управленческой деятельности — синхронизация индивидуальных действий ис­полнителей, которая возможна лишь при условии предвосхи­щения планируемых действий иответных реакций на них. Воз­никает новый уровень антиципации.

5. Рефлексивная антиципация — формирование коллектив­
ного прогноза, а не только индивидуального. Благодаря воз­
никновению своеобразного совместного антиципационного
эффекта достигается лучшее взаимопонимание участников
совместной деятельности, возрастает глубина антиципации и
ее точность. Образуется высший уровень прогнозирования —
и по сложности, и по мощности. Вместе с речемыслительной
антиципацией именно он наиболее соответствует содержа­
нию и природе управленческой деятельности.

Планирование и программирование.Планированию при­надлежит важное место в системе регулятивных процессов, а также среди основных функций управленческой деятельности. Оно относится к совместной деятельности, выступая как функция управления ею. Но оно имеется и в структуре индиви­дуальной деятельности, являясь специфическим регулятором ее организации. Планирование — важнейший компонент прак­тического интеллекта руководителя, определяющий эффектив-

ность его познавательно-преобразующих действий. Главная особенность процесса планирования характеризуется поняти­ем «вездесущесть» — оно является сквозным процессом управ­ленческой деятельности.

В деятельности руководителя планирование может быть те­кущим и предварительным; перспективным и краткосрочным; «жестким» (алгоритмизованным) и «мягким» (вариативным). Оно может носить индивидуальный характер или, если к нему подключаются другие лица, выступать в коллегиальной форме.

Основная функция планирования — пространственно-вре­менное упорядочивание деятельности и выработка ее общих ориентиров и средств реализации ее целей.

Планирование в деятельности руководителя приобретает специфические особенности: оно становится своеобразным «метапланированием», выходящим за рамки индивидуальной деятельности руководителя. Процесс планирования в психоло­гии раскрыт в основном на материале индивидуальной дея­тельности. Выделяют три основных способа планирования.

1. Работа «по ориентирам» — наиболее элементарный спо­
соб, когда действия строятся по принципу реактивных ответов
на внешние события.

2. Работа «по образцам» — способ планирования более вы­
сокого уровня сложности. Человек стремится к неукоснитель­
ному выполнению стандартного (жесткого) предварительно­
го плана. При этом возникновение «нештатных ситуаций» мо­
жет полностью дезорганизовывать деятельность. Этот способ
характерен для консервативно-репродуктивного стиля руко­
водства.

3. Планирование деятельности с учетом возможных измене­
ний условий — самый эффективный способ. Общая стратегия
разрабатывается без чрезмерной детализации, что дает возмож­
ность гибкого изменения планов в зависимости от изменения
условий деятельности.

Главное требование к планированию в управленческой дея­тельности — определение оптимальной грани между жестко-

стью и гибкостью, конкретностью и обобщенностью. Стан­дартных рецептов в этом отношении нет, но в теории управле­ния сформулирован ряд условий эффективного планирования в деятельности руководителя:

1) способность к быстрой генерации альтернативных пла­
нов;

2) выработка общей стратегии поведения на основе анализа
нескольких планов;

3) наличие двух уровней в структуре плана — стратегиче­
ского и тактического;

4) сочетание гибкости планов на стадии разработки и твер­
дости на стадии их реализации;

5) умение найти и выбрать лучший план.

Основой содержания процесса планирования является оп­ределенная и закономерная — инвариантная — последователь­ность основных этапов.

1. Ориентировка в ситуации и определение трудностей для
достижения поставленных целей.

2. Выработка альтернативных вариантов выхода из сложив­
шейся ситуации.

3. Сравнительный анализ этих вариантов, определение их
достоинств и недостатков, а также «цены», необходимой для
реализации каждого их них.

4. Выбор варианта, оптимизирующего вероятность достиже­
ния целей.

5. Конкретизация и детализация выбранного варианта и вы­
работка «технологии» его исполнения.

6. Реализация плана.

7. Оценка эффективности реализации, при необходимо­
сти — ее коррекция, сопоставление исходных целей с достиг­
нутыми результатами.

В связи с тем что обычно руководитель реализует в своей деятельности одновременно несколько планов, возникает не­обходимость их согласования. Они «выстраиваются» по значи­мости и очередности. Иерархичность процессов планирования

отличает их от более частных процессов программирования. Программа деятельности — конкретная цепь выстроенных вдоль оси времени действий, их алгоритм; это одномерная структура. Процесс программирования является заключитель­ным этапом процесса планирования, а сама программа — его продукт (окончательный результат).

Самоконтроль.Главное его отличие от контроля заключает­ся в том, что объектом его приложения становится своя деятель­ность, а не деятельность других. Основные же технические приемы контроля как бы переносятся на реализацию функции самоконтроля. Специфические особенности данного процесса определяются соединением в нем субъекта и объекта контроля. Еще более сложная и специфическая ситуация складывается от­носительно деятельности руководителя: он должен одновремен­но выполнять функцию контроля (за подчиненными) и самокон­троля (за своей деятельностью). Различия в отношении к этим функциям часто являются источником напряженности и кон­фликтов в деятельности руководителя.

Формы и виды самоконтроля классифицируются в психоло­гии по четырем основным принципам: временному, модально-стному, структурному и принципу произвольности.

1. В соответствии с временным принципом различают такие ви­
ды самоконтроля, как предварительный (антиципирующий), те­
кущий (промежуточный) и. результирующий (заключительный).

2. В соответствии с модальностным1 принципом следует
различать зрительный, слуховой, тактильный, кинестетиче­
ский2 и комбинированный виды самоконтроля. Ведущая роль в
управленческой деятельности принадлежит зрительному и
слуховому видам.

3. В соответствии со структурным принципом виды самокон­
троля различаются по уровням, на которых они реализуются.
Это — биологический уровень самоконтроля (гомеостаз), физио­
логическая саморегуляция основных систем жизнедеятельности,

Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности - student2.ru 1 Модальность — разновидность ощущений (зрительные, слуховые и др.).

2 Кинестетический контроль — мускульный, ощущение движения.

психофизиологическая регуляция состояний, психологический самоконтроль деятельности, социальный контроль и самокон­троль поведения.

4. В соответствии с принципом произвольности различают произвольный и непроизвольный виды самоконтроля.

Коррекция.Этот процесс организации деятельности наибо­лее специфичен среди интегральных процессов. Именно кор­рекция завершает общий цикл построения и регуляции дея­тельности и ее отдельных этапов, а не исполнение и его резуль­таты.

Существует понятие обратносвязевой информации о резуль­тате. Далее идет процесс сличения «цель — результат». Полно­го согласования между ними не бывает, поэтому необходимым компонентом в организации деятельности является определе­ние степени рассогласования идеальной цели и ее результата. Затем происходит коррекция, которая развертывается с разной мерой выраженности, зависящей от величины обнаруженных рассогласований.

По своему содержанию коррекция выходит за рамки регуля­тивных процессов и принимает вид новой деятельности (или действий) по исправлению допущенных ошибок.

Деятельность в результате коррекции принимает замкнутый кольцеобразный характер, приобретая свойство недостигаемо­сти (наряду с целенаправленностью).

На основе коррекции происходит самообучение субъекта, повышение его профессионального опыта и общего уровня компетентности. Механизмом самообучения с психологиче­ской точки зрения выступает вся система явлений, связан­ных с процессом коррекции: восприятие результата, трак­товка обратносвязевой информации, сличение ее с идеаль­ной целью и др.

Регулятивные, интегральные процессы наряду с когнитив­ными имеют большое значение для понимания специфики управленческой деятельности. Поскольку они подобны систе­ме основных управленческих функций, то поэтому являются

психологической основой для их реализации. Образуя в своей совокупности замкнутый цикл регуляции деятельности, эти процессы определяют собой психологическое строение дея­тельности руководителя, ее психологическую архитектонику.

Глава 20

Наши рекомендации