Глава 5. Построение отношений консультирования

Твои слова разлетаются мириадами брызг у меня в голове, словно холодный дождь в начале октября, шелестящий в сумерках по моей крыше.

Образы меняются, как осенняя погода, от бурно грохочущих раскатов грома до мягких, неспешных потоков чувств.

Через все это я смотрю на тебя, напитанного прошлыми страхами и суматохой; Потом терпеливо я вглядываюсь вместе с тобой в темноту,

Чтобы увидеть, как разрываются черные тучи, которые еще задерживаются в твоем вихрящемся сознании.

Я слежу за пробуждением твоей улыбки, что приходит в сиянии нового начала.

«Autumn storm» by S. T. Gladding, 1975, Personnel and Guidance Journal» 54, 149.

В процессе консультирования можно отчетливо выделить несколько стадий с хорошо видимыми переходами. На первой стадии происходит формирование отношений. Цель данной стадии заключается в вовлечении клиентов в исследование волнующих их проблем. В это время борьба разгорается в двух направлениях (Napier & Whitaker, 1978). Первое – это борьба за структуру, которая включает в себя вопросы административного управления (например, составление плана, договор об оплате, расписание сессий). Второе направление – борьба за инициативу, которая имеет отношение к заинтересованности клиента в изменении и к его ответственности. Важно, чтобы консультанты победили в борьбе за структуру, а клиенты выиграли инициативу. Если эти проблемы решатся иначе, консультирование, скорее всего, будет прекращено, а консультант и клиент – оба могут почувствовать себя проигравшими.

Мы также исследуем другие факторы, влияющие на динамику и направление консультирования, такие как физические условия, особенности клиента, навыки консультанта и качество установленных отношений. Кроме того, рассмотрим особенности первичного интервью и стадию исследования в консультировании. Каркхуфф (Carkhuff, 1969) и Иви {Ivey, 1971,1994) продемонстрировали, что некоторые действия входе консультирования не укладываются в рамки теоретических рекомендаций относительно создания отношений консультанта и клиента. Подобные действия иногда называются микронавыками и включают в себя нетеоретические, социально обусловленные образцы поведения, такие как проявление признаков внимания, одобрение, рефлексия и выслушивание. Будучи инструментами консультанта, эти способности позволяют консультантам полноценнее общаться со своими клиентами, «действовать в соответствии с культурными нормами и находить положительные моменты в жизненном опыте» (Weinrach, 1987, р. 533). Таким образом, часть данной главы будет посвящена микронавыкам.

Наши рекомендации